Вернуться к списку журналов

Учет операций с незавершенными вложениями в объекты основных средств

Автор: Бирюков А.И., к. э. н., профессор Финансового университета при Правительстве РФ, советник Управления внутреннего контроля (аудита) и оценки эффективности деятельности ФК РФ

Вопрос:

Бюджетное учреждение осуществляло строительство объекта, однако работы не были завершены, недостроенный объект законсервирован.

Как осуществить консервацию объекта незавершенного строительства и отразить связанные с этим расходы?

 

Необходимость проведения работ по консервации объекта незавершенного строительства связано с приостановлением строительства на длительный срок, которое может быть вызвано разными причинами, среди которых и недостаточное финансирование.

В пункте 4 ст. 52 ГрК РФ сказано, что при необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.


Постановлением Правительства РФ от 30.09.2011 № 802 утверждены Правила проведения консервации объекта капитального строительства.

Исходя из ст. 752 ГК РФ если по не зависящим от сторон причинам работы по договору строительного подряда приостановлены и объект строительства законсервирован, то заказчик обязан:

  • оплатить подрядчику в полном объеме выполненные до момента консервации работы;
  • возместить расходы, вызванные необходимостью прекращения работ и консервацией строительства, с зачетом выгод, которые подрядчик получил или мог получить вследствие прекращения работ.

 Согласно требованиям порядков № 132н[1] и 209н[2] расходы (операции) по консервации объекта незавершенного строительства отражаются по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг», увязанного в целях бухгалтерского учета с подстатьей 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

 

Вопрос:

В бухгалтерском учете в настоящее время учитываются расходы, связанные с оплатой проектно-сметной документации по объекту незавершенного строительства.

В общем случае решение о принятии и выбытии активов, в том числе капитальных вложений, принимается комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов на основании надлежаще оформленных первичных учетных документов, подтверждающих совершенные факты хозяйственной жизни.

 Как и на основании каких документов бюджетное учреждение может списать затраты на подготовку проектно-сметной документации по строительству этого объекта?

 

В силу ч. 2 ст. 79 БК РФ принятие решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности субъекта РФ осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

Согласно ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ[3], п. 7 Инструкции № 157н[4] совершение факта хозяйственной жизни подтверждается первичным учетным документом.

Статья 3 Федерального закона № 402-ФЗ к фактам хозяйственной жизни относит сделки, события, операции, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.

Поэтому принятие решения о списании капитальных вложений является фактом хозяйственной жизни, подлежащим оформлению бухгалтерскими записями в учете. Законодательством не предусмотрено отражение корреспонденций в бухгалтерском учете в отсутствие первичных учетных документов. Ответственность за оформление документального подтверждения факта хозяйственной жизни несет лицо, ответственное за его совершение.

Операции по списанию расходов по вложениям в нефинансовые активы, не приведших к возведению (созданию) объекта основного средства (объекта незавершенного строительства), при наличии решения о прекращении реализации инвестиционного проекта, в рамках которого осуществлялись капитальные вложения, отражаются в соответствии с п. 53 Инструкции № 174н[5], содержащим следующую корреспонденцию счетов:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Признание расходами текущего финансового года произведенных капитальных вложений в объекты основных средств, которые не были созданы (не признаны активами), в том числе в сумме:

– расходов по разработке проектно-сметной документации;

– расходов на строительно-монтажные работы;

– иных расходов

0 401 20 273

0 106 00 000


При этом выбытие с бухгалтерского учета капитальных вложений в сумме затрат на проектную документацию возможно в случае принятия решения:

  • либо о списании объектов незавершенного строительства;
  • либо о прекращении (нецелесообразности осуществления) вложений в сумме затрат, признанных затратами текущего финансового года (затратами некапитального характера).

Расходы по вложениям в нефинансовые активы, не приведшие к созданию объекта основного средства, подлежат списанию при наличии решения о прекращении реализации инвестиционного проекта.

Однако результаты работ по подготовке проектно-сметной документации, выраженные в виде карт (схем), графиков, чертежей, которые могут использоваться в деятельности учреждения неоднократно и (или) постоянно, являются самостоятельными объектами бухгалтерского учета – объектами нематериальных активов.

По мнению Минфина (Письмо от 25.01.2019 № 02-06-10/4327), решение об отнесении на финансовый результат текущего года затрат по разработке проектно-сметной документации, ранее произведенных в рамках реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности субъекта РФ, принимается учреждением на основании решения о досрочном прекращении реализации инвестиционного проекта органа, принявшего в установленном порядке решение о финансовом обеспечении бюджетных инвестиций в объект капитального строительства за счет средств бюджета. Такое решение выносится в отношении расходов во незавершенные вложения в нефинансовые активы, в результате которых:

  • не созданы объекты строительства (объекты незавершенного строительства);
  • не предполагается дальнейшее возведение таких объектов.

[1] Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. Приказом Минфина РФ от 08.06.2018 № 132н.

[2] Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н.

[3] Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

[4] Инструкция по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[5] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере, №4, 2019 год

Специальные предложения Аюдар Инфо