Вернуться к списку журналов

Санкционирование операций со средствами во временном распоряжении с 2022 года

Автор: Алексеева М., эксперт журнала

С 1 января 2022 года все операции со средствами во временном распоряжении получателей средств федерального бюджета (ПБС) следует проводить через соответствующие лицевые счета, открытые в территориальных органах Федерального казначейства (ТОФК), после санкционирования этих операций согласно Порядку № 119н[1].
С 15 февраля этот документ действует в редакции, обновленной Приказом Минфина России от 10.01.2022 № 3н[2] (далее – Приказ № 3). Подробности читайте в статье.

 

Информационное взаимодействие между ПБС и ТОФК

 

Информационное взаимодействие между ПБС и ТОФК при санкционировании операций со средствами во временном распоряжении осуществляется на основании заключенного между ними договора (соглашения) об обмене документами (п. 2 Порядка № 119н):

– в электронном виде с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи при наличии технической возможности;

– на бумажном носителе (с одновременным представлением документов на машинном носителе) при отсутствии технической возможности.

Информация и документы, содержащие сведения, составляющие гостайну, передаются в соответствии с соблюдением требований законодательства РФ о защите гостайны.

 

Утверждение перечня нормативных актов

 

Для санкционирования операций, связанных с поступлением, возвратом или перечислением средств во временном распоряжении получателей средств федерального бюджета (ПБС), Федеральное казначейство формирует перечень федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, определяющих основания для совершения соответствующих операций (далее – Перечень). Он содержит следующие данные (п. 3 Порядка № 119н):

а) код нормативного акта, присвоенный Федеральным казначейством;

б) наименование вида нормативного акта, его название, номер и дата;

в) вид денежных средств во временном распоряжении в соответствии с нормативным актом (указывается наименование вида поступлений);

г) направление расходования средств во временном распоряжении в соответствии с нормативным актом;

д) аналитический код, соответствующий направлению расходования средств во временном распоряжении, согласно нормативному акту. Аналитический код принимает следующие значения:

– 01 – возврат денежных средств;

– 02 – перечисление денежных средств по назначению;

– 03 – перечисление денежных средств в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ;

– 11 – возврат денежных средств по уточненным реквизитам плательщика.

 

Перечень размещается на официальном сайте МОУ Федерального казначейства в Интернете.

 

Перечень составляется на основании информации, поданной главными распорядителями средств федерального бюджета (ГРБС) по рекомендуемому образцу, который приведен в приложении 1 к Порядку № 119н (п. 4 Порядка № 119н).

В Приказе № 3н уточняется, что указанная информация проверяется Федеральным казначейством на соответствие положениям действующих нормативных правовых актов вида нормативного акта, его названия, номера и даты, вида денежных средств во временном распоряжении (наименования вида поступлений), направления расходования таких средств, а также на соответствие аналитического кода направлению расходования денег во временном распоряжении.

При отрицательном результате проверки Федеральное казначейство не позднее четырех рабочих дней со дня, следующего за днем представления информации о нормативных актах, направляет ГРБС уведомление, содержащее дату и причину отказа во включении (актуализации) данной информации в Перечень.

При положительном результате проверки Федеральное казначейство включает (актуализирует) информацию о нормативных актах в Перечень не позднее четырех рабочих дней со дня, следующего за днем представления данной информации.

В случае принятия (издания) нового нормативного акта и (или) внесения изменений в действующий ГРБС в течение десяти рабочих дней со дня, следующего за днем принятия (издания) и (или) изменения такого акта, должен представить в Федеральное казначейство уточненную информацию (п. 4 Порядка № 119н).

 

Формирование сведений об операциях со средствами

во временном распоряжении

 

Для санкционирования расходов ПБС представляет в ТОФК сведения об осуществлении операций со средствами во временном распоряжении (далее – сведения) по рекомендуемому образцу, приведенному в приложении 2 к Порядку № 119н.

Сведения заполняются на основании Перечня. Если в нем нет необходимой информации, то ПБС обращается к ГРБС для дополнения Перечня (абз. 2, 3 п. 7 Порядка № 119н).

До внесения изменений в абз. 1 п. 7 Порядка № 119н сведения могли утверждаться руководителем (иным уполномоченным руководителем лицом) ГРБС, в ведении которого находится ПБС, либо самим ПБС при наличии разрешения ГРБС. Теперь наряду с указанными лицами утверждать их может распорядитель средств федерального бюджета (РБС).

Кроме того, в Приказе № 3н уточняется, что положения п. 7 Порядка № 119н распространяются на обособленные (структурные) подразделения ПБС без прав юридического лица, осуществляющих полномочия по ведению бюджетного учета, а также на бюджетные, автономные учреждения или государственные унитарные предприятия, осуществляющие полномочия заказчика по заключению и исполнению от имени РФ госконтрактов, переданные ГРБС в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Особенности формирования сведений приведены в п. 8 Порядка № 119н. Этот документ состоит из заголовочной и табличной частей.

В заголовочной части отражаются:

– в кодовой зоне – даты составления документа и представления сведений, предшествующих настоящим, в формате «ДД.ММ.ГГГГ»;

– в строке «Получатель средств федерального бюджета» – полное или сокращенное наименование ПБС с указанием в кодовой зоне уникального кода получателя по сводному реестру и номера открытого ему лицевого счета для учета средств во временном распоряжении;

– в строке «Главный распорядитель (распорядитель) средств федерального бюджета» – полное или сокращенное наименование ГРБС, в ведении которого находится ПБС, с указанием в кодовой зоне уникального кода по сводному реестру и кода главы по бюджетной классификации. Также в силу дополнений, внесенных Приказом № 3н, в этой строке могут указываться аналогичные данные ГРБС, передавшего свои полномочия государственного заказчика;

– в строке «Наименование территориального органа Федерального казначейства» – наименование ТОФК, в котором ПБС открыт лицевой счет для учета средств во временном распоряжении, с указанием в кодовой зоне кода ТОФК, присваиваемого Федеральным казначейством.

В табличной части отражаются:

– в графе 1 – порядковый номер записи по строке сведений;

– в графе 2 – код нормативного акта в соответствии с Перечнем;

– в графе 3 – код средств, состоящий из 15 разрядов, содержание которых соответствует содержанию первых 15 разрядов идентификационного кода поступлений, указанного в п. 12 Порядка № 119н, который присваивается ТОФК при поступлении средств на лицевой счет для учета средств во временном распоряжении;

– в графе 4 – примечание (при необходимости).

При получении сведений ТОФК проверяет их на соответствие Перечню.

Согласно п. 9 Порядка № 119н в новой редакции при несоответствии информации, указанной в сведениях, данным Перечня или непредставления в ТОФК разрешения ГРБС на утверждение сведений, поименованного в п. 7 Порядка, ТОФК не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления сведений, направляет ПБС уведомление.

 

Поступление средств на счет 

 

Согласно п. 10 Порядка № 119н при поступлении средств на лицевой счет для учета средств во временном распоряжении ТОФК проводит проверку:

– на наличие в платежном документе кода нормативного акта или уникального идентификатора платежа, присвоенного Федеральной службой судебных приставов (при поступлении средств согласно исполнительному производству). Отметим, что ПБС должен проинформировать плательщика о необходимости проставления соответствующего кода в поле 22 «Код» платежного поручения, оформленного по каждому платежу в соответствии с п. 1.22 Положения ЦБ РФ от 29.06.2021 № 762‑П «О правилах осуществления перевода денежных средств» в валюте Российской Федерации, а также в документе по платежам, осуществляемым в иностранной валюте. Это предусмотрено положениями обновленного п. 5 Порядка № 119н;

– на соответствие кода нормативного акта, указанного в платежном документе, сведениям, представленным ПБС.

В случае отрицательного результата проверки или отсутствия в ТОФК сведений такие поступления учитываются на лицевом счете для учета средств во временном распоряжении, открытом ТОФК, как невыясненные поступления.

 

Учет и уточнение невыясненных поступлений, а также идентификационных кодов поступлений осуществляются в соответствии с Порядком казначейского обслуживания, утвержденным Приказом Федерального казначейства от 14.05.2020 № 21н (п. 4 ст. 242.14 БК РФ).

 

При положительном результате проверки ТОФК отражает поступившие средства на лицевом счете для учета средств во временном распоряжении с присвоением идентификационного кода поступления, состоящего из 23 символов и имеющего следующую структуру:

– 1–3‑й разряды – код главы ГРБС по бюджетной классификации (при наличии сведений, составляющих государственную тайну, проставляются нули);

– 4–11‑й разряды – уникальный код ПБС, соответствующий номеру реестровой записи реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса;

– 12–15‑й разряды – код нормативного акта;

– 16–17‑й разряды – две последние цифры года поступления средств;

– 18–23‑й разряды – контрольное значение, присвоенное ТОФК в пределах текущего года (контрольное значение формируется последовательно отдельно по каждому ПБС).

Согласно абз. 7 п. 12 Порядка № 119н в редакции Приказа № 3н при формировании идентификационного кода поступления на средства осужденных лиц и лиц, содержащихся под стражей, поступающие на лицевые счета, открытые ФСИН и ее территориальным органам, а также на средства, предназначенные для оплаты отдельных видов товаров, работ, услуг, приобретаемых с использованием электронного сертификата, поступающие из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на лицевые счета, открытые ТОФК, в разрядах с 18‑го по 23‑й указываются нули.

 

Выбытие средств со счета 

 

Согласно п. 13 Порядка № 119н выбытие средств с лицевого счета для учета средств во временном распоряжении осуществляется на основании распоряжения о совершении казначейских платежей, составленном в соответствии с требованиями, установленными правилами организации и функционирования системы казначейских платежей (далее – распоряжение).

При возврате плательщику или перечислении средств с указанного лицевого счета ТОФК осуществляет проверку непревышения суммы, указанной в распоряжении, над остатком средств по соответствующему идентификационному коду поступлений.

Суммы выбывающих средств во временном распоряжении учитываются ТОФК по идентификационным кодам выплат, сформированным ПБС и указанным в распоряжении. Коды имеют следующую структуру (п. 14 Порядка № 119н):

– 1–23‑й разряды – идентификационный код поступления;

– 24, 25‑й разряды – аналитический код (направление использования).

Идентификационный код выплат присваивается в пределах каждого идентификационного кода поступления, отраженного на лицевом счете для учета средств во временном распоряжении.

Одному идентификационному коду поступления может соответствовать несколько идентификационных кодов выплат.

ТОФК проводит проверку соответствия аналитического кода, указанного в 24, 25‑м разрядах идентификационного кода выплат, направлению использования средств по соответствующему нормативному акту Перечня.

Согласно п. 15 Порядка № 119н распоряжение, представленное для возврата денежных средств плательщику, дополнительно проверяется ТОФК по следующим направлениям:

Случаи возврата средств

Что проверяется?

Возврат средств плательщику – юридическому лицу

  1. Соответствие реквизитов плательщика (ИНН, КПП (при наличии) и наименование), указанных в платежном документе плательщика, реквизитам получателя платежа, указанным в распоряжении (ИНН, КПП (при наличии) и наименование).
  2. Соответствие банковских реквизитов плательщика банковским реквизитам получателя

Возврат средств плательщику – физическому лицу

  1. Соответствие реквизитов плательщика (ИНН (при наличии) и Ф. И. О. (отчество при наличии)), указанных в платежном документе плательщика, реквизитам получателя платежа, указанным в распоряжении (ИНН (при наличии) и Ф. И. О.).
  2. Соответствие банковских реквизитов плательщика банковским реквизитам получателя

Возврат плательщику средств, внесенных им ранее в кассу ПБС

Обоснованность возврата в части наличия документа, пре-
дусмотренного законодательством РФ, подтверждающего право плательщика на возврат средств, перечисленных и отраженных на лицевом счете для учета средств во временном распоряжении, на основании (пп. «в» п. 15 Порядка № 119н в новой редакции):

1) расшифровки сумм неиспользованных (внесенных через банкомат или пункт выдачи наличных денежных средств) средств, представленной ПБС (в случае внесения наличных денежных средств с использованием платежных карт);

 

2) информации из распечатки автоматического приемного устройства, подтверждающей проведение операции по сдаче наличных денег для зачисления денежных средств на банковский счет (в случае внесения наличных денежных средств с использованием устройства, функционирующего в автоматическом режиме и предназначенного для приема наличных денег)

В случае поступления в ТОФК вместе с распоряжением ПБС заявления плательщика или документов, применяемых в соответствии с законодательством РФ об исполнительном производстве (иных документов, предусмотренных законодательством РФ), содержащих уточненные реквизиты для возврата средств во временном распоряжении, в соответствии с законодательством РФ, проверка, предусмотренная п. 15 Порядка № 119н, проводится на соответствие указанным уточненным реквизитам (п. 15 Порядка № 119н в новой редакции).

В случае отрицательного результата проверки, предусмотренной п. 13–15 Порядка № 119н, а также отсутствия в распоряжении идентификационного кода выплат или его несоответствия идентификационному коду поступления, отраженному на лицевом счете для учета средств во временном распоряжении, ТОФК в срок, не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления распоряжения, направляет ПБС уведомление, предусмотренное правилами организации и функционирования системы казначейских платежей.

При положительном результате проверки распоряжение исполняется ТОФК в соответствии с порядком казначейского обслуживания (п. 17 Порядка № 119 в новой редакции).

 

* * *

 

В заключение выделим главное.

  1. Санкционирование операций, связанных с поступлением, возвратом или перечислением средств во временном распоряжении, осуществляется ТОФК на основании следующих документов: Перечня, сведений и распоряжения.
  2. Перечень содержит список федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, определяющих основания для совершения соответствующих операций. Он формируется Федеральным казначейством на основании информации, поданной ГРБС по рекомендуемому образцу, который приведен в приложении 1 к Порядку № 119н. В Приказе № 3н уточняется процедура проверки такой информации Федеральным казначейством.
  3. Операции по зачислению денег на лицевой счет ПБС для учета средств во временном распоряжении, а также выбытие их со счета при возврате плательщикам или перечислении по назначению проводятся ТОФК после передачи сведений. Они составляются ПБС на основании Перечня по рекомендованной форме, приведенной в приложении 2 к Порядку № 119н. Утверждать их теперь могут не только ГРБС, ПБС, но и РБС.
4. ТОФК отражает поступившие средства на счете ПБС с присвоением им идентификационного кода поступления. Суммы выбывающих средств учитываются ТОФК по идентификационным кодам выплат, сформированным ПБС и указанным в распоряжении.

 

[1] Порядок санкционирования операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей средств федерального бюджета, утв. Приказом Минфина России от 23.06.2020 № 119н.

[2] «О внесении изменений в Порядок санкционирования операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей средств федерального бюджета, утвержденный Приказом Министерства финансов Российской Федерации
от 23 июня 2020 г. № 119н».

Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение, №4, 2022 год

Специальные предложения Аюдар Инфо