Несмотря на то, что за окном лишь октябрь, мы посчитали необходимым опубликовать в этом номере журнала статью, посвященную мероприятиям, направленным на подготовку учреждений к составлению форм бухгалтерской отчетности. Показатели бухгалтерского (бюджетного) учета должны содержать достоверные данные финансово-экономической деятельности учреждения, которые отражаются в формах бухгалтерской отчетности. За искажение показателей отчетных бухгалтерских форм законодательством РФ, равно как и за представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предусмотрена административная ответственность (ст. 15.11, 15.15.6 КоАП РФ).
Перед составлением годовых отчетных форм рекомендуется провести проверку:
Пунктом 6 Инструкции № 157н[1] установлено, что субъект учета в своей учетной политике устанавливает порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля. В зависимости от организационной структуры учреждения может быть создан отдельный отдел либо контрольные функции могут быть вменены в обязанности одному работнику учреждения. Подготовительные мероприятия перед составлением годовых отчетных форм можно провести:
Работники любого контрольного ведомства первым делом идут в кассу учреждения (если таковая есть) и запрашивают учредительные документы и внутренние локальные акты, имеющиеся у учреждения. В названных документах отражаются особенности организации деятельности учреждения. Наиболее «востребованными» у проверяющих среди всех внутренних локальных актов являются:
Учетная политика учреждения – это документ, устанавливающий совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета (п. 1 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете[2]).
наличия такого документа у учреждения (требование о составлении данного документа установлено п. 6 Инструкции № 157н, ст. 8 Закона о бухгалтерском учете);При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых законодательством РФ (федеральными стандартами). Поэтому проверяющий просматривает этот документ на предмет:
Требование о разработке в учреждении положения об оплате труда установлено законодательством РФ (постановления Правительства РФ от 05.08.2008 № 583, Правительства Москвы от 24.10.2014 № 619‑ПП, Правительства Нижегородской области от 15.10.2008 № 464, Приказ Минфина РФ от 30.09.2008 № 103н и др.). При проведении проверки обращается внимание:
Отсутствие у учреждения внутренних локальных актов (например, учетной политики, положения об оплате труда) не влияет на правильность отражения показателей отчетных бухгалтерских (бюджетных) форм, однако поскольку составление годовых отчетных форм – это подведение итогов текущего финансового года и исправление ошибок, недочетов, допущенных в текущем финансовом году, на данные акты стоит обратить внимание.
Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок (ст. 9 Закона о бухгалтерском учете). Первичные учетные документы составляются:
Первичные учетные документы подбираются и подшиваются к журналам операций. Приказом Минфина РФ № 52н среди регистров бухгалтерского учета, применяемых бюджетными учреждениями, поименованы следующие журналы операций:
Журналы операций просматриваются на предмет:
Например, просматривая журналы операций расчетов с подотчетными лицами за период с января по декабрь 2017 года, лицо, проводящее проверку, обращает внимание:
К сведению:
Указанием ЦБ РФ от 19.06.2017 № 4416‑У абз. 3 п. 6.3 Порядка ведения кассовых операций с 19 августа 2017 года признан утратившим силу. После этой даты для выдачи наличных денег под отчет не требуется полного погашения задолженности по ранее полученной подотчетной сумме.
Просматривая журнал операций расчетов с подотчетными лицами, проверяющие обращают внимание на полноту и правильность отражения операций по счету 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами» на счетах бухгалтерского учета и их соответствие требованиям, установленным инструкциями № 174н, 183н, 162н.
В случае обнаружения в ходе проверки журнала операций ошибок их следует исправить. Исправления производятся в зависимости от характера совершенной ошибки. Допустим, если журнал операций был недооформлен (отсутствуют все необходимые подписи, не прикреплены первичные учетные документы, первичные учетные документы прикреплены не в хронологическом порядке и т. п.), лицо, проводящее проверку, приводит журнал операций в соответствие с требованиями п. 11 Инструкции № 157н. В случае обнаружения отсутствия первичного учетного документа утерянный документ следует восстановить в кратчайшие сроки.
Неправильное отражение (неотражение) фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации (далее – ошибка), выявленное в ходе проверки журнала операций и первичных документов, приложенных к нему, может быть обусловлено, в частности:
Фото: www.ru.freepik.com |
Ошибки, обнаруженные в учете, исправляются по правилам, установленным п. 18 Инструкцией № 157н (путем совершения записи методом «красное сторно» либо совершения дополнительной записи).
Не являются ошибками неточности отражения фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском (бюджетном) учете и (или) бухгалтерской (бюджетной) отчетности учреждения, выявленные в результате получения новой информации, которая не была доступна учреждению на момент отражения (неотражения) таких фактов хозяйственной деятельности.
Обязанность учреждения по проведению инвентаризации перед составлением годовых отчетных форм установлена нормами п. 7 Инструкции № 191н[7], п. 9 Инструкции № 33н[8]. Пунктом 20 Инструкции № 157н установлено, что инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств проводится субъектом учета в установленном им в рамках формирования учетной политики порядке, с учетом положений законодательства РФ. Данным пунктом установлено, что проведение инвентаризации обязательно:
Результаты инвентаризации отражаются в учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация.
Результаты инвентаризации, проведенной перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражаются в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Итак, учреждение готовится к составлению годовых отчетных бухгалтерских форм. Приказом (распоряжением) руководителя учреждения утверждаются период проведения инвентаризации, объекты проверки, члены и председатель инвентаризационной группы. Инвентаризация проводится в установленные приказом (распоряжением) руководителя учреждения сроки. В рамках проводимых мероприятий перед составлением годовых отчетных бухгалтерских форм следует убедиться:
Расхождения между фактическими данными и данными бюджетного учета, выявленные в ходе инвентаризации, подлежат отражению в учете.
Неучтенные объекты нефинансовых активов, выявленные при проведении проверок и (или) инвентаризации активов, принимаются к бухгалтерскому учету по их текущей оценочной стоимости, установленной для целей ведения бухгалтерского учета на дату принятия к бухгалтерскому учету (п. 31 Инструкции № 157н). Соответственно, перед составлением годовых отчетных форм необходимо:
Фото: www.freepik.com |
Неучтенные объекты финансовых активов (например, излишки денег, обнаруженные в кассе учреждения) принимаются к учету по фактическому номиналу.
Размер ущерба, причиненный имуществу учреждения, определяется из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба (п. 220 Инструкции № 157н). Под текущей восстановительной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая необходима для восстановления указанных активов.
На суммы недостач, хищений, потерь от порчи, иного ущерба, не признанного виновными лицами к возмещению, оформленные в установленном порядке материалы передаются для предъявления гражданского иска либо возбуждения в установленном порядке уголовного дела. При получении решения суда суммы предъявленного к возмещению ущерба уточняются в соответствии с решением суда, исполнительным листом либо по иным основаниям согласно законодательству РФ.
При инвентаризации расчетов нередко выявляются факты дебиторской и кредиторской задолженности. В ходе инвентаризации важно установить причины образования такой задолженности и возможность ее погашения. Поэтому в ходе инвентаризации:
В случае выявления в ходе инвентаризации фактов невозможности погашения сумм дебиторской задолженности, истечения срока давности у кредиторской задолженности суммы такой задолженности списываются со счетов бухгалтерского учета и отражаются на забалансовых счетах для дальнейшего учета. При выявлении фактов, разрешающих списания сумм задолженности, учитываемых на забалансовых счетах 04 и 20, данные записи также осуществляются в рамках совершения мероприятий по подготовке к составлению годовых отчетных форм, поскольку отчетные формы должны максимально точно отражать фактический результат деятельности учреждения и содержать достоверные сведения о финансовом положении учреждения.
В завершение хотелось бы отметить, что в рамках подготовительных мероприятий обращается внимание также на исполнение показателей:
В части исполнения казенным учреждением показателей бюджетной сметы осуществляется более жесткий контроль. А вот автономные и бюджетные учреждения часто достаточно халатно относятся к ведению названного документа и своевременно не вносят в него изменения. Поэтому в рамках мероприятий по завершении финансового года проверка ПФХД проводится на предмет соответствия:
[1] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, орга-нов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.
[2] Федеральный закон от 06.12.2011 № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете».
[3] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.
[4] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.
[5] Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.
[6] Приказ Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».
[7] Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н.
[8] Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.
М. Никитенко, эксперт журнала
«Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений» № 10, октябрь, 2017 год.
Один раз в месяц мы делаем подборку статей, рекомендаций, новостей по актуальным темам и совершенно бесплатно рассылаем ее нашим подписчикам.
Оставьте, пожалуйста, свой адрес, если Вы хотите получать интересную профессиональную информацию.