Бюджетная смета казенного учреждения является главным документом для финансового обеспечения его деятельности (п. 2 ст. 161 БК РФ). В статье напомним порядок составления и ведения этого финансового документа.
Согласно п. 1, 2 ст. 221 БК РФ бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, на основании:
– Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, установленных Приказом Минфина России от 14.02.2018 № 26н (далее – Общие требования);
– Порядка составления и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений, утвержденного Приказом Минфина России от 20.06.2018 № 141н (далее – Порядок № 141н). Действие документа распространяется на федеральные казенные учреждения, их обособленные (структурные) подразделения без прав юридического лица, осуществляющие полномочия по ведению бюджетного учета, а также в соответствии с п. 11 ст. 161 БК РФ на федеральные органы государственной власти (федеральные государственные органы), органы управления государственным внебюджетным фондом РФ как на получателей бюджетных средств.
Нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб. (п. 2 ст. 15.15.7 КоАП РФ).
Согласно п. 2 ст. 221 БК РФ, п. 20 Порядка № 141н утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения.
Несоответствие указанных в смете значений лимитам бюджетных обязательств может быть классифицировано контрольным органом как нарушение порядка ведения бюджетной сметы.
Смета, иные документы и информация, не содержащие сведения, составляющие государственную тайну, составляются в форме электронного документа и подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя или иного уполномоченного лица учреждения, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя средств федерального бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда РФ в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» (п. 5 Порядка № 141н).
Согласно п. 6 Общих требований под составлением сметы понимается установление объема и распределения направлений расходов бюджета на срок действия закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) на основании доведенных до учреждения лимитов бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения, включая бюджетные обязательства по предоставлению бюджетных инвестиций и субсидий юридическим лицам (в том числе субсидии бюджетным и автономным учреждениям), субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов.
Смета составляется учреждением путем формирования показателей на второй год планового периода и внесения изменений в утвержденные показатели сметы на очередной финансовый год и плановый период (п. 8 Общих требований).
В частности, согласно п. 8, 9, 40 Порядка № 141н казенные учреждения вправе формировать обоснования (расчеты) показателей, как и показатели сметы, по следующим направлениям в соответствии с ЛБО:
– на оплату труда работников казенных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами);
– на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;
– на уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ;
– на возмещение вреда, причиненного казенным учреждением при осуществлении им деятельности.
При планировании и при расчете затрат на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд также следует руководствоваться ведомственными документами, которыми утверждены нормативы количества и цены приобретаемых товаров, работ, услуг.
Кроме того, в смете также нужно отразить информацию:
1) о планируемых расходах учреждения за счет лимитов бюджетных обязательств по дополнительному бюджетному финансированию, сумма которых должна соответствовать прогнозу поступлений доходов от собственной производственной деятельности учреждения, отражаемых в сведениях для составления и ведения кассового плана исполнения федерального бюджета на текущий финансовый год;
2) о расходах учреждения по исполнению публичных нормативных обязательств за счет бюджетных ассигнований, доведенных ему в установленном бюджетным законодательством РФ порядке;
3) о расходах учреждения, полномочия по осуществлению которых переданы учреждением в соответствии с бюджетным законодательством РФ:
– федеральным бюджетным учреждениям и автономным учреждениям в рамках осуществления полномочий по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме;
– федеральным бюджетным учреждениям и автономным учреждениям, государственным унитарным предприятиям в рамках осуществления полномочий государственного заказчика на осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд;
– территориальным органам Федерального казначейства в рамках осуществления полномочий по перечислению из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг.
Показатели сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ с детализацией по кодам подгрупп и (или) элементов видов расходов классификации расходов бюджетов.
Ведомственным порядком ведения сметы может быть предусмотрена дополнительная детализация показателей сметы по установленным Минфином кодам статей (подстатей) групп (статей) КОСГУ (кодам аналитических показателей) в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств (п. 7 Общих требований).
Отсутствие детализации показателей сметы по кодам КОСГУ при установлении такой обязанности главным распорядителем бюджетных средств признается нарушением.
Обоснования (расчеты) плановых сметных показателей формируются (изменяются) учреждением (п. 38 Порядка № 141н):
– при составлении проекта сметы;
– при составлении сметы;
– при изменении показателей сметы;
– при изменении значений показателей обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, не влияющих на показатели сметы.
Обоснования (расчеты) плановых сметных показателей являются неотъемлемой частью сметы (п. 8 Общих требований).
Обоснования (расчеты) плановых сметных показателей формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов и дифференцируются в зависимости от видов расходов классификации расходов бюджетов с детализацией до кодов элементов (подгрупп и элементов) видов расходов, отдельных целевых статей (направлений расходов) классификации расходов бюджетов, главных распорядителей бюджетных средств и (или) аналитических показателей.
Обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, формируются обособленно (п. 39 Порядка № 141н).
При проведении проверки контрольный орган признает ошибкой и нарушением порядка составления и ведения бюджетной сметы:
– отсутствие обоснований к смете;
– формирование обоснований на суммы, не соответствующие показателям сметы.
Формы обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, применяемых при составлении и ведении бюджетных смет федеральных казенных учреждений, утверждены Приказом Минфина России от 17.06.2021 № 87н (далее – Приказ № 87н).
Финансовое ведомство разработало Методические рекомендации по заполнению обоснований (расчетов) плановых сметных показателей при составлении и ведении бюджетных смет федеральных казенных учреждений, на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее – Методические рекомендации).
В качестве примера рассмотрим особенности заполнения некоторых форм обоснований (расчетов).
Согласно п. 1 разд. 1 Методических рекомендаций обоснования (расчеты) плановых сметных показателей на оплату труда и страховые взносы в государственные внебюджетные фонды РФ в отношении работников федеральных казенных учреждений формируются и представляются на очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода по форме 0505507 по ОКУД, приведенной в приложении 1 к Приказу № 87н. В ней указывается численность работников (целым числом) в соответствии с утвержденным штатным расписанием федерального казенного учреждения по состоянию на 1 июля текущего финансового года.
Подраздел 1.1 раздела 1 формы 0505507 заполняется в соответствии с Порядком № 209н[1].
В случае принятия решения об индексации размера должностных окладов в текущем финансовом году размеры должностных окладов подлежат изменению с очередного финансового года (п. 3 разд. 1 Методических рекомендаций).
Обоснования (расчеты) плановых сметных показателей на осуществление иных выплат персоналу, за исключением фонда оплаты труда, составляются на очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода по форме 0505527 по ОКУД (приложение 19 к Приказу № 87н).
Расчет страховых взносов по иным выплатам персоналу, за исключением фонда оплаты труда, по которым подлежит заполнению форма 0505527, при необходимости осуществляется в соответствующем разделе формы, которая заполняется по аналогичному коду классификации расходов бюджета в части фонда оплаты труда.
Подраздел 1.1 раздела 1 заполняется в соответствии с Порядком № 209н. В подразделе 1.2 отражаются расходы федерального бюджета в разрезе аналитических признаков, детализирующих расходы в зависимости от влияния на них прогнозных показателей социально-экономического развития РФ и иных факторов, используемых при расчете объема расходов.
Обоснования (расчеты) плановых сметных показателей на социальное обеспечение и иные выплаты населению в части публичных обязательств РФ по выплате стипендий учащимся федеральных казенных учреждений формируются и представляются на очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода по форме 0505544 по ОКУД (приложение 35 к Приказу № 87н).
В разделе 1 формы графы 3–5 строки 10 должны соответствовать значениям графы 6 подразделов 2.1–2.3 раздела 2 строки 9010100. Подраздел 1.1 заполняется в соответствии с Порядком № 209н.
Подраздел 2.1 раздела 2 заполняется в разрезе стипендий следующим образом:
– значение графы 6 – это произведение значений граф 4 и 5 соответствующих строк (за исключением строк «Итого по стипендии» и 9010100);
– значение граф 4 и 6 строки «Итого по стипендии» – сумма значений строк по всем категориям получателей соответствующего вида стипендии по соответствующим графам 4 и 6;
– значение граф 4 и 6 строки 9010100 – суммы значений строк «Итого по стипендии» по всем видам стипендий по соответствующим графам 4 и 6.
Подразделы 2.2, 2.3 раздела 2 заполняются аналогично подразделу 2.1.
В разделе 3 указываются сведения о нормативных правовых (правовых) актах РФ, устанавливающих размер (порядок расчета размера) показателей, используемых при расчете объемов расходов по видам стипендий, отраженных в графе 1 раздела 3.
В частности, в этом разделе:
– графы 1, 2 соответствуют графам 1, 2 подраздела 2.1 раздела 2;
– графы 4–9 заполняются на основании справочника Минфина «Нормативные правовые (правовые) акты» по видам стипендий, указанных в графе 1 раздела 3.
Обоснования (расчеты) плановых сметных показателей на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения федеральных нужд формируются и представляются на очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода по форме 0505534 по ОКУД, приведенной в приложении 22 к Приказу № 87н (разд. 23 Методических рекомендаций).
По решению главного распорядителя средств федерального бюджета проводится детализация используемого при заполнении данной формы кода по ОКПД 2 (ОК 034‑2014 (КПЕС 2008)). Детализация не может быть ниже группы товаров (работ, услуг).
Под ведением сметы понимается внесение изменений в ее показатели в пределах доведенных учреждению в установленном законодательством РФ порядке лимитов бюджетных обязательств (п. 14 Общих требований, п. 28 Порядка № 141н).
Изменения в показатели сметы вносятся путем утверждения изменений показателей – сумм увеличения со знаком плюс и (или) уменьшения объемов сметных назначений со знаком минус:
1) изменяющих объемы сметных назначений в случае изменения доведенных учреждению в установленном законодательством РФ порядке лимитов бюджетных обязательств;
2) изменяющих распределение сметных назначений по кодам классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ, требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств и лимитов бюджетных обязательств;
3) изменяющих распределение сметных назначений по кодам классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ, не требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств и лимитов бюджетных обязательств;
4) изменяющих объемы сметных назначений, приводящих к перераспределению их между разделами сметы;
5) изменяющих иные показатели, предусмотренные сметой.
Изменения в смету вносятся на основании изменений показателей обоснований (расчетов) плановых сметных показателей.
В случае изменения показателей обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, не влияющих на показатели сметы учреждения, вносятся изменения только в показатели обоснований (расчетов) плановых сметных показателей.
Если при возникновении указанных оснований изменения в смету не внесены, это может быть квалифицировано как нарушение.
[1] Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. Приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н.
Один раз в месяц мы делаем подборку статей, рекомендаций, новостей по актуальным темам и совершенно бесплатно рассылаем ее нашим подписчикам.
Оставьте, пожалуйста, свой адрес, если Вы хотите получать интересную профессиональную информацию.