Вернуться к списку журналов

Последние изменения в закупках: новшества 2018 года

Автор: Павелин А., эксперт журнала

Федеральным законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 504-ФЗ) внесен ряд значительных изменений в положения Закона о контрактной системе[1]. Указанные изменения (за исключением отдельных положений) вступят в силу 01.07.2018. В статье мы рассмотрим наиболее важные из изменений.

 

Общие положения.

 

В первую очередь отметим, что положения Закона о контрактной системе дополнены определениями следующих терминов:

  • электронная площадка – сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Он должен соответствовать установленным по п. 1 и 2 ч. 2 ст. 24.1 Закона о контрактной системе требованиям, на нем определяются конкурентными способами поставщики (подрядчики, исполнители) в электронной форме, за исключением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме;
  • оператор электронной площадки – непубличное хозяйственное общество, в уставном капитале которого иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам принадлежит не более 25% долей (акций) такого общества и которое владеет электронной площадкой, в том числе необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами, обеспечивает ее функционирование, а также соответствует установленным по п. 1 и 2 ч. 2 ст. 24.1 Закона о контрактной системе требованиям и включено в утвержденный Правительством РФ перечень операторов электронных площадок;
  • специализированная электронная площадка – соответствующая установленным по п. 1 и 3 ч. 2 ст. 24.1 Закона о контрактной системе требованиям информационная система, доступ к которой осуществляется с использованием защищенных каналов связи и на которой проводятся закрытые конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме;
  • оператор специализированной электронной площадки – российское юридическое лицо, которое владеет специализированной электронной площадкой, в том числе необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами, обеспечивает ее функционирование, а также соответствует установленным по п. 1 и 3 ч. 2 ст. 24.1 Закона о контрактной системе требованиям и включено в утвержденный Правительством РФ перечень операторов специализированных электронных площадок.

Также отметим, что для подписания электронных документов в единой информационной системе и на электронных площадках нужно будет использовать усиленную квалифицированную электронную подпись. Ранее для этого применялась неквалифицированная электронная подпись. Напомним, что под электронной подписью понимается информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию (ст. 2 Федерального закона № 63-ФЗ[1]). Согласно ст. 5 Федерального закона № 63-ФЗ электронная подпись может быть двух видов: простая и усиленная. В свою очередь, усиленная электронная подпись может быть неквалифицированной или квалифицированной.

 

Неквалифицированная электронная подпись

Квалифицированная электронная подпись

– получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи;

– позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ;

– позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после его подписания;

– создается с использованием средств электронной подписи

– соответствует всем признакам неквалифицированной электронной подписи;

– ключ ее проверки указан в квалифицированном сертификате;

– для ее создания и проверки используются средства, получившие подтверждение соответствия требованиям, установленным согласно Федеральному закону № 63-ФЗ

 

 

Кроме того, следует обратить внимание на изменение состава единой информационной системы, так начиная с 01.01.2019 в нее будет входить еще и единый реестр участников закупок.

Также уточнено, что регистрация участников закупок в единой информационной системе будет осуществляться в электронной форме на основании информации и документов в порядке и сроки, которые определяются Правительством РФ. При этом не будет допускаться регистрация оффшорных компаний в единой информационной системе в качестве участников закупок.

Федеральным законом № 504-ФЗ предусмотрено, что по 31.12.2019 включительно подача заявок на участие в электронных процедурах и участие в таких процедурах осуществляются среди прочего лицами, которые аккредитованы до 01.01.2019 на электронной площадке, информация и документы которых включены в реестр, предусмотренный ст. 62 Закона о контрактной системе. При этом регистрация в единой информационной системе не требуется.

Отметим, что требования к единому реестру участников закупок, порядок их регистрации в единой информационной системе и их аккредитация на электронных площадках регламентируются ст. 24.2 Закона о контрактной системе.

Также в единой информационной системе в сфере закупок в целях мониторинга и фиксации действий, бездействия участников контрактной системы в сфере закупок на электронной площадке будет создана государственная информационная система, которая будет обеспечивать:

  • мониторинг доступности (работоспособности) единой информационной системы, электронной площадки и хранение информации о такой доступности (работоспособности);
  • фиксацию, включая видеофиксацию, в режиме реального времени действий, бездействия участников контрактной системы в сфере закупок в единой информационной системе, на электронной площадке;
  • хранение информации о действиях, бездействии участников контрактной системы в сфере закупок в единой информационной системе, на электронной площадке, в том числе информации об электронных документах, формируемых участниками контрактной системы в сфере закупок и подписанных усиленной электронной подписью, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.

 

Электронные закупки.

 

Начиная с 01.07.2018 проводимые в электронной форме открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее – электронные процедуры), а также закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (в случаях, установленных решением Правительства РФ, предусмотренным ч. 3 ст. 84.1 Закона о контрактной системе) должны осуществляться с учетом особенностей, определенных ст. 24.1 Закона о контрактной системе.

В силу ч. 1 указанной статьи проведение электронных процедур, закрытых электронных процедур, в том числе направление участниками закупок запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, подача участниками закупок заявок на участие в закупке, предложений о цене контракта, окончательных предложений, предоставление комиссии по осуществлению закупок доступа к заявкам, сопоставление предложений о цене контракта участников закупки, формирование протоколов, заключение контракта с победителем закупки, обеспечивается на электронной площадке, требования к которой будут устанавливаться Правительством РФ.


 Перечень операторов, которые будут соответствовать определенным требованиям, тоже будет утверждаться Правительством РФ.

Отметим, что Федеральным законом № 504-ФЗ детально регламентирован порядок проведения в электронной форме:

  • открытого конкурса (ст. 54.1 Закона о контрактной системе);
  • конкурса с ограниченным участием (ст. 56.1);
  • двухэтапного конкурса в электронной форме (ст. 57.1);
  • запроса котировок (ст. 82.1);
  • запроса предложений в электронной форме (ст. 83.1);
  • закрытых способов определения поставщиков (ст. 84.1).

 

Обратите внимание:

Учреждения здравоохранения при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных, муниципальных нужд (ч. 43 ст. 112 Закона о контрактной системе):

  • с 01.07.2018 вправе определять поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, запроса предложений в электронной форме, запроса котировок в электронной форме;
  • с 01.01.2019 должны будут определять поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения электронных процедур. При этом учреждения не будут вправе проводить открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений не в электронной форме.
Отметим, что указанные положения не распространяются на заказчиков в случае осуществления закупок, поименованных в ст. 75, 76, 80, 82, 84, 93, 111 и 111.1 Закона о контрактной системе.

 

Необходимо отметить, что годовой объем закупок, осуществляемых в 2018 году путем проведения запроса котировок и (или) запроса котировок в электронной форме, не должен в совокупности превышать 10% совокупного годового объема закупок учреждения и не должен составлять более чем 100 млн руб. (ч. 45 ст. 112 Закона о контрактной системе).

 

Порядок осуществление закупок.

 

Федеральным законом № 504-ФЗ уточнен перечень информации, которую необходимо указать в извещении об осуществлении закупки. Так, помимо идентификационного кода закупки, в случае осуществления закупки согласно ч. 4 – 6 ст. 15 Закона о контрактной системе нужно будет отражать соответствующую часть ст. 15 Закона о контрактной системе, на основании которой производится закупка.

Кроме того, начиная с 01.07.2018 в извещении об осуществлении закупки необходимо будет указывать:

  • преимущества, предоставляемые учреждением в силу ст. 28 и 29 Закона о контрактной системе;
  • информацию об условиях, запретах и ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком исходя из ст. 14 Закона о контрактной системе;
  • информацию об осуществлении закупки товара, работы, услуги по государственному оборонному заказу в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (в случае осуществления такой закупки заказчиком).

Также отметим, что единые требования к участникам закупки дополнятся еще одним. В качестве такого требования выступает отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством РФ.

Кроме того, в силу новой редакции ч. 11 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным ч. 9 и 10 обозначенной статьи, заказчик вправе заключить контракт с иным участником закупки, который предложил такую же, как и победитель названной закупки, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем в порядке, определенном для заключения контракта в случае уклонения победителя закупки от заключения контракта.


Данное изменение вступило в силу 01.01.2018.


 Обширные изменения коснулись и порядка обеспечения заявок на участие в конкурсах и аукционах. Так, в силу новой редакции ст. 44 Закона о контрактной системе требовать обеспечения заявок на участие в конкурсах и аукционах нужно будет только в случаях, когда начальная (максимальная) цена контракта превышает 5 млн руб., либо в случаях, установленных Правительством РФ. Как и ранее, обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется участником закупки. При этом отменено ограничение на обеспечение заявки на участие в электронных аукционах только путем внесения денежных средств. Следует учитывать, что по 30.06.2019 включительно обеспечение заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств (ч. 52 ст. 112 Закона о контрактной системе).

Еще одним новшеством является освобождение казенных учреждений от обязанности по обеспечению подаваемой заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (ч. 6 ст. 44 Закона о контрактной системе).

Согласно новой редакции ч. 10 ст. 44 Закона о контрактной системе денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок для участия в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством РФ. В настоящее время такие денежные средства должны вноситься на счет оператора электронной площадки в банке.

Изменения коснулись и размера обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе. Начиная с 01.07.2018 он должен будет составлять:

  • от 0,5 до 1% начальной (максимальной) цены контракта, если размер начальной (максимальной) цены контракта составляет от 5 млн до 20 млн руб.;
  • от 0,5 до 5% начальной (максимальной) цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта составляет более 20 млн руб.;
  • 2% и менее начальной (максимальной) цены контракта, если закупка осуществляется в соответствии со ст. 28 и 29 Закона о контрактной системе, участником закупки является учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы либо организация инвалидов и начальная (максимальная) цена контракта составляет более 20 млн руб.

 

Согласно новой редакции ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия:

  • о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки;
  • об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ, связанных с оплатой контракта, если по законодательству РФ о налогах и сборах эти налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы РФ заказчиком. Напомним, что действующая в настоящее время редакция распространяет такое обязательное требование исключительно на физических лиц.

Уточнено, что возможность увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницу между ценой контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), можно использовать в случае проведения не только конкурса или аукциона, но и запроса предложений (ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе).

Следует обратить внимание на введенную ч. 29 ст. 34 Закона о контрактной системе, в силу которой Правительство РФ будет вправе устанавливать:

  • порядок определения минимального срока исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта;
  • требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.

 

Заключение контракта в электронной форме.

 

Положения Закона о контрактной системе дополнены новой ст. 83.2, определяющей порядок заключения контракта по результатам любой закупки в электронной форме. Согласно ч. 2 обозначенной статьи в течение пяти дней с даты размещения в ЕИС протоколов подведения итогов закупки в электронной форме учреждение должно разместить в ЕИС и на электронной площадке проект контракта, который составляется путем включения в него цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной п. 2 ч. 4 ст. 54.4, п. 7 ч. 9 ст. 83.1 Закона о контрактной системе, поименованных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.

Победитель обязан подписать указанный проект контракта усиленной электронной подписью в течение пяти дней с даты его размещения в ЕИС, а также разместить на электронной площадке документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо разместить протокол разногласий, предусмотренный ч. 4 ст. 83.2 Закона о контрактной системе.

Последним проект контракта подписывает заказчик. Это должно быть сделано в течение трех рабочих дней с даты размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры, и представления таким победителем соответствующего требованиям извещения о проведении закупки, документации о закупке обеспечения исполнения контракта. Заказчик обязан разместить в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика.

 

Обратите внимание:

Контракт считается заключенным с момента размещения в единой информационной системе подписанного заказчиком контракта.

 

Согласно ч. 9 ст. 83.2 Закона о контрактной системе контракт может быть заключен не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС указанных в ч. 12 ст. 54.7, ч. 8 ст. 69, ч. 13 ст. 83.2 Закона о контрактной системе протоколов, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме – не ранее чем через 7 дней с даты размещения в ЕИС поименованных в ч. 8 ст. 82.4, ч. 23 ст. 83.1 Закона о контрактной системе протоколов.

 

Закупка у единственного поставщика.

 

В связи с установлением в Законе о контрактной системе порядка определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения электронных процедур случаи проведения закупки у единственного поставщика дополнены следующими случаями:

  • признание несостоявшимися открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона в соответствии с ч. 1, 2 и 5 ст. 55.1, ч. 1 – 3.1 ст. 71 Закона о контрактной системе. При этом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, но не выше начальной (максимальной) цены контракта в сроки, установленные ст. 83.2 Закона о контрактной системе;
  • признание несостоявшимся запроса котировок в электронной форме в соответствии с ч. 3 ст. 82.6 Закона о контрактной системе. При этом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, но не выше начальной (максимальной) цены контракта в сроки, установленные ст. 83.2 Закона о контрактной системе;
  • признание несостоявшимся запроса предложений в электронной форме в соответствии с ч. 26 ст. 83.1 Закона о контрактной системе. При этом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, в сроки, установленные ст. 83.2 Закона о контрактной системе.

 

* * *

 

В заключение еще раз отметим основные изменения Закона о контрактной системе:

  • установлен детальный порядок определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме (электронные процедуры, закрытые электронные процедуры);
  • определен порядок регистрации участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок;
  • предусмотрено, что Правительство РФ вправе установить порядок определения минимального срока исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта и требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг;
  • определен порядок заключения контракта по результатам проведения закупок в электронной форме;
  • скорректирован порядок обеспечения заявок на участие в конкурсах и аукционах.

[1]Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[2] Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение, №3, 2018 год

Специальные предложения Аюдар Инфо