Бюджетное учреждение имеет неисправный автомобиль, эксплуатация которого невозможна. При этом учреждение за неисправный автомобиль платит транспортный налог за счет средств субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания. Само задание выполняется учреждением в полном объеме. Является ли такое расходование средств нарушением? Если да, то какая за него предусмотрена ответственность?
Отвечая на заданный вопрос, сначала отметим, что в соответствии с федеральным законодательством о некоммерческих организациях и бюджетным законодательством порядок финансового обеспечения выполнения государственного или муниципального задания устанавливается на уровне конкретного учредителя. В этих правилах вопрос о допустимости включения в состав субсидии затрат на содержание неиспользуемого учреждением имущества может решаться по-разному, но чаще всего учредитель уже не включает такие расходы на имущество учреждения в состав субсидии – например, в отношении федеральных учреждений от учета этих затрат отказались с 2019 года. Тем не менее, если неиспользуемое имущество все равно имеется, то учреждение может направлять на его содержание средства субсидии при наличии какой-то экономии.
Один из случаев неэффективного использования бюджетных средств – это ситуация, когда заданный результат (например, выполнение госзадания) достигается с излишними затратами.
Однако даже исходя из здравого смысла очевидно, что расходы на имущество учреждения, которое никак не может быть использовано в деятельности учреждения, являются неэффективными. В данном случае, это уплата налога за неисправный автомобиль учреждением. В действующем законодательстве понятие «неэффективное использование бюджетных средств» отдельно не определено. Но если идти от обратного, а именно от присутствующего в бюджетном законодательстве принципа эффективности использования бюджетных средств, можно сделать вывод, что один из примеров неэффективного использования бюджетных средств – это ситуация, когда заданный результат (в данном случае - выполнение государственного задания в полном объеме) достигается с излишними затратами (в данном случае – затраты на уплату транспортного налога за неисправный автомобиль учреждением, так как автомобиль стоит «мертвым грузом»). Об этом прямо свидетельствует и судебная практика (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2019 № 18АП-14041/2019, 18АП-14315/2019 по делу № А76-6432/2019). Решением проблемы является либо своевременный ремонт неиспользуемого имущества, либо его списание, либо передача учредителю (собственнику) в казну. Отметим, что орган по управлению имуществом не может отказаться принимать в казну объект имущества, если учреждение-балансодержатель не использует и не планирует его использовать.
Ответственность за неэффективное использование учреждением бюджетных средств в настоящее время в нормативных правовых актах не установлена, однако, по результатам проверки контролирующие органы имеют право направить учреждению предписание, в котором может быть указано требование возместить ущерб бюджету, рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности или принять другие меры.
Один раз в месяц мы делаем подборку статей, рекомендаций, новостей по актуальным темам и совершенно бесплатно рассылаем ее нашим подписчикам.
Оставьте, пожалуйста, свой адрес, если Вы хотите получать интересную профессиональную информацию.