Вернуться к списку журналов

Применение спецрежимов при реализации товаров, подлежащих маркировке

Автор: Спицына Т.В., эксперт журнала

Постепенно расширяется перечень товары подлежащие маркировке средствами идентификации (далее – маркированные товары): отдельные товары уже подлежат обязательной маркировке, а часть товаров подлежит маркировке в добровольном порядке либо в рамках пилотного проекта.

В связи с этим у участников оборота товаров, которыми являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, возникает вопрос о том, влияет ли введение системы маркировки товаров на выбор режимов налогообложения и на возможность их применения. Попробуем разобраться.

 

Нормы действующего законодательства.

 

Если мы сегодня обратимся к нормам действующего налогового законодательства, то не найдем никаких ограничений по применению налоговых режимов, в том числе спецрежимов, в отношении маркированных товаров.

Такого же мнения придерживались контролирующие органы по данному вопросу: введение системы маркировки товаров не влияет на выбор режимов налогообложения и на возможность их применения участниками оборота товаров. Применение специальных налоговых режимов, указанных в ст. 18 НК РФ, является добровольным и определяется исходя из вида деятельности и иных условий, определенных НК РФ. Правила и особенности применения специальных налоговых режимов изложены в разд. VIII НК РФ, где в том числе определены порядок и условия начала и прекращения их применения (Письмо ФНС России от 13.04.2017 № БА-3-19/2466@). Поддерживали своих коллег и представители Минфина (Письмо от 13.02.2019 № 03‑11‑11/8895).

 

Планы на будущее.

 

Но ситуация кардинально изменилась после опубликования 02.10.2018 на сайте Минфина (www.minfin.ru) Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов. Мерами налоговой политики по видам налогов было определено, что планируется ввести запрет на применение спецрежима в виде ЕНВД и ПСНО организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную торговлю в части реализации товары подлежащие маркировке контрольными (идентификационными) знаками в соответствии с законодательством РФ.

Такие новости вызвали волнение налогоплательщиков, и в 2019 году они неоднократно задавали вопрос об ограничениях на применение действующих спецрежимов при реализации маркированных товаров, тем более что был подготовлен законопроект с поправками в НК РФ в рассматриваемой части.

В Письме Минфина России от 31.05.2019 № 03‑11‑06/3/39855 было отмечено, что в соответствии с п. 2 Протокола совещания у Первого заместителя Председателя Правительства РФ – Министра финансов РФ А. Г. Силуанова от 08.05.2019 № СА-П13-52пр признано целесообразным доработать указанный законопроект и уточнить, что к розничной торговле для целей применения спецрежима в виде ЕНВД и ПСНО не относится реализация следующих трех групп товаров, товары подлежащие маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками:

  • лекарственные препараты, обязательная маркировка которых установлена Федеральным законом от 12.04.2010 № 61‑ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Федеральный закон № 61‑ФЗ);
  • обувные товары, обязательная маркировка которых установлена Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 № 792‑р[1];
  • предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия из натурального меха, обязательная маркировка которых установлена Постановлением Правительства РФ от 11.08.2016 № 787[2].

Финансисты поясняли, что налоговой базой для исчисления суммы ЕНВД при маркировке товаровпризнается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности, а налог, уплачиваемый в связи с применением ПСНО, рассчитывается исходя из потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, устанавливаемого законом субъекта РФ. Поскольку информационный ресурс маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками позволяет получать сведения о доходах налогоплательщиков в оперативном режиме, применение спецрежима в виде ЕНВД и ПСНО в отношении реализации вышеуказанных товаров представляется экономически необоснованным, так как позволяет минимизировать налоговые платежи. В то же время в отношении предпринимательской деятельности по реализации указанных товаров налогоплательщики вправе применять, в частности, УСНО.

 

Законопроект № 720839‑7.

 

29.05.2019 в Госдуму РФ Правительством РФ был внесен законопроект № 720839‑7 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части реализации отдельных положений основных направлений налоговой политики)». Законопроект предусматривал целый ряд изменений как в ч. I, так и в ч. II НК РФ. В том числе были нормы о том, что к розничной торговле в целях применения спецрежима в виде ЕНВД и ПСНО не относится реализация лекарственных препаратов, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками в соответствии с Федеральным законом № 61‑ФЗ, обувных товаров и предметов одежды, принадлежностей к одежде и прочих изделий, из натурального меха, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками по перечню кодов Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности и (или) по перечню кодов товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС, определяемых Правительством РФ.

При этом положения законопроекта не ограничивали право применения налогоплательщиками спецрежима в виде ЕНВД и ПСНО в отношении розничной торговли иными товарами, подлежащими обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками согласно законодательству РФ.

Одновременно отмечалось, что до внесения соответствующих изменений в НК РФ налогоплательщики, осуществляющие розничную торговлю поименованными в указанном законопроекте товарами, подлежащими обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками, при соблюдении соответствующих положений гл. 26.3 НК РФ вправе применять спецрежим в виде ЕНВД при маркировке товаров в отношении данного вида предпринимательской деятельности, а при соблюдении норм, установленных гл. 26.5 НК РФ, – ПСНО (письма Минфина России от 30.04.2019 № 03‑11‑06/3/32394, № 03‑11‑06/3/32453, от 16.07.2019 № 03‑11‑10/52558, от 22.07.2019 № 03‑11‑11/54493, № 03‑11‑11/54469).

 

Закон принят.

 

19.09.2019 законопроект № 720839‑7 был принят Госдумой РФ в третьем чтении. На момент подготовки настоящего материала он находится в Совете Федерации, поэтому мы не можем привести реквизиты данного федерального закона.

Итак, что же конкретно изменится с 01.01.2020 в части применения спецрежимов в отношении реализации маркированных товаров?

 

Единый налог на вмененный доход.

 

Во-первых, вносятся изменения в понятие «розничная торговля» (ст. 346.27 НК РФ). Под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. Но теперь к данному виду предпринимательской деятельности для целей гл. 26.3 НК РФ не относится в том числе:

  • реализация лекарственных препаратов, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками в соответствии с Федеральным законом № 61‑ФЗ;
  • реализация обувных товаров;
  • реализация предметов одежды, принадлежностей к одежде и прочих изделий из натурального меха, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками по перечню кодов Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности и (или) по перечню кодов товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС, определяемых Правительством РФ.

Во-вторых, расширен перечень оснований, при наступлении которых налогоплательщик считается утратившим право на применение спецрежима в виде ЕНВД и перешедшим на общий режим налого-
обложения с начала налогового периода, в котором были допущены нарушения указанных требований (п. 2.3 ст. 346.26 НК РФ). Новым основанием стала реализация маркированных товаров, не относящая-
ся к розничной торговле в соответствии с абз. 12 ст. 346.27 НК РФ. В данном случае речь идет как о розничной торговле, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли, так и о розничной торговле, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.

 

Патентная система налогообложения.

 

В главу 26.5 НК РФ в части применения ПСНО касательно реализации маркированных товаров внесены следующие новшества.

Во-первых, ПСНО может применяться в отношении занятия медицинской деятельностью или фармацевтической деятельностью лицом, имеющим лицензию на указанные виды деятельности, но за исключением реализации лекарственных препаратов, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками в соответствии с Федеральным законом № 61‑ФЗ (пп. 38 п. 2 ст. 346.43 НК РФ).

Во-вторых, изменено понятие «розничная торговля» для целей применения гл. 26.5 НК РФ (пп. 1 п. 3 ст. 346.43 НК РФ). Теперь реализация лекарственных препаратов, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками в соответствии с Федеральным законом № 61‑ФЗ, обувных товаров и предметов одежды, принадлежностей к одежде и прочих изделий из натурального меха, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками по перечню кодов Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности и (или) по перечню кодов товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС, определяемых Правительством РФ, не относится к розничной торговле.

В-третьих, расширен перечень оснований, при которых индивидуальный предприниматель утрачивает право на применение ПСНО и считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан патент. Теперь это произойдет в случае, если в течение налогового периода налогоплательщиком, применяющим ПСНО по видам предпринимательской деятельности, указанным в пп. 45 и 46 п. 2 ст. 346.43 НК РФ, была осуществлена реализация товаров, не относящихся к розничной торговле в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 346.43 НК РФ (п. 6 ст. 346.45 НК РФ дополнен пп. 4). Речь идет о приведенных выше маркированных товарах.

 

* * *

 

Введение обязательной маркировки ряда товаров повлекло за собой внесение ограничений в налоговое законодательство: с 2020 года принципиальные изменения вносятся в гл. 26.3 и 26.5 НК РФ.

В соответствии с новшествами в целях спецрежима в виде ЕНВД и ПСНО к розничной торговле не относится реализация лекарственных препаратов, обувных товаров и предметов одежды, принадлежностей к одежде и прочих изделий из натурального меха, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками. Таким образом, в отношении розничной торговли перечисленными маркированными товарами будет запрещено применение указанных специальных налоговых режимов.

Одновременно внесены поправки, устанавливающие, что налогоплательщики, осуществляющие розничную торговлю и применяющие спецрежим в виде ЕНВД и (или) ПСНО, утрачивают право на применение данных спецрежимов при осуществлении реализации товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками, не относящихся к розничной торговле в соответствии со ст. 346.27 и 346.43 НК РФ.

При этом отметим, что до 2020 года налогоплательщики, осуществляющие розничную торговлю поименованными в принятом законе товарами, подлежащими обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками, при соблюдении соответствующих положений гл. 26.3 НК РФ вправе применять спецрежим в виде ЕНВД в отношении данного вида предпринимательской деятельности, а при соблюдении норм, установленных гл. 26.5 НК РФ, – ПСНО.

Еще один важный момент: принятые поправки не ограничивают право применения налогоплательщиками спецрежимА в виде ЕНВД и ПСНО в отношении розничной торговли иными товарами, подлежащими обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками в соответствии с законодательством РФ, не указанными в рассмотренном законе.

При этом напомним, что согласно действующему законодательству ЕНВД уплачивается последние два года: с 01.01.2021 данный спецрежим применяться не будет. И продлять его применение не планируется.

В заключение хотелось бы отметить, что налогоплательщикам, применяющим спецрежим в виде ЕНВД или ПСНО и реализующим приведенные обязательная маркировка товаров, нужно готовиться к переходу на другой налоговый режим уже сейчас. Выбор не велик: из действующих сегодня спецрежимов им остается только УСНО. Перейти на «упрощенку» налогоплательщики могут с 2020 года, уведомив об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31.12.2019. 



[1] «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации».

[2] «О реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха».

Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения, №10, 2019 год

Специальные предложения Аюдар Инфо