Внедрение системы профстандартов в части требований к квалификации для бюджетников обязательно. Оно должно проходить поэтапно по плану, разработанному учреждением, и завершиться в 2020 году[1]. Официальных методичек по внедрению системы профстандартов пока нет. Как же составить план правильно?
Методические рекомендации по применению профстандартов должен разработать Минтруд. На момент написания статьи документ находился в стадии проекта (№ 00/04-18047/09-14/28-13-5)<[2]. Поэтому ответственность за процедуру перехода на систему профстандартов в учреждении полностью лежит на его руководителе.
Составление плана – часть работы по внедрению системы профстандартов в учреждении – трудоемкая, продолжительная и многоэтапная. Ее следует рассматривать комплексно с другими мероприятиями по внедрению системы профстандартов. Составление плана можно назвать координационным действием, от которого во многом будут зависеть другие мероприятия.
Любая работа требует исполнителей и руководителя. А потому вначале следует ответить на вопрос: кто будет заниматься внедрением составлением плана? Заниматься этим будут те же лица, которые внедряют систему профстандартов в учреждении, поскольку составление плана – один из этапов внедрения. Если учреждение большое, рекомендуем создать рабочую группу (комиссию), если не очень – назначить лицо, ответственное за подготовку к внедрению системы профстандартов.
В состав комиссии целесообразно включить представителей профсоюза, кадровой, бухгалтерской, юридической служб и утвердить ее председателя (как правило, это один из заместителей руководителя). Если работы предстоит много (скорее всего, так и будет), то организацию деятельности комиссии можно возложить на назначенного для данной цели секретаря. Не следует «раздувать» состав комиссии – девять человек, не больше.
Сформировав комиссию, нужно наделить ее полномочиями и определить круг обязанностей – то есть разработать два документа: положение о комиссии и регламент работы комиссии.
Состав комиссии, положение и регламент утверждаются приказом учреждения, изданным по согласованию с профсоюзом[3].
Наименование учреждения
ПРИКАЗ № __________
О создании Комиссии по организации применения профстандартов
На основании ст. 195.3 ТК РФ и в связи с необходимостью разработки Плана по организации применения профстандартов, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 № 584,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Создать Комиссию по организации применения профстандартов в составе согласно приложению 1.
2. Утвердить:
2.1. Положение о Комиссии по организации применения профстандартов (далее - Комиссия) согласно приложению 2.
2.2. Регламент работы Комиссии согласно приложению 3.
3. До (указание даты) Комиссии разработать проект Плана по организации применения профстандартов (далее – Проект), который в течение трех календарных дней подлежит направлению в структурные подразделения.
4. Руководителям структурных подразделений в течение пяти календарных дней рассмотреть Проект и в случае наличия замечаний и предложений представить их секретарю Комиссии.
5. Комиссии изучить замечания и предложения к Проекту и не позднее (дата) согласовать Проект в установленном порядке.
6. Кадровой службе (или специалисту по кадрам) представить Проект на подписание руководителю и в течение трех календарных дней после подписания ознакомить с приказом членов Комиссии под подпись.
7. Контроль исполнения приказа остается за (должность, как правило, руководителя).
Директор
С приказом ознакомлены:
Члены комиссии
(дата, подписи)
Примерный текст положения о комиссии
Название организации г. _____________________
УТВЕРЖДАЮ
«_____» ___________________ 20____г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о работе рабочей группы по внедрению профстандартов
1. Общие положения.
1.1. Рабочая группа по внедрению профстандартов является консультативно-совещательным органом, созданным с целью оказания содействия поэтапного внедрения профстандартов в _______________________________.
1.2. Рабочая группа создается в организации на период внедрения профстандартов.
1.3. В своей деятельности рабочая группа руководствуется Конституцией РФ, Трудовым кодексом, подзаконными актами в части утверждения и внедрения профстандартов, а также настоящим Положением.
2. Основные задачи деятельности рабочей группы.
2.1. Основными задачами рабочей группы являются:
– разработка предложений и рекомендаций по вопросам организации внедрения профстандартов в __________________;
– выявление профессий и должностей, по которым применение профстандартов является обязательным (составление обобщенной информации по данному вопросу);
– подготовка предложений о внесении изменений и дополнений в локальные нормативные правовые акты организации по вопросам, касающимся обеспечения введения и реализации требований профстандартов;
– рассмотрение в предварительном порядке проектов локальных актов по внедрению профстандартов;
– предварительная оценка соответствия уровня образования работников требованиям профстандартов на основе анализа документов об образовании, в том числе при повышении квалификации и (или) переподготовке, предоставленных работником, как при приеме на работу, так и в период трудовых отношений;
– участие в подготовке рекомендаций по формированию плана повышения квалификации работников в целях приведения уровня образования работников в соответствие требованиям профстандартов;
– подготовка рекомендаций по приведению наименования должностей и профессий работников в соответствие с профстандартами, а также по внесению изменений в штатное расписание;
– подготовка рекомендаций по изменению системы оплаты труда в целях ее совершенствования и установлений заработной платы в зависимости как от квалификации уровня работника, так и от фактических результатов его профдеятельности (критериев эффективности).
2.2. Рабочая группа для выполнения возложенных на нее задач:
– анализирует работу по решению вопросов организации внедрения профстандартов;
– консультирует ответственных работников учреждения, на которых возложены обязанности по внедрению профстандартов, по проблеме внедрения и реализации профстандартов с целью повышения уровня их компетентности;
– регулярно заслушивает информацию кадровой службы, руководителей подразделений о ходе внедрения профстандартов;
– информирует работников о подготовке к внедрению и порядке перехода на профстандарты через наглядную информацию, официальный сайт организации, проведение собраний, индивидуальных консультаций, письменных ответов на запросы отдельных работников;
– готовит справочные материалы по вопросам введения и реализации профстандартов, готовит предложения о проведении семинаров, в том числе об участии в семинарах по вопросам внедрения профстандартов.
3. Состав рабочей группы.
3.1. Рабочая группа создается из числа компетентных и квалифицированных работников организации. В состав рабочей группы обязательно входят руководитель организации, представитель профсоюзной организации и работник кадровой службы[4].
3.2. Количественный и списочный состав рабочей группы определяется приказом директора. Изменения в приказ вносятся по мере необходимости.
4. Порядок работы рабочей группы.
4.1. Заседания рабочей группы проводятся по мере необходимости, но не реже ______.
4.2. Заседания рабочей группы являются открытыми.
4.3. Заседание рабочей группы является правомочным, если на нем присутствовало не менее 2/3 числа списочного состава рабочей группы.
4.4. Повестка заседания формируется руководителем рабочей группы на основании предложений членов рабочей группы и утверждается на заседании рабочей группы.
4.5. Решения рабочей группы принимаются простым большинством голосов и оформляются протоколом, который подписывается председателем рабочей группы.
4.6. Решения рабочей группы имеют рекомендательный характер.
4.7. Деятельность рабочей группы прекращается (приостанавливается) и возобновляется приказом руководителя.
4.8. Рабочая группа по внедрению профстандартов не подменяет иных комиссий (рабочих групп), созданных в _____ (аттестационной, квалификационной), и не может выполнять возложенные на иные комиссии (рабочие группы) полномочия.
5. Заключительные положения.
5.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения и действует до его отмены, изменения или замены.
В положении при описании организационной деятельности может быть также приведен список документов комиссии, указаны полномочия руководителя и его заместителя.
Грань между регламентом и положением довольно размыта. Конечно, эти документы различаются. Но поскольку они созданы для внутреннего пользования, ничего страшного, если часть информации положения окажется в регламенте и наоборот. Главное, чтобы с ними было удобно работать. К тому же, их всегда можно подкорректировать.
Положение – технический документ, свод взаимосвязанных норм, которые регламентируют узкую область жизни (в данном случае жизни учреждения). Нормы определяют порядок формирования и обеспечения конкретного направления деятельности учреждения. Этот документ устанавливает порядок действий или статус должностного лица. Положение создает общую базу для той или иной сферы деятельности, очерчивает круг вопросов, обозначает процедуру.
Фото: www.freepik.com |
Регламент – технический документ, который фиксирует перечень правил, обязательных для использования в определенном проекте, ситуации, отрасли и т. д. – конкретизирует определенные вопросы. Регламент более конкретный документ, он может раскрывать отдельные условия положения, чтобы не было двойного толкования. Регламент описывает алгоритм конкретных действий, максимально допустимые значения и т. п. Например, если в положении указано, что рабочая группа создается в организации на период внедрения профстандартов, то регламент фиксирует процедуру создания этой группы: кто ответственный, когда группа должна быть создана, как зафиксировать ее состав и пр. Обычно регламент создается на базе положения, проясняя алгоритм выполнения включенных в положение задач.
Созданная комиссия начинает работу над планом.
Унифицированного образца плана-графика внедрения профстандарта нет, поэтому составлять его можно в свободной форме.
Однако требования к плану существуют – они перечислены в ч. 1 Постановления № 584. План по внедрению системы профстандартов в учреждении должен содержать:
В план могут быть включены и другие пункты – для удобства перехода на систему профстандартов. Каждый работодатель составляет план под свои потребности. Одни прописывают подробно все мероприятия. Другие – только переход на конкретные профстандарты.
Можно вносить в план все мероприятия списком – по мере выполнения. Но лучше разделить их на следующие блоки:
План-график профстандартов удобнее оформить в виде таблицы с конкретными задачами, сроками выполнения и ответственными лицами. При составлении можно взять за основу как Разработку Минобрнауки[5], так и Методические рекомендации соцзащиты[6].
Образец плана, разработанный для учреждений соцзащиты:
План по организации применения профстандартов
в ________________________________________________
(наименование учреждения)
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Срок выполнения |
Ответственный |
Результат выполнения | |
---|---|---|---|---|---|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1 |
Составление списка профстандартов, подлежащих применению, в том числе: |
Заполняется учреждением |
Перечень профстандартов, подлежащих применению |
||
1.1 |
Изучение и анализ профстандартов |
x |
x |
||
1.2 |
... |
|
|
||
1.3 |
... |
|
|
||
2 |
Составление Перечня ЛНА и документов, подлежащих изменениям в связи с применением профстандартов: |
|
|
||
2.1 |
Анализ наименований должностей работников на соответствие профстандартам |
||||
2.2 |
Анализ должностных инструкций на соответствие профстандартам |
||||
2.3 |
... |
||||
3 |
Внесение изменений в ЛНА и другие документы: |
|
|
|
|
3.1 |
Корректировка должностных инструкций в части трудовых функций, наименования должностей, уровня образования и квалификации |
x |
x |
x |
|
3.2 |
Корректировка штатного расписания в части наименования должности (профессии) |
x |
x |
x |
|
3.3 |
Внесение изменений в трудовые договоры работников и заключение в установленном порядке допсоглашений к трудовому договору |
x |
x |
x |
|
3.4 |
Корректировка Положения о проведении аттестации на соответствие занимаемой должности в части уровня образования, квалификации, стажа работы и др. |
x |
x |
x |
|
3.5 |
Внесение изменений в другие документы (какие) |
x |
x |
x |
|
4 |
Разработка методики определения потребности в профобразовании, профобучении и дополнительном профобразовании (далее – обучение) |
x |
x |
x |
|
4.1 |
Сбор сведений о потребности в обучении работников и анализ полученных сведений |
x |
x |
x |
|
4.2 |
Внесение изменений в коллективный договор в части обучения работников |
x |
x |
x |
|
4.3 |
Разработка ЛНА, регулирующего обучение работников, и его утверждение |
x |
x |
x |
|
4.4 |
Разработка плана обучения работников на соответствующие календарные годы (например, три года) и его утверждение в установленном порядке |
x |
x |
x |
|
4.5 |
Другие мероприятия по обучению работников (при необходимости) |
|
|
|
|
5 |
Разработка приказа об установлении этапов применения профстандартов |
x |
x |
x |
|
6 |
Другие мероприятия по применению профстандартов |
|
|
|
|
7 |
Этапы применения профстандартов |
|
|
|
|
Образец плана, разработанный для образовательных учреждений:
План по организации применения профстандартов
№ п/п |
Список профстандартов, подлежащих применению |
Сведения о потребности в профобразовании, профобучении и (или) дополнительном профбразовании работников |
Этапы применения профстандартов |
Перечень ЛНА и других документов, подлежащих изменению в связи с учетом положений профстандартов, подлежащих применению |
---|---|---|---|---|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Профстандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденный Приказом Минтруда РФ от 24.07.2015 № 514н |
Петров П. П., педагог-психолог – потребность в высшем образовании по профильному направлению |
Внесение изменений в ЛНА и другие документы (1 января – 1 июня 2017 года); осуществление работодателем мероприятий по подготовке (профобразованию) работника (1 июня 2017 года – 1 января 2020 года) |
ЛНА, определяющий формы подготовки и дополнительного профобразования работников, перечень необходимых профессий и специальностей; договоры с работниками о реализации их права на подготовку и дополнительное профобразование |
2 |
Профстандарт «Специалист в области воспитания», утвержденный приказом Минтруда РФ от 10.01.2017 № 10н |
Сидорова С. С., социальный педагог – потребность в дополнительном профобразовании по направлению профессиональной деятельности в организации |
Внесение изменений в ЛНА и другие документы (1 января – 1 июня 2017 года); осуществление работодателем дополнительного профобразования работников (1 января 2017 года – 1 января 2020 года) |
|
... |
||||
3 |
... |
... |
... |
|
Мы ознакомились с первыми этапами внедрения системы профстандартов в организации: формирование комиссии и работа по составлению плана. В следующем номере продолжим тему.
[1] Требование п. 1, 2 Постановления Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» (далее – Постановление № 584).
[2] Проект создан 02.09.2014, находится на сайте по адресу: regulation.gov.ru/projects#npa=29346.
[3] Порядок учета мнения первичной профсоюзной организации при принятии ЛНА установлен ст. 372 ТК РФ – так недостижение согласия, разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять приказ.
[4] Состав комиссии с указанием должностей (председатель, заместитель, секретарь), но без персональных данных (эта информация отражается в приказе).
[5] «Ответы на актуальные вопросы о профессиональных стандартах» (приложение к Письму Общероссийского Профсоюза образования от 10.03.2017 № 122).
[6] Методические рекомендации по организации работы, связанной с разработкой планов по организации применения профессиональных стандартов в государственных учреждениях социальной защиты Санкт-Петербурга, утв. Распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 21.11.2016 № 361-р.
Один раз в месяц мы делаем подборку статей, рекомендаций, новостей по актуальным темам и совершенно бесплатно рассылаем ее нашим подписчикам.
Оставьте, пожалуйста, свой адрес, если Вы хотите получать интересную профессиональную информацию.