Предоставлять органу-учредителю отчетность, отражающую степень выполнения государственного (муниципального) задания, – одна из обязанностей автономного учреждения. Срок ее исполнения – начало года. Какой формой сейчас пользоваться при составлении отчета (напомним: в сентябре 2017 года эта форма была приведена в соответствие изменившимся требованиям бюджетного законодательства) и что еще учесть при работе с документом?
Правила составления и подачи отчета обычно устанавливаются в порядках формирования государственного (муниципального) задания и финансового обеспечения его выполнения, принятых органом власти соответствующего уровня. В силу п. 3, 4 ст. 69.2 БК РФ такие порядки утверждают Правительство РФ в отношении федеральных учреждений, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в отношении учреждений регионального подчинения, местная администрация в отношении муниципальных учреждений.
На федеральном уровне действует Положение № 640[1], определяющее особенности работы с отчетом для ФГУ и устанавливающее унифицированную форму такого отчета. В регионах и муниципальных образованиях изданы собственные нормативные акты, во многом повторяющие содержание федерального «первоисточника», но в то же время учитывающие специфику процесса исполнения бюджета своего уровня.
Это означает, что детали работы с отчетностью о выполнении задания для всех разные: автономным учреждениям нужно опираться на правовые акты конкретного региона или муниципального образования. А вот базовые требования одинаковы. Рассмотрим и то, и другое.
Федеральные АУ должны предоставить органу-учредителю отчет о выполнении задания не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, но конкретная дата определяется государственным заданием (п. 47 Положения № 640). «На местах» сроки подачи отчетности зачастую короче – многие органы власти ограничивают период подготовки отчетности одним календарным месяцем (не позднее 1 февраля очередного финансового года). Так поступили, например, в следующих субъектах РФ и муниципалитетах:
Публично-правовое образование |
Реквизиты нормативного акта |
Московская область |
Постановление Правительства Московской области от 18.10.2016 № 758/38 |
Санкт-Петербург |
Постановление Правительства г. Санкт-Петербурга от 20.01.2011 № 63 |
Оренбург |
Постановление администрации г. Оренбурга от 01.12.2015 № 3340-п |
Смоленск |
Постановление администрации г. Смоленска от 15.08.2016 № 1942-адм |
Встречаются и регионы (например, Ямало-Ненецкий автономный округ[2]), где установление срока подачи отчета отдано «на откуп» отраслевому органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя. Он должен обозначить конкретный срок непосредственно в государственном задании, а значит, для учреждений, подведомственных одному учредителю, могут быть определены разные даты.
Таким образом, автономному учреждению надо ориентироваться на дату, указанную в его государственном (муниципальном) задании. А она, в свою очередь, должна помещаться во временные рамки, установленные в местном нормативном акте.
Как известно, поправки, внесенные Федеральным законом от 18.07.2017 № 178-ФЗ в п. 3 ст. 69.2 БК РФ и изменившие систему перечней услуг и работ, начали действовать 1 января 2018 года. В связи с этим коды (а возможно, и наименования) услуг и работ, включаемых в государственные и муниципальные задания, подверглись корректировке. Все это отразилось и на формах госзадания и отчета о его выполнении – в частности, для федеральных учреждений они были обновлены (см. приложения 1 и 2 к Положению № 640 в редакции Постановления Правительства РФ от 13.09.2017 № 1101).
По какой же форме – прежней или обновленной – составлять отчет о выполнении задания за 2017 год? Полагаем, что использовать нужно прежнюю форму. Ведь государственные и муниципальные задания на 2017 год выдавались по старым правилам и применение обновленной формы отчета может стать помехой при сопоставлении плановых и фактических данных.
Однако последнее слово в таких вопросах остается за органом-учредителем. Поэтому при возникновении сомнений автономному учреждению целесообразно обратиться к нему за разъяснениями.
Впрочем, может оказаться, что орган власти не вносил в форму отчета о выполнении задания изменения, обусловленные новыми положениями ст. 69.2 БК РФ. По состоянию нормативно-правовой базы на конец декабря 2017 года так поступили Московская область (реквизиты постановления приведены в таблице выше) и Санкт-Петербург[3]. В данном случае у подведомственных учреждений и вовсе нет повода для сомнений: им нужно руководствоваться утвержденной формой.
Форма отчета для федеральных учреждений, содержащаяся в приложении 2 к Положению № 640, трансформировалась незначительно. Приведем основные изменения в таблице.
Показатель формы отчета |
В прежней редакции |
В новой редакции |
Вид деятельности федерального учреждения |
Из базового (отраслевого) перечня |
Из общероссийского базового либо федерального перечня |
Код услуги или работы |
По базовому (отраслевому) перечню |
По общероссийскому базовому либо федеральному перечню |
Показатели, характеризующие качество, объем услуги или работы |
– |
Добавлена графа «Утверждено в государственном задании на отчетную дату»* |
Показатели, характеризующие объем работы |
– |
Добавлена графа «Размер платы (цена, тариф)» |
* Заполняется только в промежуточном отчете.
Как видим, поправки прежде всего связаны с новой классификацией услуг и работ в общероссийских и федеральных перечнях. Информации о фактическом исполнении показателей госзадания, как и самой структуры отчета, изменения не касаются.
При заполнении формы отчета нужно обратить внимание на следующие моменты, касающиеся прежде всего федеральных учреждений.
Важно, что в отчете величина допустимого отклонения должна указываться в тех единицах измерения, которые установлены в госзадании (число человек, человеко-дней, посещений, мероприятий и т. д.). При этом используются только целые единицы: значение менее 0,5 единицы отбрасывается, а 0,5 единицы и более округляется до целого числа.
А вот к работе (если единицей ее объема выбрана именно «работа в целом») допустимое (возможное) отклонение, а также отклонение, превышающее допустимое, не применяется. Видимо, здесь действует другое правило: работа, которую нельзя разделить, может быть либо выполнена, либо нет.
Показатель, утвержденный в задании на год |
- |
Фактическое исполнение показателя на отчетную дату |
- |
Допустимое (возможное) отклонение, выраженное в абсолютной величине |
То есть и этот показатель должен быть приведен к абсолютной величине – к тем единицам измерения, которые установлены в госзадании.
Отметим, что наличие отклонений от параметров качества и (или) объема, превышающих допустимые, станет основанием для возврата части субсидии, выделенной на выполнение задания в 2017 году. Такое требование, обращенное к АУ, может быть установлено в федеральном или региональном законе, муниципальном правовом акте представительного органа муниципального образования на основании ч. 3.15 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».
Отчет также может сопровождаться дополнительной информацией, необходимой органу-учредителю для контроля. Например, в Ямало-Ненецком автономном округе (реквизиты документа приведены в сноске 2 к настоящей статье) учреждения должны подать с отчетом аналитическую справку о соблюдении нормативной стоимости государственных услуг (выполняемых работ). В числе прочего справка включает расчет объема субсидии, подлежащей возврату в бюджет при недостижении установленных показателей.
Впрочем, это требование установлено для федеральных учреждений, а в регионах и муниципалитетах более распространенной практикой остается составление и утверждение данного документа «на бумаге». Встречается и смешанный вариант (в частности, в том же Ямало-Ненецком автономном округе): отчет подается учредителю, а вместе с тем вносится в автоматизированную информационную систему субъекта РФ.
В силу ч. 3.3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» учреждения (в том числе автономные) должны раскрывать информацию о своей деятельности на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях bus.gov.ru. В список раскрываемых документов входит и отчет о выполнении задания. На официальном сайте нужно выкладывать электронную копию этого документа, а кроме того, использовать сведения из него при формировании структурированной информации об учреждении[4].
Опубликовать отчет о выполнении задания и уточненную на его основе структурированную информацию нужно в течение пяти рабочих дней, следующих за днем принятия документа (п. 15 Порядка № 86н). Согласно поправкам, внесенным в ч. 3.5 ст. 32 названного закона и вступившим в силу 1 января 2018 года, делать это должен орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Однако он может передать свое право по размещению информации на сайте bus.gov.ru непосредственно учреждению, указав на это в нормативном акте. В данном случае от учреждения и в дальнейшем потребуется самостоятельно выставлять на общероссийском сайте электронные копии документов.
Правда, предусмотрена еще возможность для сокращения объемов работы с официальным сайтом. Если соответствующий документ формируется и утверждается в электронном виде (в системе «Электронный бюджет») либо включается в государственную и (или) муниципальную информационную систему, он должен публиковаться на сайте bus.gov.ru в автоматическом режиме (посредством информационного взаимодействия самих систем). А значит, те автономные учреждения, которые уже вовлечены в юридически значимый электронный документооборот и составляют отчет о выполнении задания в федеральной или местной информационной системе, будут избавлены от необходимости отдельно размещать данный документ на сайте bus.gov.ru.
Автономные учреждения давно освоили механизм государственного (муниципального) задания и научились отчитываться о его выполнении, однако новшества затронули и эту форму отчетности. Прежде всего изменения коснулись федеральных АУ, но в конкретном регионе или муниципальном образовании требования могут тоже обновиться.
Как и раньше, при заполнении отчета важна достоверность представляемых сведений, ведь в некоторых случаях (например, в той же Московской области) учредители предусматривают ответственность за недостоверность такой информации. В связи с этим учреждения должны досконально изучить правила формирования показателей отчета с учетом последних изменений.
[1] Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640.
[2] Пункт 2.13 Положения о формировании и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утв. Постановлением правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.04.2014 № 327-П.
[3] Распоряжение Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга от 25.05.2016 № 23-р «Об утверждении формы отчета о выполнении государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственным учреждением Санкт-Петербурга».
[4] См. Порядок предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети «Интернет» и ведения указанного сайта, утв. Приказом Минфина РФ от 21.07.2011 № 86н (далее – Порядок № 86н).
Один раз в месяц мы делаем подборку статей, рекомендаций, новостей по актуальным темам и совершенно бесплатно рассылаем ее нашим подписчикам.
Оставьте, пожалуйста, свой адрес, если Вы хотите получать интересную профессиональную информацию.