Вернуться к списку журналов

Остатки субсидии на выполнение задания: что нужно помнить при возврате?

Автор: Зайцева Г.Г., главный редактор журнала

Возврат остатков субсидии при невыполнении показателей государственного (муниципального) задания из временного правила, устанавливаемого на год, похоже, превратился в постоянное. Соответствующие нормы должны быть включены в порядки формирования задания и финансового обеспечения его выполнения. Как регулируют эту процедуру органы-учредители? На что автономным учреждениям обратить внимание, если вернуть средства в бюджет все-таки необходимо?

 

Обязанность перечислить остатки субсидии в бюджет возникает у автономного учреждения только в том случае, когда оно не выполнило показатели государственного (муниципального) задания. Что именно понимать под таким невыполнением – теперь прописано в БК РФ. Согласно п. 6 его ст. 69.2 сюда относятся случаи недостижения (превышения допустимого (возможного) отклонения) показателей задания, характеризующих объем оказываемых услуг (выполняемых работ), и показателей качества, если такие определены в задании. 

возврат субсидий Как видим, учреждениям все же предоставлено некоторое послабление: орган-учредитель может установить в выдаваемом задании допустимые отклонения, в границах которых оно будет считаться выполненным. Возвращать средства в бюджет в этом случае не придется. Если же масштаб невыполнения задания превысил установленные границы, средства субсидии должны быть возвращены в бюджет – но только в объеме, эквивалентном данному превышению.

Для автономных учреждений, учредители которых не воспользовались возможностью установить в выдаваемых заданиях допустимые «пределы», правила жестче. Недостигнутые показатели здесь должны быть учтены в полном объеме. А значит, суммы возврата станут больше, чем в аналогичных обстоятельствах, но с применением допустимых отклонений.

 

Когда возвращать остатки?

 

Срок возврата остатков обычно прописывается в соглашении о предоставлении субсидии на выполнение задания, так что автономным учреждениям нужно ориентироваться именно на этот документ и установленную в нем дату. Отметим: сейчас следует руководствоваться прошлым соглашением, заключенным в отношении задания на 2017 год.

На практике срок возврата может быть самым разным: 15 апреля, 1 апреля, 1 марта и даже 1 февраля… В некоторых случаях срок в соглашении и вовсе не указывается, хотя прописывается само условие о возврате остатков субсидии при недостижении показателей задания. Например, в типовой форме соглашения, установленной Постановлением правительства Московской области от 18.10.2016 № 758/38[1], нет ссылок на то, что в соглашении с подведомственным учреждением необходимо проставить конкретную дату возврата остатков. А вот в типовой форме, утвержденной для федеральных АУ и БУ Приказом Минфина РФ от 31.10.2016 № 198н[2], указание на необходимость проставить в качестве срока возврата число, месяц и год, следующий за годом предоставления субсидии, имеется.

Впрочем, органы-учредители, как правило, не могут произвольно выбрать дату, до наступления которой подведомственные учреждения должны осуществить возврат. Учредители ориентируются на сроки, установленные в «вышестоящих» актах, принятых на федеральном, региональном либо муниципальном уровне. В частности, конкретный срок может быть определен в законе о бюджете, правовом акте, содержащем меры по реализации закона о бюджете, порядке финансового обеспечения выполнения задания или порядке возврата в бюджет остатков соответствующей субсидии.

Для федеральных автономных и бюджетных учреждений точная дата нормативными актами не установлена – это как раз тот случай, когда решение принимают органы-учредители. Если в 2017 году остатки субсидии, образовавшиеся в связи с невыполнением показателей задания, нужно было вернуть до 1 апреля (п. 40 Постановления Правительства РФ от 30.12.2016 № 1551[3]), то в текущем году Постановление Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496[4] данную ситуацию не регулирует. Нет указания на срок возврата и в Постановлении Правительства РФ от 26.06.2015 № 640[5]: здесь говорится лишь о самой обязанности федеральных АУ и БУ перечислить в бюджет средства субсидии в объеме, эквивалентном невыполненным показателям (абз. 2 п. 46 Положения № 640).

В свою очередь, для регионов и муниципальных образований установление точных сроков возврата – не редкость. Приведем в таблице несколько примеров.

Публично-правовое образование

Нормативный акт

Срок возврата средств субсидии на выполнение задания

Ленинградская область

Постановление правительства от 30.12.2015 № 543 «Об утверждении Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями Ленинградской области, Положения о финансовом обеспечении выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями Ленинградской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Ленинградской области»

До 1 марта

Оренбургская область

Приказ министерства образования от 21.12.2016 № 01-21/3346 «О порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных образовательных организаций и иных учреждений, подведомственных министерству образования Оренбургской области» (приложение 8) (далее – Приказ № 01-21/3346)

Не позднее трех месяцев со дня представления предварительного отчета об исполнении государственного задания

Республика Бурятия

Постановление правительства от 14.02.2017 № 57 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 09.03.2016 № 82 «О Порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Республики Бурятия и финансового обеспечения выполнения государственного задания» и признании утратившим силу постановления Правительства Республики Бурятия от 18.03.2016 № 100 «Об утверждении Порядка возврата остатков субсидий, предоставленных из республиканского бюджета государственным бюджетным и автономным учреждениям Республики Бурятия» (далее – Постановление № 57)

До 1 апреля

Мурманск

Постановление администрации от 18.01.2018 № 63 «О мерах по реализации решения Совета депутатов города Мурманска от 15.12.2017 № 42-739 «О бюджете муниципального образования город Мурманск на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (далее – Постановление № 63)

До 1 апреля

Северск

Приказ начальника финансового управления администрации от 29.06.2016 № 72 «Об утверждении Порядка возврата проводки остатка субсидии на выполнение муниципального задания» (далее – Приказ № 72)

До 1 апреля

Республика Карелия

Постановление правительства от 19.12.2017 № 448-П «Об утверждении порядка возврата в бюджет Республики Карелия остатка субсидии на выполнение государственного задания бюджетными и автономными учреждениями Республики Карелия в объеме, соответствующем не достигнутым показателям государственного задания указанными учреждениями» (далее – Постановление № 448-П)

До 15 апреля

Ярославская область

Приказ департамента финансов от 02.03.2016 № 12н «О порядке возврата в областной бюджет остатков субсидий на выполнение государственных заданий бюджетными и автономными учреждениями Ярославской области»

До 15 апреля

Московская область

Закон от 19.12.2017 № 214/2017-ОЗ «О бюджете Московской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»

До 1 июня

 Как видим, «на местах» нормотворческая практика весьма разнообразна. Субъекты РФ и муниципальные образования определяют сроки возврата в самых разных правовых актах, да и сами даты различаются. И если в соглашении о предоставлении субсидии конкретная дата возврата все-таки не указана (а вернуть средства необходимо), органу-учредителю и подведомственному АУ следует искать этот срок в одном из документов названных видов.

 

Какова процедура возврата?

 

Процедура возврата остатков субсидии запускается после подачи автономным учреждением годового отчета о выполнении задания (см., например, п. 46 Положения № 640, постановления № 448-П и 63). Форма такого отчета уже предусматривает предварительный расчет самим учреждением объема невыполненных показателей (правда, не в рублях, а в процентах). Соответствующие графы («Отклонение, превышающее допустимое (возможное) отклонение») содержит, например, форма отчета для федеральных учреждений, утвержденная Положением № 640.

На основании полученных от учреждения сведений орган-учредитель рассчитывает конкретную сумму возврата и уведомляет об этом подведомственное АУ. Оно, в свою очередь, должно перечислить эти средства в бюджет соответствующего уровня. Обобщим в схематичном виде порядок взаимодействия учредителя и учреждения.

Автономное учреждение

 

Орган-учредитель

Подает утвержденный отчет о выполнении задания

 

Рассматривает отчет учреждения

 

Перечисляет в бюджет средства в объеме, указанном в расчете

 

Рассчитывает объем средств, подлежащих возврату, и направляет учреждению расчет (уведомление, заключение и т. п.)

 

Отчитывается перед органом-учредителем (например, представляет копию платежного поручения)

 

 

 Отметим, что до рассмотрения органом-учредителем отчета о выполнении задания автономному учреждению не следует тратить неиспользованные остатки прошлогодней субсидии. Условие об этом нередко включается в порядки финансового обеспечения выполнения задания либо возврата остатков субсидий (см., например, приложение 2 к Постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 27.06.2016 № 215 (далее – Постановление № 215), Постановление № 57, Приказ № 01-21/3346, Постановление администрации г. Мурманска от 13.07.2016 № 2119[6]).

Особенно важно соблюдать это условие в тех субъектах РФ, где установленные правила предполагают возврат средств исключительно в пределах фактического остатка субсидии отчетного финансового года. В частности, такое решение приняли в республиках Саха (Якутия) и Бурятия (постановления № 215 и 57). То есть если размер возврата, рассчитанный на основании отчета о выполнении задания, окажется больше фактического остатка прошлогодней субсидии, учреждение все равно должно будет вернуть только то, что осталось от неизрасходованной субсидии. Привлекать, например, средства от приносящей доход деятельности здесь не понадобится.

Иногда «на местах» предусматривается более сложная процедура возврата. Основанием для перечисления средств в бюджет могут стать данные не только годового, но и предварительного отчета о выполнении задания – так сделали в Московской области (Постановление № 758/38) и Северске (Приказ № 72). В частности, в типовой форме соглашения, утвержденной в Московской области, в число обязанностей учреждения включен возврат остатков субсидии в следующих случаях:

  • если ожидаемое исполнение показателей объема, указанное в отчете за девять месяцев (предварительном за год), меньше показателей, установленных в госзадании;
  • если исполнение на отчетную дату показателей объема, указанное в отчете за год, меньше ожидаемого исполнения по соответствующим показателям, указанного в отчете за девять месяцев (предварительном за год).

Иными словами, орган-учредитель здесь имеет возможность контролировать работу подведомственных учреждений в несколько этапов и на каждом из них при необходимости применять механизм возврата.

 

В каком размере возвращать?

 

Устанавливая порядки расчета суммы субсидии, подлежащей возврату в бюджет, регионы и муниципалитеты, как правило, берут за основу формулы, предложенные Минфином в Письме от 05.02.2016 № 02-01-09/5870 в отношении федеральных АУ и БУ. Общая сумма возврата складывается из затрат, связанных с невыполнением задания по конкретным услугам и работам. В то же время затраты, связанные с невыполнением показателей по услуге (Niуслуга), определяются по формуле:

 

Niуслуга = ΣiNi х Viне вып, где:

 

Ni – нормативные затраты на оказание услуги;

Viне вып – невыполненный объем задания по услуге.

 

Для расчета невыполненного объема предлагается другая формула:

 

Viне вып = ViГЗ - Viоткл - Viфакт, где:

 

ViГЗ – объем услуги, установленный в задании;

Viоткл – возможное отклонение, установленное органом-учредителем;

Viфакт – фактическое значение объема услуги за отчетный период в соответствии с отчетом о выполнении задания.

 

Опираясь на эти формулы, субъекты РФ и муниципальные образования все же нередко вводят в предложенный порядок свои коррективы. Например, в Московской области и Мурманске (постановления № 758/38 и 2119) первая формула трансформировалась так:

 

Niуслуга = ΣiNi х Viне вып - Pi х Viне вып, где:

 

Pi – размер платы (тариф и цена) за оказание услуги, установленной заданием (если учреждение осуществляет платную деятельность в рамках установленного задания, по которому в соответствии с законодательством предусмотрено взимание платы).

 

проводки возврата субсидии Меняться может и методика определения невыполненного объема. В отдельных регионах задания подведомственным учреждениям не предусматривают допустимых отклонений, а значит, сумма возврата рассчитывается исходя из двух показателей: объема, установленного в задании, и фактического результата за год. По такому пути, в частности, пошли Московская область и Республика Бурятия (постановления № 758/38 и 57).

 

Каковы источники возврата?

 

Федеральное законодательство не конкретизирует источники возврата остатков субсидии, образовавшихся в связи с невыполнением задания, а Минфин изначально давал самые общие рекомендации. В Письме от 12.04.2016 № 02-01-09/20629 ведомство сообщало: вернуть средства можно как за счет неиспользованных остатков субсидий на выполнение задания, так и за счет других не запрещенных законом поступлений (кроме средств субсидий, предоставленных учреждениям на иные цели, не связанные с выполнением задания, на осуществление капитальных вложений). Позднее чиновники уточнили: к иным не запрещенным законом поступлениям относятся в том числе средства на выполнение госзадания текущего года (Письмо Минфина РФ от 14.09.2017 № 02-07-10/59464).

Таким образом, учреждения располагают тремя источниками для возврата:

  • неизрасходованная часть прошлогодней субсидии на выполнение задания;
  • средства субсидии на выполнение задания текущего года;
  • средства от приносящей доход деятельности.

На практике органы-учредители могут ограничить число этих источников либо предусматривать иные варианты, непосредственно не нацеленные на перечисление учреждением средств. Например, в республиках Саха (Якутия) и Бурятия (постановления № 215 и 57) вернуть деньги допускается только за счет фактического остатка средств субсидии отчетного финансового года. Даже если расчетная сумма окажется больше, учреждение должно перечислить в бюджет только имеющийся у него остаток.

В свою очередь, в Северске (Приказ № 72) тоже не рассматривают в качестве источника возврата средства от приносящей доход деятельности учреждений. Помимо изъятия неиспользованных средств прошлогодних субсидий здесь разработали «неденежные» способы воздействия на подведомственные учреждения:

  • уменьшение объема субсидии в очередном финансовом году пропорционально невыполненным значениям показателей исходя из нормативных затрат на оказание услуги (выполнение работы), установленных на отчетный финансовый год;
  • увеличение объема задания в очередном финансовом году (в пределах невыполненных объемов отчетного финансового года) без увеличения объема субсидии на выполнение задания.

 

Заключение.

 

Право требовать возврата остатка субсидии, образовавшегося из-за невыполнения показателей задания, возникло у органов власти на основании п. 5 ст. 69.2 БК РФ и ч. 3.15 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Первая норма обязывает включить в порядки финансового обеспечения выполнения задания в том числе условие о возврате части субсидии, эквивалентной недостигнутым показателям задания. Вторая норма разрешает предусматривать такой возврат федеральными законами, законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Если из содержания отчета о выполнении задания станет ясно, что от автономного учреждения потребуют вернуть в бюджет остаток средств, руководствоваться нужно сроками, установленными в соглашении о предоставлении субсидии на выполнение задания. Конкретную сумму возврата рассчитает орган-учредитель и известит о ней учреждение.


[1]«Об утверждении Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания государственными учреждениями Московской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Московской области» (далее – Постановление № 758/38).

[2] «Об утверждении Типовой формы соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета федеральному бюджетному или автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ)».

[3]«О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

[4] «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета».

[5] «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (далее – Положение № 640).

[6] «Об утверждении Порядка определения объема и условий возврата в бюджет муниципального образования город Мурманск остатков субсидий, предоставленных на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями» (далее – Постановление № 2119).

Руководитель автономного учреждения, №3, 2018 год

Специальные предложения Аюдар Инфо