Вернуться к списку журналов

Закон о суверенном Рунете: к чему готовиться операторам связи?

Автор: Нестеров С.Е., эксперт журнала

По замыслу законодателей, поправки, внесенные в федеральные законы от 07.07.2003 № 126‑ФЗ «О связи» (далее – Федеральный закон № 126‑ФЗ) и от 27.07.2006 № 149‑ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149‑ФЗ), направлены на сохранение стабильной работы Рунета на случай отключения России от глобальной сети. После вступления изменений в силу (01.11.2019) у операторов связи появится множество новых обязанностей. О некоторых из них расскажем в представленной статье.

 

Установка технических средств противодействия угрозам.

 

Об обязанности федерального органа власти в области связи устанавливать ряд требований, в том числе к построению сетей связи, говорится в п. 2 ст. 12 Федерального закона № 126‑ФЗ.

С учетом внесенных поправок для сетей электросвязи, составляющих единую сеть электросвязи РФ, федеральный орган исполнительной власти в области связи должен устанавливать требования к функционированию систем управления сетями связи при возникновении угроз устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сети связи общего пользования.

Одновременно расширен перечень обязанностей операторов связи, перечисленных в ст. 46 Федерального закона № 126‑ФЗ. Согласно новому абзацу в п. 1 названной статьи операторы связи должны соблюдать требования, предусмотренные новыми ст. 56.2 и 65.1 данного закона:

  • в статье 56.2 перечислены обязанности операторов связи, собственников или иных владельцев технологических сетей связи, собственников или иных владельцев точек обмена трафиком, собственников или иных владельцев линий связи, пересекающих Государственную границу РФ, иных лиц, если такие лица имеют номер автономной системы;
  • в статье 65.1 прописан порядок управления сетями связи в случае возникновения угроз устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории РФ сети Интернет и сети связи общего пользования.

 

Новой редакцией п. 5 ст. 46 Федерального закона № 126‑ФЗ предусмотрено, что оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети Интернет, обязан:

  • ограничивать и возобновлять доступ к информации, распространяемой посредством сети Интернет, в порядке, определенном Федеральным законом № 149‑ФЗ;
  • обеспечивать установку в своей сети связи предоставляемых в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, технических средств контроля за соблюдением оператором связи, собственником или иным владельцем технологических сетей связи требований федеральных законов № 126‑ФЗ и 149‑ФЗ, предусматривающих ограничение доступа к информации.

 

Кроме того, текст ст. 46 Федерального закона № 126‑ФЗ дополнен новым п. 5.1, согласно которому оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети Интернет, обязан:

  • обеспечивать установку в своей сети связи технических средств противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории РФ сети Интернет и сети связи общего пользования;
  • представлять информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о фактическом месте установки технических средств противодействия угрозам в течение трех дней со дня установки;
  • соблюдать предусмотренные п. 3 ст. 65.1 данного закона технические условия установки технических средств противодействия угрозам, а также требования к сетям связи.

 

К сведению:

Порядок установки, эксплуатации и модернизации в сети связи оператора связи технических средств противодействия угрозам утверждается Правительством РФ.

Оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети Интернет, не обязан ограничивать доступ к информации, распространяемой посредством данной сети, доступ к которой должен быть ограничен в соответствии с Федеральным законом № 149‑ФЗ, если доступ к такой информации в сети связи оператора связи ограничивается с помощью технических средств противодействия угрозам в порядке централизованного управления сетью связи общего пользования.

 

Оператор связи не может быть привлечен к ответственности и к нему не могут быть применены меры реагирования за нарушения лицензионных условий, если нарушения вызваны сбоями в сетях связи в результате функционирования технических средств противодействия угрозам.

 

Требования по обеспечению безопасности Рунета.

 

В тексте Федерального закона № 126‑ФЗ появилась новая гл. 7.1 «Обеспечение устойчивого, безопасного и целостного функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно п. 1 ст. 56.1 Федерального закона № 126‑ФЗ обеспечение устойчивого, безопасного и целостного функционирования на территории РФ этой сети осуществляется:

  • операторами связи;
  • собственниками или иными владельцами технологических сетей связи;
  • собственниками или иными владельцами точек обмена трафиком;
  • собственниками или иными владельцами линий связи, пересекающих Государственную границу РФ;
  • иными лицами, если они имеют уникальный идентификатор совокупности средств связи и иных технических средств в сети Интернет.

 

К сведению:

Точка обмена трафиком – совокупность технических и программных средств и (или) сооружений связи, с использованием которых собственник или иной их владелец обеспечивает возможность для соединения и пропуска в неизменном виде трафика между сетями связи, если собственник или иной владелец сетей связи имеет уникальный идентификатор совокупности средств связи и иных технических средств в сети Интернет (п. 28.5 ст. 2 Федерального закона № 126‑ФЗ).

 

При этом Роскомнадзор координирует обеспечение устойчивого, безопасного и целостного функционирования на территории РФ сети Интернет.

Обязанности операторов связи, имеющих номер автономной системы, установлены в ст. 56.2 Федерального закона № 126‑ФЗ.

 

К сведению:

В случае передачи во владение или пользование линии связи, пересекающей Государственную границу РФ, договор о такой передаче должен содержать информацию о цели использования указанной линии связи, а также о средствах связи, установленных на ней.

 

Собственники или иные владельцы данной линии связи обязаны представлять в электронной форме в Роскомнадзор информацию о цели ее использования, а также о средствах связи, установленных на ней. Порядок контроля за достоверностью и полнотой представляемой информации утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.

Сроки, порядок, состав и формат представляемой информации определяются Роскомнадзором.

Собственники или иные владельцы точек обмена трафиком обязаны уведомить Роскомнадзор о начале обеспечения функционирования точки обмена трафиком.

 

К сведению:

Порядок ведения Роскомнадзором реестра точек обмена трафиком, в том числе порядок направления уведомлений их собственниками или иными владельцами точек и порядок включения сведений в реестр точек обмена трафиком, утверждаются Правительством РФ.

 

Такие собственники (иные владельцы) не вправе подключать к точкам обмена трафиком сети связи, владельцы которых не соблюдают требования, предусмотренные пп. 3 п. 9 ст. 56.2 и п. 2 ст. 64 Федерального закона № 126‑ФЗ. Порядок контроля за их соблюдением утверждается Роскомнадзором.

Федеральный орган исполнительной власти в области связи по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности устанавливает требования к обеспечению функционирования точек обмена трафиком, которые включают в себя в том числе требования к обеспечению устойчивого функционирования технических и программных средств связи, сооружений связи, а также порядок соблюдения требований, преду­смотренных п. 4 ст. 56.2 Федерального закона № 126‑ФЗ.

 

К сведению:

Вышеперечисленные требования не распространяются на случаи присоединения сетей связи, указанные в ст. 18 и 19 Федерального закона № 126‑ФЗ, которыми регулируется порядок присоединения к сетям операторов связи специального назначения и операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования.

 

В случае если операторы связи, собственники или иные владельцы технологических сетей связи имеют номер автономной системы, они также обязаны:

  • соблюдать требования, установленные федеральным органом исполнительной власти в области связи, к обеспечению устойчивого функционирования средств связи, обеспечивающих взаимодействие со средствами связи других операторов, собственников или иных владельцев технологических сетей связи, в том числе находящихся за пределами территории РФ;
  • в случае использования точек обмена трафиком для взаимодействия с имеющими номер автономной системы операторами, собственниками или иными владельцами технологических сетей связи, иными лицами для передачи сообщений электросвязи использовать точки обмена трафиком, сведения о которых содержатся в реестре точек обмена трафиком. Порядок контроля за соблюдением данной обязанности утверждается Роскомнадзором;
  • в целях выявления в сети Интернет сетевых адресов, соответствующих доменным именам, использовать технические и программные средства (в том числе средства связи), функционирующие в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти в области связи, а также национальную систему доменных имен;
  • в сроки, порядке, составе и формате, которые определяются Роскомнадзором, представлять в электронной форме в указанный федеральный орган исполнительной власти, в том числе по его требованию, информацию об имеющемся у них номере автономной системы, а также о сетевых адресах, принадлежащих автономной системе; о взаимодействии с имеющими номер автономной системы операторами связи, собственниками или иными владельцами технологических сетей связи, иными лицами; о местах подключения своих средств связи к линиям связи, пересекающим Государственную границу РФ; о местах установки своих средств связи, подключенных к линиям связи, расположенным за пределами территории РФ; о маршрутах сообщений электросвязи; о технических и программных средствах, приведенных в пп. 3 п. 8 ст. 56.2 Федерального закона № 126‑ФЗ; об инфраструктуре своей сети связи.

 

К сведению:

Положения пп. 3 п. 8 ст. 56.2 Федерального закона № 126‑ФЗ в части использования национальной системы доменных имен подлежат применению с 1 января 2021 года.

 

Прохождение специальных учений.

 

У операторов связи появится обязанность участвовать в учениях для получения практических навыков обеспечения устойчивой, безопасной и целостной работы Рунета.

Согласно п. 3 ст. 56.1 Федерального закона № 126‑ФЗ в целях приобретения таких навыков в отношении сети Интернет и сети связи общего пользования лица, указанные в ст. 56.2 данного закона, обязаны участвовать в учениях, положение о проведении которых, в том числе их цели и задачи, а также перечень участников, устанавливает Правительство РФ.

 

Участие в централизованном управлении сетью связи общего пользования.

 

Поправки внесли изменение в наименование гл. 10 Федерального закона № 126‑ФЗ: вместо «Управление сетями связи в чрезвычайных ситуациях и в условиях чрезвычайного положения» – «Управление сетями связи в отдельных случаях».

При этом управлению сетью связи общего пользования в чрезвычайных ситуациях и в условиях чрезвычайного положения посвящена отдельная ст. 65.

Кроме того, гл. 10 дополнена новой ст. 65.1 «Управление сетями связи в случае возникновения угроз устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сети связи общего пользования». Пунктом 1 этой статьи установлено, что в целях выявления угроз устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории РФ сети Интернет и сети связи общего пользования федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, должен проводить мониторинг функционирования названных сетей.

 

К сведению:

В случае возникновения угроз устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории РФ сети Интернет и сети связи общего пользования Роскомнадзор может осуществлять централизованное управление сетью связи общего пользования.

 

В соответствии с п. 3 ст. 65.1 Федерального закона № 126‑ФЗ ведомство должно предоставить на безвозмездной основе операторам связи технические средства противодействия угрозам. При этом оно определяет технические условия установки технических средств противодействия угрозам, а также требования к сетям связи при использовании таких средств.

Централизованное управление сетью связи общего пользования осуществляется путем управления техническими средствами противодействия угрозам и (или) путем передачи обязательных к выполнению указаний операторам связи, собственникам или иным владельцам технологических сетей связи, собственникам или иным владельцам точек обмена трафиком, собственникам или иным владельцам линий связи, пересекающих Государственную границу РФ, иным лицам, если они имеют номер автономной системы.

Правительство РФ должно утверждать порядок централизованного управления сетью связи общего пользования, в котором приводятся:

  • виды угроз устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории РФ сети Интернет и сети связи общего пользования;
  • регламент определения угроз, перечисленных в пп. 1 п. 5 ст. 65.1 Федерального закона № 126‑ФЗ, и меры по их устранению, в том числе случаи управления техническими средствами противодействия угрозам и передачи обязательных к выполнению указаний;
  • требования к организационно-техническому взаимодействию в рамках централизованного управления сетью связи общего пользования, в том числе порядок и сроки рассмотрения претензий операторов связи к функционированию технических средств противодействия угрозам и запросов операторов связи о предоставлении сведений о функционировании данных средств в сети связи оператора связи;
  • способы определения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, технической возможности исполнения указаний, передаваемых в рамках централизованного управления сетью связи общего пользования;
  • условия и случаи, при которых оператор связи имеет право не направлять трафик через технические средства противодействия угрозам.

В случае осуществления централизованного управления сетью связи общего пользования лица, участвующие в таком управлении, обязаны выполнять правила маршрутизации сообщений электросвязи, установленные Роскомнадзором. Данные правила распространяются на сообщения электросвязи в случае, если получателем или отправителем этих сообщений является пользователь услугами связи на территории РФ.

 

На Роскомнадзор возлагается обязанность информировать лиц, участвующих в централизованном управлении, при возникновении угроз устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории РФ сети Интернет и сети связи общего пользования.

 

К сведению:

Средства связи, с использованием которых лица, участвующие в централизованном управлении, выполняют указания в рамках централизованного управления сетью связи общего пользования, должны размещаться на территории РФ. Правительство РФ утверждает порядок контроля за выполнением лицами, участвующими в централизованном управлении, обязанностей по размещению на территории РФ средств связи, с использованием которых выполняются названные указания.

 

При этом организационные и технические меры, необходимые:

  • для реализации Роскомнадзором полномочий, предусмотренных п. 5.1 ст. 46, п. 1 – 4, 7 ст. 65.1 Федерального закона № 126‑ФЗ, осуществляет центр мониторинга и управления сетью связи общего пользования в составе радиочастотной службы, положение о котором и порядок реализации которым перечисленных мер утверждаются указанным федеральным органом исполнительной власти.
  • для учета информации, передаваемой в Роскомнадзор, в соответствии со ст. 56.2 Федерального закона № 126‑ФЗ осуществляются центром мониторинга и управления сетью связи общего пользования в составе радиочастотной службы.

 

Новые требования, установленные Федеральным законом № 149‑ФЗ.

 

В статье 10.1 данного закона перечислены обязанности организатора, который занимается распространением информации в сети Интернет. В силу новой ч. 7 организатор, имеющий уникальный идентификатор совокупности средств связи и иных технических средств в сети Интернет, должен выполнять требования и обязанности, предусмотренные п. 3 ст. 56.1, п. 8 ст. 56.2 и п. 4 ст. 65.1 Федерального закона № 126‑ФЗ и предъявляемые к лицам, имеющим номер автономной системы.

В статье 13 «Информационные системы» Федерального закона № 149‑ФЗ появилось новое положение, согласно которому операторы государственных информационных систем, муниципальных информационных систем, информационных систем юридических лиц, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», не должны допускать при эксплуатации информационных систем использования размещенных за пределами территории РФ баз данных и технических средств, не входящих в состав таких систем (ч. 2.1).

В новой ст. 14.2 Федерального закона № 149‑ФЗ речь идет об обеспечении устойчивого и безопасного использования на территории РФ доменных имен. В этих целях создается национальная система доменных имен, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных программных и технических средств, предназначенных для хранения и получения информации о сетевых адресах и доменных именах.

 

К сведению:

Положение о национальной системе доменных имен, требования к ней, порядок ее создания, в том числе формирования сведений, содержащихся в ней, а также правила ее использования, включая условия и порядок предоставления доступа к информации, определяются Роскомнадзором. Кроме того, им устанавливается и перечень групп доменных имен, составляющих российскую национальную доменную зону.

 

В пункте 4 ст. 14.2 Федерального закона № 149‑ФЗ сказано, что деятельность по формированию доменных имен, входящих в группы доменных имен, составляющих российскую национальную доменную зону, координирует некоммерческая организация, одним из учредителей которой выступает РФ и которая является зарегистрированным владельцем баз данных этой зоны в международных организациях распределения сетевых адресов и доменных имен. От имени РФ функции и полномочия учредителя осуществляет Роскомнадзор.

 

К сведению:

Порядок ограничения доступа к информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам РФ, Конституции РФ или органам, осуществляющим государственную власть в РФ, регулируется ст. 15.1‑1 Федерального закона № 149‑ФЗ.

 

Частью 10 ст. 15.1‑1 этого закона предусмотрено, что если доступ к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети Интернет, был ограничен Роскомнадзором в соответствии с абз. 3 п. 5.1 ст. 46 Федерального закона № 126‑ФЗ, он может быть возобновлен данным органом после получения уведомления, указанного в ч. 8 ст. 15.1‑1 Федерального закона № 149‑ФЗ, и проверки его достоверности.

 

К сведению:

Порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением закона, регулируется ст. 15.3 Федерального закона № 149‑ФЗ.

 

В силу ч. 7.1 ст. 15.3 Федерального закона № 149‑ФЗ в случае ограничения Роскомнадзором доступа к сети Интернет на основании абз. 3 п. 5.1 ст. 46 Федерального закона № 126‑ФЗ доступ может быть возобновлен данным органом после получения уведомления, указанного в ч. 5 ст. 15.3 Федерального закона № 149‑ФЗ, и проверки его достоверности.

 

К сведению:

Порядок ограничения доступа к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства РФ в области персональных данных, регулируется ст. 15.5 Федерального закона № 149‑ФЗ.

 

Согласно новой ч. 10.1 ст. 15.5 Федерального закона № 149‑ФЗ после получения по автоматизированной информационной системе информации, указанной в ч. 10 ст. 15.5 этого закона, оператор связи обязан незамедлительно ограничить доступ к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети Интернет, на котором осуществляется обработка информации с нарушением законодательства РФ в области персональных данных (за исключением случая, предусмотренного абз. 3 п. 5.1 ст. 46 Федерального закона № 126‑ФЗ). 

Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение, №3, 2019 год

Специальные предложения Аюдар Инфо