Вернуться к списку журналов

Позиция ВС РФ в отношении реализации отдельных прав военнослужащих

Автор: Магурина Л., эксперт журнала

Как показывает практика, государственные (муниципальные) учреждения, в том числе казенные, стараются решать возникающие в ходе их работы спорные вопросы в досудебном порядке. Однако не всегда имеется возможность урегулировать вопрос без судебных разбирательств. Примеры тому – определения ВС РФ от 21.11.2017 № 211-КГ17-27 и от 07.12.2017 № 209-КГ17-11. В них рассмотрены судебные споры между военнослужащими и учреждениями, в которых они проходили службу, на предмет:

  • правомерности отказа военнослужащему, увольняемому с военной службы, в профессиональной переподготовке в выбранном им учебном заведении;
  • взыскания с военнослужащего излишне выплаченной ему денежной компенсации за наем жилого помещения в месте прохождения службы.

Мы посчитали, что вам будут интересны суть споров, рассмотренных ВС РФ, и позиция суда по ним.

 

Знание позиции ВС РФ, сформированной в отношении той или иной ситуации, на наш взгляд, всегда полезно, поскольку:

1) позволяет избежать ошибок в случае применения норм законодательства РФ в том числе при реализации прав военнослужащих. В определении ВС РФ рассматривается сложившаяся между истцом и ответчиком ситуация, проводится анализ нормативных актов, регламентирующих эту ситуацию, и делается вывод о правомерности или неправомерности применения данных норм участниками судебного разбирательства. Поэтому работник учреждения, для которого информация, изложенная в определении ВС РФ, интересна и актуальна, может на ее основе совершить факт хозяйственной деятельности, не противоречащий нормам законодательства РФ;

2) при наличии спора между учреждением и военнослужащим на предмет правильности применения нормативных актов, который перетекает в судебное разбирательство, позволяет сделать прогноз о возможном исходе такого дела в суде (какова вероятность выигрыша или проигрыша). Здесь же отметим, что при оценке вероятности положительного решения исходят из норм законодательства РФ и сложившейся судебной практики по подобным случаям. Лучше ориентироваться на определения ВС РФ, поскольку именно он является высшим судебным органом по гражданским делам, экономическим спорам, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом (ст. 126 Конституции РФ).

Перейдем к рассмотрению спорных ситуаций с участием военнослужащих.

 

Реализация военнослужащим права на выбор образовательного учреждения

для прохождения профессиональной переподготовки.

 

Военнослужащий, проходивший военную службу по контракту в воинской части, а после истечения срока контракта представленный к увольнению в связи с организационно-штатными мероприятиями, обратился с рапортом о направлении его на профессиональную переподготовку в высшее образовательное учреждение, расположенное в г. Москве, по выбранной им программе обучения, срок прохождения которой превышает четыре месяца. Ему было предложено пройти повышение квалификации в ближайших к месту прохождения службы учебных заведениях. От прохождения профессиональной переподготовки в образовательных учреждениях, расположенных в близлежащих к месту прохождения военной службы населенных пунктах, по имеющимся в них программам профессиональной переподготовки военнослужащий отказался, а затем обратился в суд с иском о восстановлении своих прав.

Согласно п. 4 ст. 19 Закона о статусе военнослужащих[1] отдельные категории военнослужащих, к числу которых относится и военнослужащий, выступающий в роли истца по рассматриваемому делу, в год увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, истечении срока военной службы, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями имеют право пройти профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей без взимания с них платы за обучение и с сохранением обеспечения всеми видами довольствия в порядке и на условиях, которые определяются Минобороны (иным федеральным органом исполнительной власти и федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба), продолжительностью до четырех месяцев.

Содержание названной нормы закона указывает, что право военнослужащего на профессиональную переподготовку реализуется в порядке и на условиях, которые определяются федеральным органом исполнительной власти и федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, а сама переподготовка не может превышать четырех месяцев.

В рассматриваемой ситуации обратимся к Приказу ФСБ РФ от 26.01.2009 № 22, которым утверждена Инструкция о порядке и условиях реализации военнослужащими органов ФСБ, проходящими военную службу по контракту, права на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей.

В соответствии с п. 9 названной инструкции профессиональная переподготовка военнослужащих осуществляется, как правило, в образовательных учреждениях, расположенных в населенных пунктах по месту прохождения военной службы. При невозможности пройти обучение по месту прохождения военной службы военнослужащие направляются на обучение в образовательные учреждения, расположенные в близлежащих к месту прохождения военной службы населенных пунктах.

Исходя из вышеприведенных нормативных актов ВС РФ сделал вывод, что право выбора образовательного учреждения для направления военнослужащего на профессиональную переподготовку предоставлено исключительно командованию и не зависит от волеизъявления военнослужащего.

Суд установил, что истец имел возможность пройти обучение в образовательных учреждениях, расположенных как в месте прохождения им военной службы, так и в близлежащих населенных пунктах, по имеющимся в них программам профессиональной переподготовки. Что касается выбранной истцом программы обучения, возможность переподготовки по ней в образовательных учреждениях, расположенных по месту военной службы и в близлежащих к нему населенных пунктах, отсутствовала, а срок обучения в других образовательных учреждениях, расположенных не по месту военной службы истца, составляет более четырех месяцев.

Согласно п. 5 ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации, что указывает на направленность профессиональной переподготовки на освоение военнослужащими нового вида профессиональной деятельности и приобретение новой квалификации, способствующих их адаптации к новым экономическим и социальным условиям жизни и деятельности после увольнения с военной службы, а также повышению их конкурентоспособности на рынке труда.

Руководствуясь материалами дела и нормами законодательства, Верховный суд пришел к выводу, что в данной ситуации право военнослужащего на профессиональную переподготовку не было нарушено.

Аналогичная ситуация была рассмотрена ранее в Определении ВС РФ от 15.08.2017 № 210-КГ17-12 с участием военнослужащего МВД. Порядок и условия профессиональной переподготовки в этом министерстве определены Приказом МВД РФ от 01.11.2007 № 962, которым утверждена Инструкция о порядке и условиях направления военнослужащих внутренних войск МВД – граждан РФ, проходящих военную службу по контракту, на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей. В соответствии с п. 9 названной инструкции профессиональная переподготовка военнослужащих осуществляется, как правило, в образовательных учреждениях, расположенных в населенных пунктах по месту прохождения ими военной службы. При невозможности пройти обучение по месту прохождения военной службы военнослужащие направляются на обучение в образовательные учреждения, расположенные в близлежащих к месту прохождения военной службы населенных пунктах, с которыми командующие войсками оперативно-территориальных объединений внутренних войск заключили контракты на осуществление профессиональной переподготовки. По мнению ВС РФ, содержание названной правовой нормы также указывает, что право выбора учебного заведения для направления военнослужащего на профессиональную переподготовку предоставлено исключительно командованию и не зависит от волеизъявления военнослужащего.

Здесь же отметим, что информационно-справочные системы содержат достаточно примеров обращения военнослужащих в Конституционный суд с целью признать нарушение их конституционных прав положениями п. 4 ст. 19 Закона о статусе военнослужащих. В своих определениях КС РФ указывает, что данная норма закона о военной службе в дополнение к предусмотренным Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации» гарантиям государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы, устанавливающая право военнослужащих пройти профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей, направлена на обеспечение реализации права граждан на труд посредством предоставления возможности получения специальности, повышающей их конкурентоспособность на рынке труда. При этом данная норма в равной мере распространяется на всех военнослужащих, относящихся к указанным в ней категориям, не устанавливает порядок и условия реализации военнослужащими указанного права и не предполагает возможность произвольного применения ее положений (определения от 25.01.2018 № 101-О, от 17.02.2015 № 279-О, от 29.09.2015 № 1888-О, от 25.05.2017 № 989-О и др.). Соответственно, эта норма также не может расцениваться как нарушающая конституционные права заявителя. Проверка того, был ли соблюден в отношении заявителя порядок направления на профессиональную переподготовку по гражданской специальности, как непосредственно связанная с установлением и исследованием фактических обстоятельств конкретного дела не относится к компетенции КС РФ, определенной ст. 125 Конституции РФ и ст. 3 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

 

Реализация права военнослужащего на выплату ему денежной компенсации

за наем жилого помещения.

 

Пунктом 3 ст. 15 Закона о статусе военнослужащих установлено, что военнослужащие – граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место их военной службы, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, регистрируются по месту жительства, в том числе (по их просьбе) по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются законодательством РФ.

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту в воинской части Минобороны, был признан нуждающимся в служебном жилом помещении по месту военной службы для семьи из четырех человек (он, супруга, дочь и сын). На основании представленного им рапорта приказами командира воинской части военнослужащему установлена ежемесячная выплата денежной компенсации за наем жилого помещения на семью из четырех человек. Однако по результатам служебного разбирательства было установлено, что сын ответчика с определенного времени обучался в учебном заведении другого города и фактически с военнослужащим не проживал. Возмещать сумму излишне выплаченной компенсации военнослужащий отказался. В связи с этим начальник Управления финансового обеспечения Минобороны обратился в суд с иском о взыскании излишне выплаченной денежной компенсации за наем жилого помещения.

В соответствии с Законом о статусе военнослужащих в целях обеспечения прав на жилище военнослужащих – граждан РФ, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей Правительство РФ Постановлением от 31.12.2004 № 909 утвердило Положение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим – гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей.

Согласно п. 2 названного постановления размеры денежной компенсации, выплачиваемой военнослужащим – гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту, гражданам РФ, уволенным с военной службы, и членам их семей повышаются на 50% в случае совместного проживания с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, трех и более членов семьи.

Аналогичные положения содержатся в п. 2(1) данного постановления применительно к военнослужащим – гражданам, имеющим воинское звание офицера, прапорщика или мичмана, проходящим военную службу по контракту либо уволенным с военной службы, и членам их семей.

По мнению ВС РФ, высказанному в Определении от 07.12.2017 № 209-КГ17-11, содержание приведенной правовой нормы указывает, что одним из обязательных условий выплаты военнослужащему денежной компенсации за наем жилого помещения в повышенном размере является совместное проживание с военнослужащим, имеющим воинское звание офицера, прапорщика или мичмана, трех и более членов семьи.

Между тем, как отметил ВС РФ, гарнизонный военный суд при рассмотрении спора ошибочно исходил из того факта, что сын ответчика на период получения последним компенсации в повышенном размере был членом его семьи по основаниям, установленным п. 5 ст. 2 Закона о статусе военнослужащих, что согласно Постановлению Правительства РФ от 31.12.2004 № 909 является недостаточным. Неправильное применение судами норм материального права повлекло неверное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, что является основанием для отмены судебных постановлений ввиду существенного нарушения судами норм материального права и направления дела на новое рассмотрение в гарнизонный военный суд.

При новом рассмотрении дела ВС РФ указал на необходимость установить место фактического проживания сына военнослужащего в период его обучения в учебном заведении, приняв во внимание положения ст. 20 ГК РФ, в силу которой местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, а также ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», согласно которой местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Аналогичный спор был рассмотрен в Определении ВС РФ от 07.12.2017 № 209-КГ17-13. В нем суд также пришел к выводу, что при расчете размера компенсации за наем жилого помещения следует ориентироваться на количество фактически проживающих с военнослужащим членов его семьи.

 

Признание лица членом семьи военнослужащего.

 

Интерес представляет Определение ВС РФ от 25.07.2017 № 33-КГ17-15, в котором рассматривалась ситуация о возможности признания нахождения на иждивении военнослужащего внука для включения его в состав семьи с целью реализации прав и гарантий, предусмотренных Законом о статусе военнослужащих, в том числе права на улучшение жилищных условий.

Пунктом 5 ст. 2 Закона о статусе военнослужащих установлено, что к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено данным федеральным законом, другими федеральными законами, относятся супруга (супруг), несовершеннолетние дети, дети в возрасте старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими совершеннолетия, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме, лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.

В силу разъяснений, содержащихся в п. 25 Постановления Пленума ВС РФ от 29.05.2014 № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам нужно руководствоваться нормами ЖК РФ и СК РФ.

В соответствии с абз. 3 пп. «б» п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» при определении круга лиц, относящихся к нетрудоспособным иждивенцам, судам необходимо учитывать положения п. 2, 3 ст. 9 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон о трудовых пенсиях), где приведен перечень нетрудоспособных лиц, а также установлены признаки нахождения лица на иждивении.

Исходя из пп. 1 п. 2 ст. 9 Закона о трудовых пенсиях нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются дети, братья, сестры и внуки, не достигшие возраста 18 лет, а также обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории РФ, если они направлены на обучение в соответствии с международными договорами РФ, до окончания ими такого обучения, но не дольше, чем до достижения ими возраста 23 лет, или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами его семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей.

В рассматриваемом случае мать ребенка является дочерью военнослужащего, она не лишена родительских прав в отношении своего малолетнего сына и признается трудоспособной. В соответствии со ст. 80 СК РФ на нее прямо возложена обязанность как родителя содержать своих несовершеннолетних детей. Каких-либо исключительных обстоятельств по делу, препятствующих исполнению ею своих родительских обязанностей, из материалов дела не усматривается.

При таких обстоятельствах внук не может быть отнесен к членам семьи военнослужащего и на него, соответственно, не распространяются права и гарантии, предусмотренные Законом о статусе военнослужащих.

 

* * *

 

В завершение кратко сформулируем мнения ВС РФ по спорам, рассмотренным в статье:

  • право выбора образовательного учреждения для направления военнослужащего на профессиональную переподготовку в целях реализации п. 4 ст. 19 Закона о статусе военнослужащих предоставлено исключительно командованию и не зависит от волеизъявления военнослужащего;
  • одним из обязательных условий выплаты военнослужащему денежной компенсации за наем жилого помещения в силу п. 3 ст. 15 Закона о статусе военнослужащих является фактическое совместное проживание с военнослужащим членов его семьи;
  • внук военнослужащего, имеющий мать, не лишенную родительских прав и являющуюся трудоспособной, не может быть признан находящимся на иждивении военнослужащего для включения его в состав семьи военнослужащего с целью реализации прав и гарантий, предусмотренных Законом о статусе военнослужащих.


[1]Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение, №5, 2018 год

Специальные предложения Аюдар Инфо