Вернуться к списку журналов

Об отражении в бухучете учреждений оспариваемой задолженности по штрафным санкциям за нарушения условий контракта

Автор: Валова С., редактор журнала

В силу ст. 3 Закона № 44-ФЗ[1] под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени РФ, субъекта РФ (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

В Законе № 44-ФЗ приведен перечень необходимых условий, подлежащих включению в заключаемый контракт. Одним из обязательных условий контракта является условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ при просрочке исполнения заказчиком обязательств, установленных контрактом, а также в иных случаях ненадлежащего исполнения им обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).

Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, при просрочке исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (п. 1 ст. 330 ГК РФ). Соглашение о неустойке должно быть составлено в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения (ст. 331 ГК РФ).

Расчеты по суммам принудительного изъятия (задолженности по штрафам, пеням и неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг) ведутся на счете 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» (п. 220 Инструкции № 157н[2].

С 1 января 2018 года государственные (муниципальные) учреждения применяют ФСБУ «Концептуальные основы»[3]. Руководствуясь п. 35, 36, 43 и 47 данного документа, Минфин делает следующий вывод. Доход признается в результате совершения фактов хозяйственной жизни или наступления событий, в результате которых ожидается получение экономических выгод или полезного потенциала, связанных с этими операциями (событиями), при условии что их сумма (денежная величина) может быть надежно определена. При этом в случае, если на момент предъявления требования по штрафным санкциям размер поступлений не определен ввиду оспаривания исполнения требования со стороны поставщика, критерии признания доходов в полной мере не выполняются. Таким образом, отражать такие доходы посредством использования счета 0 401 10 141 не следует. В связи с этим Минфин рекомендует до урегулирования требований, предъявленных недобросовестным исполнителям контрактов, с 1 января 2018 года применять счет 0 401 40 141 «Доходы будущих периодов от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)» (Письмо от 18.10.2018 № 02-07-10/75014).

В случае принятия судом решения об отказе в удовлетворении исковых требований ранее принятая к учету дебиторская задолженность корректируется по дебету счета 0 401 40 141 и кредиту счета 0 209 41 660.

 

Пример 1

Предположим, что изначально размер штрафа, определенного заказчиком, составлял 5 000 руб. Исполнитель не был согласен с уплатой штрафа. Суд вынес решение о взыскании с исполнителя суммы неустойки в размере 3 200 руб. Сумма ущерба уплачена поставщиком.

 

На счетах бухгалтерского учета корректировка суммы неустойки будет отражена так:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислена сумма неустойки

2 209 41 560

2 401 40 141

5 000

Скорректирован размер начисленной неустойки

(5 000 - 3 200) руб.

2 401 40 141

2 209 41 660

1 800

Поступила уплата штрафа от поставщика

2 201 11 510

17

2 205 41 660

3 200

Отражены доходы отчетного года

2 401 40 141

2 401 10 141

3 200

 

При принятии судом решения об отказе в удовлетворении исковых требований ранее принятая к учету дебиторская задолженность корректируется по дебету счета 0 401 40 141 и кредиту счета 0 209 41 660.

 

Пример 2

Изменим условия примера 1. Предположим, что суд отказал в исковых требованиях заказчика к поставщику.

 

На счетах бухгалтерского учета корректировка суммы неустойки будет отражена следующим образом: 

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислена сумма неустойки

2 209 41 560

2 401 40 141

5 000

Скорректирован размер начисленной неустойки

2 401 40 141

2 209 41 660

5 000



[1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[2] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[3] Федеральный стандарт бухгалтерского учета «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н.

Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера, №1, 2019 год

Специальные предложения Аюдар Инфо