Федеральным законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 504-ФЗ) внесен ряд значительных изменений в положения Закона о контрактной системе[1]. Указанные изменения (за исключением отдельных положений) вступят в силу 01.07.2018. В статье мы рассмотрим наиболее важные из изменений.
В первую очередь отметим, что положения Закона о контрактной системе дополнены определениями следующих терминов:
Также отметим, что для подписания электронных документов в единой информационной системе и на электронных площадках нужно будет использовать усиленную квалифицированную электронную подпись. Ранее для этого применялась неквалифицированная электронная подпись. Напомним, что под электронной подписью понимается информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию (ст. 2 Федерального закона № 63-ФЗ[1]). Согласно ст. 5 Федерального закона № 63-ФЗ электронная подпись может быть двух видов: простая и усиленная. В свою очередь, усиленная электронная подпись может быть неквалифицированной или квалифицированной.
Неквалифицированная электронная подпись |
Квалифицированная электронная подпись |
---|---|
– получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи; – позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ; – позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после его подписания; – создается с использованием средств электронной подписи |
– соответствует всем признакам неквалифицированной электронной подписи; – ключ ее проверки указан в квалифицированном сертификате; – для ее создания и проверки используются средства, получившие подтверждение соответствия требованиям, установленным согласно Федеральному закону № 63-ФЗ
|
Кроме того, следует обратить внимание на изменение состава единой информационной системы, так начиная с 01.01.2019 в нее будет входить еще и единый реестр участников закупок.
Также уточнено, что регистрация участников закупок в единой информационной системе будет осуществляться в электронной форме на основании информации и документов в порядке и сроки, которые определяются Правительством РФ. При этом не будет допускаться регистрация оффшорных компаний в единой информационной системе в качестве участников закупок.
Федеральным законом № 504-ФЗ предусмотрено, что по 31.12.2019 включительно подача заявок на участие в электронных процедурах и участие в таких процедурах осуществляются среди прочего лицами, которые аккредитованы до 01.01.2019 на электронной площадке, информация и документы которых включены в реестр, предусмотренный ст. 62 Закона о контрактной системе. При этом регистрация в единой информационной системе не требуется.
Отметим, что требования к единому реестру участников закупок, порядок их регистрации в единой информационной системе и их аккредитация на электронных площадках регламентируются ст. 24.2 Закона о контрактной системе.
Также в единой информационной системе в сфере закупок в целях мониторинга и фиксации действий, бездействия участников контрактной системы в сфере закупок на электронной площадке будет создана государственная информационная система, которая будет обеспечивать:
Начиная с 01.07.2018 проводимые в электронной форме открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее – электронные процедуры), а также закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (в случаях, установленных решением Правительства РФ, предусмотренным ч. 3 ст. 84.1 Закона о контрактной системе) должны осуществляться с учетом особенностей, определенных ст. 24.1 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 1 указанной статьи проведение электронных процедур, закрытых электронных процедур, в том числе направление участниками закупок запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, подача участниками закупок заявок на участие в закупке, предложений о цене контракта, окончательных предложений, предоставление комиссии по осуществлению закупок доступа к заявкам, сопоставление предложений о цене контракта участников закупки, формирование протоколов, заключение контракта с победителем закупки, обеспечивается на электронной площадке, требования к которой будут устанавливаться Правительством РФ.
Отметим, что Федеральным законом № 504-ФЗ детально регламентирован порядок проведения в электронной форме:
Обратите внимание:
Учреждения здравоохранения при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных, муниципальных нужд (ч. 43 ст. 112 Закона о контрактной системе):
Необходимо отметить, что годовой объем закупок, осуществляемых в 2018 году путем проведения запроса котировок и (или) запроса котировок в электронной форме, не должен в совокупности превышать 10% совокупного годового объема закупок учреждения и не должен составлять более чем 100 млн руб. (ч. 45 ст. 112 Закона о контрактной системе).
Федеральным законом № 504-ФЗ уточнен перечень информации, которую необходимо указать в извещении об осуществлении закупки. Так, помимо идентификационного кода закупки, в случае осуществления закупки согласно ч. 4 – 6 ст. 15 Закона о контрактной системе нужно будет отражать соответствующую часть ст. 15 Закона о контрактной системе, на основании которой производится закупка.
Кроме того, начиная с 01.07.2018 в извещении об осуществлении закупки необходимо будет указывать:
Также отметим, что единые требования к участникам закупки дополнятся еще одним. В качестве такого требования выступает отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством РФ.
Кроме того, в силу новой редакции ч. 11 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным ч. 9 и 10 обозначенной статьи, заказчик вправе заключить контракт с иным участником закупки, который предложил такую же, как и победитель названной закупки, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем в порядке, определенном для заключения контракта в случае уклонения победителя закупки от заключения контракта.
Данное изменение вступило в силу 01.01.2018.
Еще одним новшеством является освобождение казенных учреждений от обязанности по обеспечению подаваемой заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (ч. 6 ст. 44 Закона о контрактной системе).
Согласно новой редакции ч. 10 ст. 44 Закона о контрактной системе денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок для участия в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством РФ. В настоящее время такие денежные средства должны вноситься на счет оператора электронной площадки в банке.
Изменения коснулись и размера обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе. Начиная с 01.07.2018 он должен будет составлять:
Согласно новой редакции ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия:
Уточнено, что возможность увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницу между ценой контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), можно использовать в случае проведения не только конкурса или аукциона, но и запроса предложений (ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе).
Следует обратить внимание на введенную ч. 29 ст. 34 Закона о контрактной системе, в силу которой Правительство РФ будет вправе устанавливать:
Положения Закона о контрактной системе дополнены новой ст. 83.2, определяющей порядок заключения контракта по результатам любой закупки в электронной форме. Согласно ч. 2 обозначенной статьи в течение пяти дней с даты размещения в ЕИС протоколов подведения итогов закупки в электронной форме учреждение должно разместить в ЕИС и на электронной площадке проект контракта, который составляется путем включения в него цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной п. 2 ч. 4 ст. 54.4, п. 7 ч. 9 ст. 83.1 Закона о контрактной системе, поименованных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Победитель обязан подписать указанный проект контракта усиленной электронной подписью в течение пяти дней с даты его размещения в ЕИС, а также разместить на электронной площадке документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо разместить протокол разногласий, предусмотренный ч. 4 ст. 83.2 Закона о контрактной системе.
Последним проект контракта подписывает заказчик. Это должно быть сделано в течение трех рабочих дней с даты размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры, и представления таким победителем соответствующего требованиям извещения о проведении закупки, документации о закупке обеспечения исполнения контракта. Заказчик обязан разместить в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика.
Обратите внимание:
Контракт считается заключенным с момента размещения в единой информационной системе подписанного заказчиком контракта.
Согласно ч. 9 ст. 83.2 Закона о контрактной системе контракт может быть заключен не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС указанных в ч. 12 ст. 54.7, ч. 8 ст. 69, ч. 13 ст. 83.2 Закона о контрактной системе протоколов, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме – не ранее чем через 7 дней с даты размещения в ЕИС поименованных в ч. 8 ст. 82.4, ч. 23 ст. 83.1 Закона о контрактной системе протоколов.
В связи с установлением в Законе о контрактной системе порядка определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения электронных процедур случаи проведения закупки у единственного поставщика дополнены следующими случаями:
В заключение еще раз отметим основные изменения Закона о контрактной системе:
[1]Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
[2] Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Один раз в месяц мы делаем подборку статей, рекомендаций, новостей по актуальным темам и совершенно бесплатно рассылаем ее нашим подписчикам.
Оставьте, пожалуйста, свой адрес, если Вы хотите получать интересную профессиональную информацию.