Вернуться к списку журналов

Составляем отчет о выполнении задания

Автор: Зайцева Г.Г., главный редактор журнала

Предоставлять органу-учредителю отчетность, отражающую степень выполнения государственного (муниципального) задания, – одна из обязанностей автономного учреждения. Срок ее исполнения – начало года. Какой формой сейчас пользоваться при составлении отчета (напомним: в сентябре 2017 года эта форма была приведена в соответствие изменившимся требованиям бюджетного законодательства) и что еще учесть при работе с документом?

Правила составления и подачи отчета обычно устанавливаются в порядках формирования государственного (муниципального) задания и финансового обеспечения его выполнения, принятых органом власти соответствующего уровня. В силу п. 3, 4 ст. 69.2 БК РФ такие порядки утверждают Правительство РФ в отношении федеральных учреждений, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в отношении учреждений регионального подчинения, местная администрация в отношении муниципальных учреждений.

На федеральном уровне действует Положение № 640[1], определяющее особенности работы с отчетом для ФГУ и устанавливающее унифицированную форму такого отчета. В регионах и муниципальных образованиях изданы собственные нормативные акты, во многом повторяющие содержание федерального «первоисточника», но в то же время учитывающие специфику процесса исполнения бюджета своего уровня.

Это означает, что детали работы с отчетностью о выполнении задания для всех разные: автономным учреждениям нужно опираться на правовые акты конкретного региона или муниципального образования. А вот базовые требования одинаковы. Рассмотрим и то, и другое.

 

Когда подавать отчет?

 

Федеральные АУ должны предоставить органу-учредителю отчет о выполнении задания не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, но конкретная дата определяется государственным заданием (п. 47 Положения № 640). «На местах» сроки подачи отчетности зачастую короче – многие органы власти ограничивают период подготовки отчетности одним календарным месяцем (не позднее 1 февраля очередного финансового года). Так поступили, например, в следующих субъектах РФ и муниципалитетах:

Публично-правовое образование

Реквизиты нормативного акта

Московская область

Постановление Правительства Московской области от 18.10.2016 № 758/38

Санкт-Петербург

Постановление Правительства г. Санкт-Петербурга от 20.01.2011 № 63

Оренбург

Постановление администрации г. Оренбурга от 01.12.2015 № 3340-п

Смоленск

Постановление администрации г. Смоленска от 15.08.2016 № 1942-адм

 

Встречаются и регионы (например, Ямало-Ненецкий автономный округ[2]), где установление срока подачи отчета отдано «на откуп» отраслевому органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя. Он должен обозначить конкретный срок непосредственно в государственном задании, а значит, для учреждений, подведомственных одному учредителю, могут быть определены разные даты.

Таким образом, автономному учреждению надо ориентироваться на дату, указанную в его государственном (муниципальном) задании. А она, в свою очередь, должна помещаться во временные рамки, установленные в местном нормативном акте.

 

Какую форму использовать?

 

Как известно, поправки, внесенные Федеральным законом от 18.07.2017 № 178-ФЗ в п. 3 ст. 69.2 БК РФ и изменившие систему перечней услуг и работ, начали действовать 1 января 2018 года. В связи с этим коды (а возможно, и наименования) услуг и работ, включаемых в государственные и муниципальные задания, подверглись корректировке. Все это отразилось и на формах госзадания и отчета о его выполнении – в частности, для федеральных учреждений они были обновлены (см. приложения 1 и 2 к Положению № 640 в редакции Постановления Правительства РФ от 13.09.2017 № 1101).

По какой же форме – прежней или обновленной – составлять отчет о выполнении задания за 2017 год? Полагаем, что использовать нужно прежнюю форму. Ведь государственные и муниципальные задания на 2017 год выдавались по старым правилам и применение обновленной формы отчета может стать помехой при сопоставлении плановых и фактических данных.

Однако последнее слово в таких вопросах остается за органом-учредителем. Поэтому при возникновении сомнений автономному учреждению целесообразно обратиться к нему за разъяснениями.

Впрочем, может оказаться, что орган власти не вносил в форму отчета о выполнении задания изменения, обусловленные новыми положениями ст. 69.2 БК РФ. По состоянию нормативно-правовой базы на конец декабря 2017 года так поступили Московская область (реквизиты постановления приведены в таблице выше) и Санкт-Петербург[3]. В данном случае у подведомственных учреждений и вовсе нет повода для сомнений: им нужно руководствоваться утвержденной формой.

 

Что изменилось в форме отчета?

 

Форма отчета для федеральных учреждений, содержащаяся в приложении 2 к Положению № 640, трансформировалась незначительно. Приведем основные изменения в таблице.

Показатель формы отчета

В прежней редакции

В новой редакции

Вид деятельности федерального учреждения

Из базового (отраслевого) перечня

Из общероссийского базового либо федерального перечня

Код услуги или работы

По базовому (отраслевому) перечню

По общероссийскому базовому либо федеральному перечню

Показатели, характеризующие качество, объем услуги или работы

Добавлена графа «Утверждено в государственном задании на отчетную дату»*

Показатели, характеризующие объем работы

Добавлена графа «Размер платы (цена, тариф)»


* Заполняется только в промежуточном отчете.

 

Как видим, поправки прежде всего связаны с новой классификацией услуг и работ в общероссийских и федеральных перечнях. Информации о фактическом исполнении показателей госзадания, как и самой структуры отчета, изменения не касаются.

 

Что учесть при заполнении формы?

 

При заполнении формы отчета нужно обратить внимание на следующие моменты, касающиеся прежде всего федеральных учреждений.

  1. Структура отчета аналогична структуре государственного (муниципального) задания. Сюда включены две части (одна содержит сведения об услугах, другая – о работах), в каждую из которых может входить по несколько разделов. Правило здесь то же, что и при формировании задания: один раздел охватывает только одну услугу (работу). Иными словами, если на основании задания учреждение предоставляет три услуги, в первую часть отчета войдут три раздела, а вторая часть останется незаполненной.
  2. Допустимые (возможные) отклонения в отчете, как и в задании, могут устанавливаться не только в процентах (как было раньше), но и в абсолютных величинах. Такая возможность предусмотрена, в частности, для федеральных учреждений (в силу абз. 6 п. 3 Положения № 640). Конкретные значения должны указываться в соответствующих разделах и графах формы отчета о выполнении задания (в отношении качества, объема услуги и работы).
  3. В отчете о выполнении задания допустимое (возможное) отклонение должно быть приведено к абсолютной величине. Методика ее определения дана в пояснениях к форме отчета (см. приложение 2 к Положению № 640): если допустимое отклонение, в пределах которого задание считается выполненным, изначально указано в процентах, оно умножается на показатель объема или качества услуги (работы), установленный в задании. Если же возможное отклонение выражено в абсолютных величинах, цифра переносится из задания в отчет в неизменном виде.

Важно, что в отчете величина допустимого отклонения должна указываться в тех единицах измерения, которые установлены в госзадании (число человек, человеко-дней, посещений, мероприятий и т. д.). При этом используются только целые единицы: значение менее 0,5 единицы отбрасывается, а 0,5 единицы и более округляется до целого числа.

А вот к работе (если единицей ее объема выбрана именно «работа в целом») допустимое (возможное) отклонение, а также отклонение, превышающее допустимое, не применяется. Видимо, здесь действует другое правило: работа, которую нельзя разделить, может быть либо выполнена, либо нет.

  1. Отклонение, превышающее допустимое, рассчитывается по следующей формуле:

 

Показатель, утвержденный в задании на год

 

-

Фактическое исполнение показателя на отчетную дату

 

-

Допустимое (возможное) отклонение, выраженное в абсолютной величине

 

То есть и этот показатель должен быть приведен к абсолютной величине – к тем единицам измерения, которые установлены в госзадании.

Отметим, что наличие отклонений от параметров качества и (или) объема, превышающих допустимые, станет основанием для возврата части субсидии, выделенной на выполнение задания в 2017 году. Такое требование, обращенное к АУ, может быть установлено в федеральном или региональном законе, муниципальном правовом акте представительного органа муниципального образования на основании ч. 3.15 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

  1. «На местах» правила составления отчета могут быть иными: вместо методик и формул, используемых на федеральном уровне, регионы и муниципалитеты нередко устанавливают свои. В частности, допустимые отклонения могут быть заменены оценкой выполнения задания, для выставления которой разработана отдельная методика.

Отчет также может сопровождаться дополнительной информацией, необходимой органу-учредителю для контроля. Например, в Ямало-Ненецком автономном округе (реквизиты документа приведены в сноске 2 к настоящей статье) учреждения должны подать с отчетом аналитическую справку о соблюдении нормативной стоимости государственных услуг (выполняемых работ). В числе прочего справка включает расчет объема субсидии, подлежащей возврату в бюджет при недостижении установленных показателей.

  1. Если отчет о выполнении госзадания не содержит сведений, составляющих государственную тайну, он формируется в системе «Электронный бюджет» (в том числе посредством информационного взаимодействия с иными информационными системами органов-учредителей). Об этом сказано в п. 4 Положения № 640.

Впрочем, это требование установлено для федеральных учреждений, а в регионах и муниципалитетах более распространенной практикой остается составление и утверждение данного документа «на бумаге». Встречается и смешанный вариант (в частности, в том же Ямало-Ненецком автономном округе): отчет подается учредителю, а вместе с тем вносится в автоматизированную информационную систему субъекта РФ.

 

Что учесть при опубликовании отчета?

 

В силу ч. 3.3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» учреждения (в том числе автономные) должны раскрывать информацию о своей деятельности на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях bus.gov.ru. В список раскрываемых документов входит и отчет о выполнении задания. На официальном сайте нужно выкладывать электронную копию этого документа, а кроме того, использовать сведения из него при формировании структурированной информации об учреждении[4].

Опубликовать отчет о выполнении задания и уточненную на его основе структурированную информацию нужно в течение пяти рабочих дней, следующих за днем принятия документа (п. 15 Порядка № 86н). Согласно поправкам, внесенным в ч. 3.5 ст. 32 названного закона и вступившим в силу 1 января 2018 года, делать это должен орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Однако он может передать свое право по размещению информации на сайте bus.gov.ru непосредственно учреждению, указав на это в нормативном акте. В данном случае от учреждения и в дальнейшем потребуется самостоятельно выставлять на общероссийском сайте электронные копии документов.

Правда, предусмотрена еще возможность для сокращения объемов работы с официальным сайтом. Если соответствующий документ формируется и утверждается в электронном виде (в системе «Электронный бюджет») либо включается в государственную и (или) муниципальную информационную систему, он должен публиковаться на сайте bus.gov.ru в автоматическом режиме (посредством информационного взаимодействия самих систем). А значит, те автономные учреждения, которые уже вовлечены в юридически значимый электронный документооборот и составляют отчет о выполнении задания в федеральной или местной информационной системе, будут избавлены от необходимости отдельно размещать данный документ на сайте bus.gov.ru.

 

Заключение

 

Автономные учреждения давно освоили механизм государственного (муниципального) задания и научились отчитываться о его выполнении, однако новшества затронули и эту форму отчетности. Прежде всего изменения коснулись федеральных АУ, но в конкретном регионе или муниципальном образовании требования могут тоже обновиться.

Как и раньше, при заполнении отчета важна достоверность представляемых сведений, ведь в некоторых случаях (например, в той же Московской области) учредители предусматривают ответственность за недостоверность такой информации. В связи с этим учреждения должны досконально изучить правила формирования показателей отчета с учетом последних изменений.

 



[1] Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640.

[2] Пункт 2.13 Положения о формировании и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утв. Постановлением правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.04.2014 № 327-П.

[3] Распоряжение Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга от 25.05.2016 № 23-р «Об утверждении формы отчета о выполнении государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственным учреждением Санкт-Петербурга».

[4] См. Порядок предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети «Интернет» и ведения указанного сайта, утв. Приказом Минфина РФ от 21.07.2011 № 86н (далее – Порядок № 86н).

Руководитель автономного учреждения, №1, 2018 год

Специальные предложения Аюдар Инфо