В январском номере журнала мы начали рассматривать права и обязанности руководителя АУ, возникающие на основании норм федерального законодательства об автономных учреждениях и типовой формы трудового договора[1]. Продолжим анализ. Какие показатели эффективности должен выполнять руководитель АУ? В каких случаях он несет материальную ответственность и обязан возместить ущерб, причиненный учреждению?
Как следует из п. 19 Типовой формы, работодатель (учредитель) должен задать целевые показатели эффективности работы руководителя учреждения и включить их в трудовой договор с ним в виде условий осуществления стимулирующих выплат. Набор этих показателей может быть разным, однако туда в обязательном порядке входит достижение установленных учреждению ежегодных значений по соотношению средней зарплаты отдельных категорий работников учреждения со средней зарплатой в соответствующем субъекте РФ (значения указываются в дополнительном соглашении, являющемся неотъемлемой частью трудового договора). Напомним, что ориентиры определены в майских указах Президента РФ[2], ставших руководством к действию для субъектов РФ и муниципальных образований. Например, средняя зарплата социальных работников, включая соцработников медицинских организаций, младшего медицинского и среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) в 2018 году должна была составить 100% среднего заработка по региону, а зарплата работников медорганизаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих их предоставление), – 200% среднего заработка по региону.
Помимо «зарплатного» показателя в трудовых договорах с руководителями учреждений присутствуют и иные целевые показатели. Например, в Томской области[3] месячная, квартальная, полугодовая или годовая премия выплачивается руководителям государственных образовательных учреждений в максимальном размере при условии 100%-ного достижения значений многочисленных целевых показателей. В зависимости от вида учреждения к ним, в частности, относятся:
Если же плановые показатели выполнены не в полном объеме, размер премии снижается пропорционально. При этом отдельно установлены события, возникновение которых автоматически уменьшает либо вовсе исключает премию руководителю. К ним, например, относится прогул (премия не выплачивается), наличие штрафов и пени по перечислениям в государственные внебюджетные фонды (премия снижается на 30%).
В 2018 году в типовую форму трудового договора были внесены дополнения[4]. В частности, теперь у руководителя появилась новая обязанность – обеспечивать выполнение утвержденного в установленном порядке плана по устранению недостатков, выявленных в ходе независимой оценки качества условий оказания учреждением услуг. Эта норма относится к учреждениям в сфере культуры, охраны здоровья, социального обслуживания, федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы и организациям, осуществляющим образовательную деятельность, в отношении которых в силу соответствующих отраслевых законов проводится независимая оценка.
Целевые показатели эффективности работы руководителя учреждения определяет работодатель (учредитель). Показатели и их конкретные значения должны включаться в трудовой договор с руководителем.
Дополнительная обязанность появилась и у работодателя (учредителя) – оценивать эффективность работы руководителя учреждения с учетом результатов независимой оценки качества условий оказания услуг и выполнения плана по устранению недостатков, выявленных в ходе независимой оценки (если она проводилась). Кроме того, работодатель (учредитель) теперь вправе включать в трудовой договор с руководителем учреждения показатели, которые должны быть достигнуты по результатам независимой оценки и выполнения плана по устранению недостатков, выявленных в ходе независимой оценки (если она проводилась), – в рамках компетенции руководителя. Эти показатели вместе с «зарплатными» значениями могут входить в набор показателей эффективности деятельности руководителя учреждения. В том или ином виде данный набор должен присутствовать в трудовом договоре (п. 20(1) Типовой формы).
Примечательно, что названные показатели приводятся в пункте типового договора, не относящемся к условиям осуществления стимулирующих выплат руководителю (такие условия должны указываться отдельно (п. 19 Типовой формы)). Хотя достижение показателей эффективности, в принципе, тоже может быть условием осуществления стимулирующих выплат.
Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя (учредителя, собственника имущества учреждения) или ухудшение его состояния, а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества (ст. 238 и 277 ТК РФ). Данная ответственность распространяется в том числе на бывших руководителей учреждения, а под имуществом понимаются и денежные средства.
В частности, прямой действительный ущерб может быть причинен учреждению, если его руководитель оформляет на работу «мертвые души», начисляет себе излишнюю зарплату или необоснованно перечисляет денежные средства контрагентам учреждения. В судебной практике чаще всего встречаются именно такие ситуации. Истцами здесь, как правило, выступают учредители, а ответчиками – бывшие или действующие руководители учреждений. Основанием для обращения в суд становятся результаты проверок финансово-хозяйственной деятельности учреждений.
В подобных спорах ключевым обстоятельством будет то, насколько убедительной окажется доказательная база, подтверждающая причинение ущерба учреждению. Бывают случаи, когда суды первой инстанции принимают решения о взыскании ущерба (сумм выплаченной зарплаты), а суды апелляционной инстанции отменяют эти решения именно из-за недоказанности фактически произведенного ущерба[5]. При этом суды принимают во внимание такое условие наступления материальной ответственности сторон по трудовому договору, как виновное противоправное поведение (ст. 233 ТК РФ), и причинно-следственную связь между противоправным поведением работника (действие или бездействие) и наступившим ущербом[6]. Например, если учредитель обвиняет руководителя учреждения в том, что он необоснованно выплачивал зарплату принятым на работу дворникам, но не может доказать фактическое отсутствие на работе этих лиц, шансов выиграть дело в суде у учредителя немного.
Если же противоправность действий руководителя учреждения будет доказана, суд встанет на сторону истца-учредителя. Например, в отношении руководителя учреждения, который начислил себе излишний размер зарплаты (чем нарушил принятую систему оплаты труда в государственных учреждениях субъекта РФ), суд примет решение о взыскании с руководителя излишне начисленной суммы, поскольку он не мог не знать о вступивших в силу новых правилах оплаты труда[7].
Есть и еще один важный момент, касающийся материальной ответственности руководителя АУ. В отношении его в федеральном законодательстве об автономных учреждениях установлена специальная норма: руководитель несет перед учреждением ответственность в размере убытков, причиненных АУ в результате совершения крупной сделки без ее предварительного согласования с наблюдательным советом[8].
Напомним: крупной признается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, отчуждением имущества (которым автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей этого имущества в пользование или в залог, при условии, что цена сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов АУ, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату (если уставом АУ не предусмотрен меньший размер крупной сделки) (ст. 14 Закона № 174-ФЗ).
В подобных ситуациях контрольные органы (например, орган, выполняющий функции и полномочия учредителя) иногда требуют от руководителя АУ возмещения учреждению суммы совершенных сделок. Хотя в законе речь идет именно об убытках от сделок, а это не суммы самих сделок: размер убытков подлежит отдельному определению[9].
Кроме того, руководитель автономного учреждения несет ответственность за убытки, причиненные АУ в результате совершения сделки с заинтересованностью без ее предварительного согласования с наблюдательным советом (если руководитель не сможет доказать, что не знал и не мог знать о наличии конфликта интересов в отношении данной сделки) (ч. 4 ст. 17 Закона № 174-ФЗ). Например, когда руководитель учреждения «втихую» заключает договор аренды транспортного средства со своим близким родственником, а контрольные органы выявляют, что потребности в такой сделке у АУ не было, контролеры могут требовать от руководителя (в том числе после прекращения им трудовой деятельности в учреждении) возмещения суммы этого договора[10].
Приведенные правила совершения крупных сделок и сделок с заинтересованностью относятся к сделкам, совершаемым как за счет бюджетных, так и за счет внебюджетных средств.
[1] Абзац 3 ст. 275 ТК РФ, Постановление Правительства РФ от 12.04.2013 № 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения» (далее – Типовая форма).
[2] Прежде всего это Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
[3] Приказ департамента общего образования Томской области от 29.02.2016 № 9 «Об утверждении показателей и критериев оценки эффективности деятельности учреждений, подведомственных Департаменту общего образования Томской области, и их руководителей, условий премирования и депремирования руководителей учреждений».
[4] Постановления Правительства РФ от 26.07.2018 № 873 и от 09.11.2018 № 1338.
[5] См., например, апелляционные определения Московского городского суда от 12.12.2017 по делу № 33-46660/2017, Свердловского областного суда от 05.10.2016 по делу № 33-17175/2016.
[6] См., например, апелляционное определение Московского городского суда (сноска 5).
[7] Определение Приморского краевого суда от 09.02.2016 по делу № 33-1043/2016.
[8] Часть 3 ст. 15 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ).
[9] См., например, Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 18.10.2012 по делу № А69-916/2012.
[10] Апелляционное определение Саратовского областного суда от 31.05.2012 по делу № 2794/2012.
Один раз в месяц мы делаем подборку статей, рекомендаций, новостей по актуальным темам и совершенно бесплатно рассылаем ее нашим подписчикам.
Оставьте, пожалуйста, свой адрес, если Вы хотите получать интересную профессиональную информацию.