Вернуться к списку журналов

Права и обязанности руководителя автономного учреждения (Окончание. Начало в № 1 за 2019 год)

Автор: Чагин К.Г., консультант по социальной политике Института экономики города (Москва)

В январском номере журнала мы начали рассматривать права и обязанности руководителя АУ, возникающие на основании норм федерального законодательства об автономных учреждениях и типовой формы трудового договора[1]. Продолжим анализ. Какие показатели эффективности должен выполнять руководитель АУ? В каких случаях он несет материальную ответственность и обязан возместить ущерб, причиненный учреждению?

 

Стимулирование руководителя за выполнение показателей эффективности его работы.

 

Как следует из п. 19 Типовой формы, работодатель (учредитель) должен задать целевые показатели эффективности работы руководителя учреждения и включить их в трудовой договор с ним в виде условий осуществления стимулирующих выплат. Набор этих показателей может быть разным, однако туда в обязательном порядке входит достижение установленных учреждению ежегодных значений по соотношению средней зарплаты отдельных категорий работников учреждения со средней зарплатой в соответствующем субъекте РФ (значения указываются в дополнительном соглашении, являющемся неотъемлемой частью трудового договора). Напомним, что ориентиры определены в майских указах Президента РФ[2], ставших руководством к действию для субъектов РФ и муниципальных образований. Например, средняя зарплата социальных работников, включая соцработников медицинских организаций, младшего медицинского и среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) в 2018 году должна была составить 100% среднего заработка по региону, а зарплата работников медорганизаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих их предоставление), – 200% среднего заработка по региону.

Помимо «зарплатного» показателя в трудовых договорах с руководителями учреждений присутствуют и иные целевые показатели. Например, в Томской области[3] месячная, квартальная, полугодовая или годовая премия выплачивается руководителям государственных образовательных учреждений в максимальном размере при условии 100%-ного достижения значений многочисленных целевых показателей. В зависимости от вида учреждения к ним, в частности, относятся:

  • выполнение плана экономии энергоресурсов (влияет на месячную премию);
  • выполнение плана доходов от оказания платных услуг (влияет на ежеквартальную премию);
  • полнота реализации государственного задания (влияет на премию за полугодие);
  • выполнение плана по организации и проведению мероприятий областного и всероссийского уровня (влияет на годовую премию).

Если же плановые показатели выполнены не в полном объеме, размер премии снижается пропорционально. При этом отдельно установлены события, возникновение которых автоматически уменьшает либо вовсе исключает премию руководителю. К ним, например, относится прогул (премия не выплачивается), наличие штрафов и пени по перечислениям в государственные внебюджетные фонды (премия снижается на 30%).

 

Ответственность руководителя в отношении результатов независимой оценки.

 

В 2018 году в типовую форму трудового договора были внесены дополнения[4]. В частности, теперь у руководителя появилась новая обязанность – обеспечивать выполнение утвержденного в установленном порядке плана по устранению недостатков, выявленных в ходе независимой оценки качества условий оказания учреждением услуг. Эта норма относится к учреждениям в сфере культуры, охраны здоровья, социального обслуживания, федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы и организациям, осуществляющим образовательную деятельность, в отношении которых в силу соответствующих отраслевых законов проводится независимая оценка.


Целевые показатели эффективности работы руководителя учреждения определяет работодатель (учредитель). Показатели и их конкретные значения должны включаться в трудовой договор с руководителем.


Дополнительная обязанность появилась и у работодателя (учредителя) – оценивать эффективность работы руководителя учреждения с учетом результатов независимой оценки качества условий оказания услуг и выполнения плана по устранению недостатков, выявленных в ходе независимой оценки (если она проводилась). Кроме того, работодатель (учредитель) теперь вправе включать в трудовой договор с руководителем учреждения показатели, которые должны быть достигнуты по результатам независимой оценки и выполнения плана по устранению недостатков, выявленных в ходе независимой оценки (если она проводилась), – в рамках компетенции руководителя. Эти показатели вместе с «зарплатными» значениями могут входить в набор показателей эффективности деятельности руководителя учреждения. В том или ином виде данный набор должен присутствовать в трудовом договоре (п. 20(1) Типовой формы).

Примечательно, что названные показатели приводятся в пункте типового договора, не относящемся к условиям осуществления стимулирующих выплат руководителю (такие условия должны указываться отдельно (п. 19 Типовой формы)). Хотя достижение показателей эффективности, в принципе, тоже может быть условием осуществления стимулирующих выплат.

 

Материальная ответственность руководителя за прямой действительный ущерб, причиненный учреждению.

 

Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя (учредителя, собственника имущества учреждения) или ухудшение его состояния, а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества (ст. 238 и 277 ТК РФ). Данная ответственность распространяется в том числе на бывших руководителей учреждения, а под имуществом понимаются и денежные средства.

В частности, прямой действительный ущерб может быть причинен учреждению, если его руководитель оформляет на работу «мертвые души», начисляет себе излишнюю зарплату или необоснованно перечисляет денежные средства контрагентам учреждения. В судебной практике чаще всего встречаются именно такие ситуации. Истцами здесь, как правило, выступают учредители, а ответчиками – бывшие или действующие руководители учреждений. Основанием для обращения в суд становятся результаты проверок финансово-хозяйственной деятельности учреждений.

В подобных спорах ключевым обстоятельством будет то, насколько убедительной окажется доказательная база, подтверждающая причинение ущерба учреждению. Бывают случаи, когда суды первой инстанции принимают решения о взыскании ущерба (сумм выплаченной зарплаты), а суды апелляционной инстанции отменяют эти решения именно из-за недоказанности фактически произведенного ущерба[5]. При этом суды принимают во внимание такое условие наступления материальной ответственности сторон по трудовому договору, как виновное противоправное поведение (ст. 233 ТК РФ), и причинно-следственную связь между противоправным поведением работника (действие или бездействие) и наступившим ущербом[6]. Например, если учредитель обвиняет руководителя учреждения в том, что он необоснованно выплачивал зарплату принятым на работу дворникам, но не может доказать фактическое отсутствие на работе этих лиц, шансов выиграть дело в суде у учредителя немного.

Если же противоправность действий руководителя учреждения будет доказана, суд встанет на сторону истца-учредителя. Например, в отношении руководителя учреждения, который начислил себе излишний размер зарплаты (чем нарушил принятую систему оплаты труда в государственных учреждениях субъекта РФ), суд примет решение о взыскании с руководителя излишне начисленной суммы, поскольку он не мог не знать о вступивших в силу новых правилах оплаты труда[7].


Прямой действительный ущерб может быть причинен АУ, если его руководитель оформляет на работу «мертвые души», начисляет себе излишнюю зарплату или необоснованно перечисляет денежные средства контрагентам учреждения.

Есть и еще один важный момент, касающийся материальной ответственности руководителя АУ. В отношении его в федеральном законодательстве об автономных учреждениях установлена специальная норма: руководитель несет перед учреждением ответственность в размере убытков, причиненных АУ в результате совершения крупной сделки без ее предварительного согласования с наблюдательным советом[8].

Напомним: крупной признается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, отчуждением имущества (которым автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей этого имущества в пользование или в залог, при условии, что цена сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов АУ, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату (если уставом АУ не предусмотрен меньший размер крупной сделки) (ст. 14 Закона № 174-ФЗ).

В подобных ситуациях контрольные органы (например, орган, выполняющий функции и полномочия учредителя) иногда требуют от руководителя АУ возмещения учреждению суммы совершенных сделок. Хотя в законе речь идет именно об убытках от сделок, а это не суммы самих сделок: размер убытков подлежит отдельному определению[9].

Кроме того, руководитель автономного учреждения несет ответственность за убытки, причиненные АУ в результате совершения сделки с заинтересованностью без ее предварительного согласования с наблюдательным советом (если руководитель не сможет доказать, что не знал и не мог знать о наличии конфликта интересов в отношении данной сделки) (ч. 4 ст. 17 Закона № 174-ФЗ). Например, когда руководитель учреждения «втихую» заключает договор аренды транспортного средства со своим близким родственником, а контрольные органы выявляют, что потребности в такой сделке у АУ не было, контролеры могут требовать от руководителя (в том числе после прекращения им трудовой деятельности в учреждении) возмещения суммы этого договора[10].

Приведенные правила совершения крупных сделок и сделок с заинтересованностью относятся к сделкам, совершаемым как за счет бюджетных, так и за счет внебюджетных средств.


[1] Абзац 3 ст. 275 ТК РФ, Постановление Правительства РФ от 12.04.2013 № 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения» (далее – Типовая форма).

[2] Прежде всего это Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

[3] Приказ департамента общего образования Томской области от 29.02.2016 № 9 «Об утверждении показателей и критериев оценки эффективности деятельности учреждений, подведомственных Департаменту общего образования Томской области, и их руководителей, условий премирования и депремирования руководителей учреждений».

[4] Постановления Правительства РФ от 26.07.2018 № 873 и от 09.11.2018 № 1338.

[5] См., например, апелляционные определения Московского городского суда от 12.12.2017 по делу № 33-46660/2017, Свердловского областного суда от 05.10.2016 по делу № 33-17175/2016.

[6] См., например, апелляционное определение Московского городского суда (сноска 5).

[7] Определение Приморского краевого суда от 09.02.2016 по делу № 33-1043/2016.

[8] Часть 3 ст. 15 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ).

[9] См., например, Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 18.10.2012 по делу № А69-916/2012.

[10] Апелляционное определение Саратовского областного суда от 31.05.2012 по делу № 2794/2012.

Руководитель автономного учреждения, №2, 2019 год

Специальные предложения Аюдар Инфо