Вернуться к списку журналов

Особенности закупок отдельных видов услуг связи для учреждений

Автор: Лобанова О. Л., консультант-эксперт по закупкам Государственной академии промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова

Быть всегда на связи – особенно это актуально в эпоху цифровизации и электронизации системы государственного управления. Как закупить то, к чему все привыкли, – услуги связи, почтовые услуги, услуги по предоставлению доступа к Интернету (далее – услуги связи)? Какие услуги и каким образом можно закупать в условиях действия Закона о контрактной системе[1] – рассмотрим в рамках настоящей статьи.

В зависимости от объема и вида закупаемых услуг связи у заказчиков есть несколько вариантов действий.

Во-первых, если объем таких закупок не превышает 300 тыс. руб., то заказчик имеет право использовать так называемое общее основание для закупки у единственного поставщика (ЕП[2].

Во-вторых, если объем потребности превышает указанный стоимостный порог, то заказчик осуществляет закупки ряда услуг связи посредством проведения конкурентных процедур (например, аукциона, запроса котировок в электронной форме).

В-третьих, если услуги связи подпадают под монополистический вид деятельности, то вне зависимости от объема закупаемых услуг у заказчика имеется право на заключение контракта непосредственно с поставщиком таких услуг напрямую, как с ЕП.

 

Особенности закупок отдельных видов услуг связи.

 

На что заказчикам необходимо обратить внимание при закупке услуг связи рассмотрим далее. И начнем с простого – с основания для закупки у ЕП.

 

Закупка общедоступных услуг связи. 

В силу п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе заказчик имеет право заключить контракт (договор) с единственным поставщиком (исполнителем) в случае закупки услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Законом № 147-ФЗ[3] В свою очередь, в ст. 4 Закона № 147-ФЗ установлено, что услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи относятся к монополизированной сфере, следовательно, их закупка допустима без проведения конкурентных процедур, то есть напрямую с единственным поставщиком. Таким образом, для заказчиков важно понимать, какие виды услуг связи относятся к категории «общедоступные».

В соответствии с Постановлением № 637[4] к общедоступным услугам связи относятся:

  • предоставление доступа к сети местной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводная линия или радиолиния) сети фиксированной телефонной связи;
  • предоставление абоненту в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа;
  • предоставление междугородного, местного, внутризонового телефонного соединения абоненту сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных.

Например, по рассматриваемому основанию заказчики могут заключить контракт (договор) с ПАО «Ростелеком» как с единственным поставщиком на предоставление доступа к сети местной телефонной связи.

К категории «услуги общедоступной почтовой связи» относятся и пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей), и передача внутренней телеграммы (Постановление № 637). В данном случае заказчик имеет право заключить контракт (договор) с АО «Почта России» как с единственным поставщиком перечисленных видов услуг.

Подчеркнем: список общедоступных услуг связи является закрытым и исчерпывающим, следовательно, не указанные в нем услуги недопустимо закупать на основании п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе (как у единственного поставщика). Например, услуги международной связи, сотовой связи или доступа к Интернету заказчики будут закупать либо путем проведения конкурентных процедур, либо на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе (если объем закупки не превышает 300 тыс. руб.).

 

Закупка исключительных услуг связи. 

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе заказчики имеют право заключать с ЕП контракт на услуги, оказание которых может осуществляться только органами исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, ГУП, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, законодательными актами соответствующего субъекта РФ.

В рамках рассматриваемой в статье темы (и в п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе) речь идет прежде всего о таких видах почтовой связи:

  • федеральная фельдъегерская связь;
  • фельдъегерско-почтовая связь федерального органа исполнительной власти в области обороны;
  • специальная связь федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление деятельностью в области связи[5].

Например, Указом № 897[6] утвержден перечень органов, служебные отправления которых доставляются органами федеральной фельдъегерской связи. В этот перечень входят Генпрокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры; Судебный департамент при ВС РФ, управления (отделы) Судебного департамента в субъектах РФ; Центризбирком РФ, избирательные комиссии субъектов РФ.

Таким образом, для данной категории заказчиков фельдъегерская служба будет являться единственным исполнителем по передаче служебных отправлений (вне зависимости от цены заключаемого контракта).

В случае закупок услуг связи, которые не подпадают под закупки у ЕП, заказчик вынужден проводить конкурентную процедуру. Из всего многообразия способов закупок в электронной форме заказчик может выбрать две альтернативы:

  • либо запрос котировок в электронной форме (если объем закупок не превышает 500 тыс. руб.);
  • либо вне зависимости от объема закупки – аукцион в электронной форме.

Обратите внимание: при закупке услуг связи, которые по классификатору ОКПД[7] включены в код 61 «Услуги телекоммуникационные», заказчик не вправе выбрать в качестве способа закупки конкурс в электронной форме. Это связано с законодательными ограничениями. Рассматриваемая позиция (код 61 по ОКПД 2) внесена в перечень, утвержденный Распоряжением № 471-р[8]. Им определен перечень товаров, работ, услуг (ТРУ), в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить электронный аукцион. Правда, в ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе предусмотрены исключения из этого правила. В частности, заказчик имеет право закупать ТРУ из перечня, утвержденного Распоряжением № 471-р, путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у ЕП с учетом требований Закона о контрактной системе. Как видим, в перечне исключений конкурс не поименован как допустимый способ закупки услуг связи.

Конкретизируем, какие услуги связи включены в перечень, утвержденный Распоряжением № 471-р:

  • 61.10 – услуги телекоммуникационные проводные (фиксированной телефонной связи; операторов связи в сфере проводных телекоммуникаций; передачи данных по проводным телекоммуникационным сетям; телекоммуникационные проводные в сети «Интернет»; и т. д.);
  • 61.20 – услуги телекоммуникационные беспроводные (подвижной связи; операторов связи в сфере беспроводных телекоммуникаций; передачи данных по беспроводным телекоммуникационным сетям; и т. д.);
  • 61.30 – услуги спутниковой связи;
  • 61.90 – услуги телекоммуникационные прочие.

 

Установление объема закупаемых услуг.

 

На подготовительном этапе закупки услуг связи заказчику необходимо определиться с объемом закупок в стоимостном выражении (в рублях), в физическом выражении (количестве), а также понять, как эти величины взаимозависимы. Можно назвать два типичных вопроса, с которыми приходилось сталкиваться автору статьи: как определить, сколько услуг связи потребуется в будущем году, и какие единицы указывать при закупке услуг связи? В отношении первого вопроса – заказчикам необходимо проанализировать закупки аналогичных услуг в предшествующие периоды, например за последние три года, и по аналогии установить объем закупки на текущий срок с учетом доведенных лимитов бюджетных обязательств (или показателей плана финансово-хозяйственной деятельности).

При определении единиц измерения при закупке услуг связи необходимо ориентироваться на порядок формирования цены контракта. Например, если условиями контракта предусматривается абонентская плата, то целесообразнее указывать единицу измерения «месяц»; если абонентской платы нет, а осуществляется тарификация по минутам – единицей измерения будет «минута». Например, при закупке услуг связи на год на 6 абонентских номеров и при наличии абонентской платы порядок формирования цены контракта будет следующим:

Наименование ТРУ

Единица измерения

Количество

Размер платы в месяц с НДС, руб.

Размер оплаты в год с НДС, руб.

Услуги связи (на 6 абонентских номеров)

Месяц

12

5 256,00

63 072,00

Если по данным видам услуг связи позиции включены в каталог товаров, работ, услуг, размещенный в ЕИС (далее – КТРУ), необходимо оперировать единицами измерения, предусмотренными КТРУ. Напомним: правила использования заказчиками информации, включенной КТРУ при осуществлении закупок, утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145. Например, услуги связи, которые подпадают под код 61.10.11 (ОКПД 2), включены в КТРУ и имеют одинаковые единицы измерения:

Вид услуги

Код позиции КТРУ

Единица измерения

Внутризоновая телефонная связь

61.10.11.110-00000005

Условная единица

Междугородная телефонная связь

61.10.11.110-00000005

Условная единица

Международная телефонная связь

61.10.11.110-00000009

Условная единица

Местная телефонная связь

 61.10.11.120-00000001

Условная единица

В частности, видно, что при закупке услуг связи должна устанавливаться в качестве единицы измерения «условная единица». В целях определения и обоснования цены заключаемого контракта заказчик для себя принимает правило, например: «одна условная единица = 12 месяцам оказания услуг на 6 абонентских номеров». То есть заказчик вводит «расшифровку» понятия «условная единица».

При закупке почтовой связи (коды по ОКПД 2 – 53.10.10.000 и 53.20.10.000) у заказчиков есть варианты указания единиц измерения:

Вид услуги

Код позиции КТРУ

Единица измерения

Услуги почтовой связи общего пользования

53.10.10.000-00000001

Час

53.10.10.000-00000002

Смена

53.10.10.000-00000003

Штука

53.10.10.000-00000004

Условная единица

Услуги почтовой связи прочие и услуги курьерские

53.20.10.000-00000001

Условная единица

53.20.10.000-00000002

Час

53.20.10.000-00000003

Месяц

53.20.10.000-00000004

Штука

Обратите внимание: каждая позиция, включенная в КТРУ, «привязана» к коду по ОКПД 2 (первые 9 цифр).

В завершение разговора об обязательности использования КТРУ отметим, что заказчик должен использовать не только единицы измерения, предусмотренные КТРУ, но и характеристики, включенные в КТРУ по той или иной позиции. Например, при закупке «Услуги по предоставлению внутризоновых, междугородных и международных телефонных соединений» (код по ОКПД 2 – 61.10.11.110) обязательны для применения следующие характеристики:

Наименование характеристики

Вид характеристики

Значение характеристики

Вид тарификации

Не изменяемая заказчиком

Абонентская система оплаты

Повременная система оплаты

Комбинированная система оплаты

Доступ к системе информационно-справочного обслуживания

Не изменяемая заказчиком

Да

Доступ к услугам связи сети связи общего пользования, кроме услуг местной и внутризоновой телефонной связи

Не изменяемая заказчиком

Да

Междугородные соединения по сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и передачи данных

Не изменяемая заказчиком

Да

При закупке почтовых услуг, например по позиции КТРУ 53.10.10.000-00000001 «Услуги почтовой связи общего пользования», характеристики пока не установлены. Рассматриваемая позиция КТРУ обязательна к применению с 01.02.2020, поэтому в дальнейшем в КТРУ могут быть внесены изменения.

 При закупках услуг связи заказчикам необходимо: 1) внимательно относиться к специализированной терминологии в отношении классификации тех или иных видов услуг связи; 2) с учетом закупочного законодательства корректно выбрать способ закупки; 3) помнить требования подзаконных актов, которые могут оказать существенное влияние на установление параметров и характеристик закупаемых услуг.

 

* * *

 

В следующем номере мы рассмотрим особенности закупок услуг связи и узнаем, как осуществляется планирование закупок, как формировать требования к поставщику услуг связи и какие обязательные условия включать в контракт.


[1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[2] Пункт 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе – при условии, что объем закупок не превышает 5% совокупного годового объема закупок или 2 млн руб. Для отдельной категории заказчиков допустимо применение п. 5 ч. 1 ст. 93 – цена одной сделки не более 600 тыс. руб., а годовой объем не превышает 50% совокупного годового объема закупок заказчика и не составляет более 20 млн руб.  

[3] Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

[4] Постановление Правительства РФ от 24.10.2005 № 637 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи».

[5] Статья 9 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи».

[6] Указ Президента РФ от 10.12.2013 № 897 «Об утверждении перечня органов, служебные отправления которых доставляются органами федеральной фельдъегерской связи».

[7] ОК 034-2014 (КПЕС 2008) «Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности», утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст.

[8] Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)».

Руководитель бюджетной организации, №1, 2020 год

Специальные предложения Аюдар Инфо