Вернуться к списку журналов

Страховые взносы с доходов иностранца, работающего по патенту

Автор: Новикова С. Г., эксперт журнала

В прошлом номере журнала (в статье «НДФЛ с доходов иностранца, работающего по патенту: нет уведомления – нет вычета») мы рассмотрели вопросы применения вычета по НДФЛ при налогообложении доходов иностранных работников, трудящихся на территории РФ на основании патентов. Попутно были проанализированы основные правила миграционного учета с учетом новшеств, вступивших в силу с июля 2018 года. В данной статье мы продолжим начатую тему и рассмотрим вопросы, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов с выплат, производимых работникам-иностранцам, а дополнительно расскажем о законодательных новациях относительно ответственности за фиктивную регистрацию иностранных работников.

 

О последствиях фиктивной регистрации.

 

С 08.07.2018 юридические лица и предприниматели обязаны ставить иностранных работников на миграционный учет по своим адресам только в том случае, если данные работники живут по этим адресам (например, в жилом помещении, принадлежащем компании, строительном вагончике).

Это следует из ряда норм Закона №109‑ФЗ – пп. 4 ч. 1 ст. 2, ч. 1, 2 ст. 21, положения которых скорректированы Федеральным законом от 27.06.2018 №163‑ФЗ.

Таким образом, если работодатель после 8 июля 2018 года поставил на учет иностранного работника по адресу организации, но тот не проживает по нему, то организацию оштрафуют на основании ч. 2 ст. 19.27 КоАП РФ за предоставление ложных сведений (штраф в размере от 350 до 800 тыс. руб. за одного работника-иностранца).

При этом под фиктивной постановкой на миграционный учет до 22.10.2018 считалась лишь фиктивная постановка на учет в жилых помещениях, что было прямо зафиксировано в п. 11 ч. 1 ст. 2 Закона №109‑ФЗ. Однако после указанной даты назначение помещений больше не важно, так как Федеральным законом от 11.10.2018 №366‑ФЗ данная норма изложена в новой редакции, согласно которой фиктивная постановка на учет по месту пребывания – постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов, либо постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом или ином помещении без их намерения фактически проживать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для фактического проживания, либо постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой они в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством РФ деятельность.

 

Симметричные поправки внесены и в п. 4 ч. 1 и п. 4 ч. 2 ст. 23 Закона №109‑ФЗ, определяющие основания для снятия иностранных граждан с учета по месту пребывания, – теперь в них тоже не конкретизируется тип помещения.

Итак, если раньше к фиктивной регистрации относились только случаи постановки на учет иностранного работника в жилой недвижимости, то теперь назначение помещений значения не имеет. Поэтому если после 22.10.2018 компания зарегистрирует иностранного работника в нежилом помещении (например, офисе), хотя по факту он там не будет ни проживать, ни работать, то ей придется уплатить штраф за фиктивную регистрацию на основании ч. 2 ст. 19.27 КоАП РФ – как минимум 350 тыс. руб.

И это еще не все. Увы! Федеральным законом от 12.11.2018 №420‑ФЗ «О внесении изменений в статью З22.3 Уголовного кодекса Российской Федерации» установлена уголовная ответственность за фиктивную регистрацию иностранного работника в нежилом помещении в виде:

  • штрафа в размере от 100 до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет;
  • принудительные работы до трех лет с лишением права занимать определенные должности (заниматься определенной деятельностью);
  • или лишение свободы на срок до трех лет.

Ранее названная статья предусматривала аналогичную ответственность лишь за фиктивную регистрацию в жилых помещениях. И данный пробел в законодательстве позволял злоумышленникам безнаказанно регистрировать в одном нежилом помещении сотни, а то и тысячи иностранных граждан.

Чтобы избавиться от подобных «резиновых офисов», законодатель ввел уголовную ответственность за фиктивную постановку на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации не только в жилом, но и в нежилом помещении. Для этого в ст. 322.3 УК РФ внесли уточнение, что под фиктивной постановкой на учет понимается следующее (и теперь данное определение симметрично определению понятия «фиктивная регистрация» в Законе №109‑ФЗ):

  • постановка на учет на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов;
  • постановка на учет без намерения фактически проживать (пребывать) в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить это помещение для фактического проживания (пребывания);
  • постановка на учет по адресу организации, в которой лица не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством РФ деятельность.

Закон №420‑ФЗ вступил в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования, то есть с 23.11.2018.

Вот, пожалуй, и все, что касается новых «страшилок» в части миграционного учета. Далее поговорим об особенностях исчисления обязательных страховых взносов в отношении иностранных работников, временно пребывающих на территории России.

 

Страховые взносы: что и как?

 

На социальное страхование (в ФСС)

Согласно абз. 1 пп. 2 п. 2 ст. 425 НК РФ общий тариф страховых взносов в ФСС установлен в размере 2,9 % в рамках принятой предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования (на 2018 год – 815000руб. – Постановление Правительства РФ от 15.11.2017 №1378).

Между тем в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов), в силу абз. 2 пп. 2 п. 2 ст. 425 НК РФ должен применяться иной тариф – 1,8 % (также в пределах 815000руб.).

При этом иностранные граждане наравне с российскими гражданами имеют право на пособие по временной нетрудоспособности только при условии уплаты за них страхователем страховых взносов в ФСС за период не менее шести месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступила временная нетрудоспособность иностранца (ч. 4.1 ст. 2 Закона №255‑ФЗ). Сказанное подтверждают и чиновники Минтруда (см. Письмо от 21.04.2015 №17‑3/10/В-2795). Несмотря на то, что разъяснения, данные в этом письме, обоснованы положениями п. 3 и 4 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 №212‑ФЗ (ныне утратившего силу), они не потеряли актуальности, поскольку идентичные нормы в настоящее время содержатся в положениях гл. 34 НК РФ – правопреемника названного закона (в частности, в п. 1 и 3 ст. 430).

Таким образом, иностранные работники имеют право на получение всех видов пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, социального пособия на погребение, – без каких‑либо особых условий.

 

К сведению:

В соответствии с положениями ст. 2 Закона №255‑ФЗ иностранные граждане, работающие в Российской Федерации по гражданско-правовым договорам, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не подлежат. Следовательно, взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не начисляются (Письмо Минфина России от 20.04.2018 №03‑15‑06/26835).

При этом ст. 1.1 Закона №255‑ФЗ предусмотрено, что в случаях, если международным договором РФ установлены иные правила, чем данными федеральными законами, то применяются правила международного договора.

 


На пенсионное страхование (в ПФ РФ)

Иностранные граждане, которые временно пребывают на территории РФ, работают на основании патента и с которыми работодатель заключил трудовой договор, являются застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования. Это следует из п. 1 ст. 7 Закона №167‑ФЗ. Исключение – высококвалифицированные специалисты в соответствии с Законом №115‑ФЗ.

Причем обозначенные граждане признаются подлежащими страхованию в ПФ РФ независимо от продолжительности заключенных с ними трудовых или срочных трудовых договоров, в том числе и в случаях, когда срочный трудовой договор с таким лицом заключен в общей сложности менее чем на шесть месяцев в течение календарного года.

 

К сведению:

Если ранее иностранный гражданин в России не работал и свидетельства обязательного пенсионного страхования (СНИЛС) у него нет, работодатель обязан оформить на него такое свидетельство в органах Пенсионного фонда (абз. 4 ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 01.04.1996 №27‑ФЗ).


За работников данной категории работодатели должны уплачивать страховые взносы по тарифу, установленному для финансирования страховой пенсии граждан РФ, независимо от года рождения указанных иностранцев. Об этом сказано в п. 2 ст. 22.1 Закона №167‑ФЗ. Соответственно, с их доходов страхователи (работодатели) должны исчислить взносы в ПФ РФ (п. 2 ст. 33.1 Закона №167‑ФЗ, упомянутое выше Постановление Правительства РФ №1378):

  • с выплат, не превышающих 1021000руб., – в размере 22 %;
  • с выплат свыше 1021000руб. – в размере 10 %.

 

Обратите внимание:

Вознаграждения по гражданско-правовым договорам об оказании услуг (выполнении работ), выплачиваемые иностранным гражданам, временно пребывающим на территории РФ, облагаются только взносами на обязательное пенсионное страхование в общеустановленном Налоговым кодексом порядке (Письмо Минфина России №03‑15‑06/26835).


На обязательное медицинское страхование

Перечень лиц, признаваемых застрахованными лицами в целях обязательного медицинского страхования в Российской Федерации, приведен в ст. 10 Закона №326‑ФЗ. Иностранные граждане, работающие по патенту, в их числе не поименованы. Следовательно, с выплат этим гражданам страхователи (работодатели) не обязаны уплачивать страховые взносы в ФОМС. На это обстоятельство обращает внимание и Минфин (см. Письмо №03‑15‑06/26835).

 

По травматизму

Пункт 1 ст. 5 Закона №125‑ФЗ гласит о том, что обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем. В силу п. 2 названной статьи действие этого закона распространено в том числе на иностранных граждан.

Следовательно, все начисления иностранному работнику от работодателя являются объектом обложения страховыми взносами по травматизму и включаются в базу для начисления таких взносов на основании п. 1, 2 ст. 20.1 Закона №125‑ФЗ.

Напомним, что тарифы страховых взносов по травматизму дифференцированы по классам профессионального риска и устанавливаются федеральным законом. Классификация видов экономической деятельности по классам профессионального риска утверждена Приказом Минтруда России от 30.12.2016 № 851н. А тарифы на 2018 год (и плановый период 2019 и 2020 годов) определены Федеральным законом от 31.12.2017 №484‑ФЗ (фактически в настоящее время применяются тарифы, установленные еще в 2005 году Федеральным законом от 22.12.2005 №179‑ФЗ).

 

Пример

Компания в 2018 году заключила с иностранным гражданином, у которого есть патент, трудовой договор на шесть месяцев. Размер ежемесячного вознаграждения согласно условиям договора составляет 25000руб. Соответственно исчисленный доход работника за период действия трудового договора, включаемый в базу по страховым взносам, не достиг предельной величины (815000руб. на ОСС на случай ВНиМ, 1021000руб. – в ПФ РФ). При этом основная экономическая деятельность компании относится ко 2‑му классу профессионального риска. Тариф страховых взносов по травмати­зму для указанной категории страхователей равен 0,3 % в силу норм ст. 1 Закона №484‑ФЗ.

Ежемесячный размер страховых взносов, уплачиваемых компанией в данном случае, составит:

* Для наглядности расчет произведен исходя из выплат, производимых за месяц. Однако на практике страховые взносы и налогооблагаемая база рассчитываются нарастающим итогом с начала года (в данном конкретном случае – с начала действия трудового договора).

** Иностранный работник не является застрахованным лицом по этому виду обязательного страхования, соответственно, сумма взносов равна 0.



Исключения из общих правил.

 

Статьей 1.1 Закона №255‑ФЗ, ст. 2 Закона №326‑ФЗ и п. 1 ст. 7 НК РФ определено, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрено данными нормативными актами, применяются правила международного договора.

Договор о ЕАЭС относится как раз к международным договорам РФ, а это значит, что при начислении обязательных страховых взносов в отношении работающих в России граждан Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии нужно руководствоваться прежде всего его нормами.

Согласно п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС социальное страхование (кроме пенсионного) работников из государств – членов союза производится на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. Подчеркнем: в п. 5 ст. 96 данного договора сказано, что социальное страхование означает в том числе обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательное медицинское страхование.

Иначе говоря, в настоящее время (то есть в 2018 году) выплаты и вознаграждения, осуществляемые гражданам из стран ЕАЭС, временно пребывающим в Российской Федерации и работающим по трудовым договорам, облагаются страховыми взносами в ФСС и ФОМС по тарифам, применяемым в отношении выплат в пользу граждан РФ. Соответственно, работники указанных категорий имеют право на получение всех видов пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с первого дня работы на территории России.

Таким образом, граждане из стран ЕАЭС являются застрахованными на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством независимо от их правового статуса на территории РФ в том же порядке, что и граждане РФ.

Теперь о том, что касается обязательного пенсионного страхования. Согласно п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС пенсионное обеспечение работников из государств – членов союза и членов их семей регулируется законодательством государства постоянного проживания или в соответствии с отдельным международным договором между государствами – членами союза. Причем о порядке начисления взносов на обязательное пенсионное страхование ни в этом пункте, ни в каком‑либо другом не сказано ни слова.

В Письме Минтруда России от 13.03.2015 №17‑3/ООГ-268 по данному поводу говорится, например, следующее. С учетом того, что Договор о ЕАЭС не содержит специальных положений, определяющих условия обязательного пенсионного страхования трудящихся государств – членов союза, а отдельный договор по пенсионному страхованию и обеспечению не принят, в части вопросов пенсионного страхования применяется законодательство страны трудоустройства.

Таким образом, граждане из стран ЕАЭС, временно пребывающие на территории РФ и работающие по трудовым договорам, подлежат обязательному пенсионному страхованию. Суммы выплат в пользу таких иностранных граждан облагаются взносами на обязательное пенсионное страхование. Иначе говоря, если граждане Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии работают в России, то взносы в ПФ РФ надо начислять согласно российскому законодательству – по правилам и тарифам, установленным Законом №167‑ФЗ и гл. 34 НК РФ (см. также Письмо Минтруда России от 16.11.2016 №17‑3/ООГ-1534).

Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение, №12, 2018 год

Специальные предложения Аюдар Инфо