Вернуться к списку журналов

Расчет и использование экономии бюджетных ассигнований на оплату труда

Автор: Мухин С.Р., эксперт журнала

В статье рассмотрим рекомендации Минфина по расчету и использованию экономии бюджетных ассигнований на оплату труда, доведенные Письмом от 18.05.2022 № 14‑07‑16/45504.

 

С 31.03.2022 вступило в силу Постановление Правительства РФ от 22.03.2022 № 436, которым введен п. 49 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496. Согласно данному пункту не допускается в текущем финансовом году:

1) увеличение утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств по оплате труда (за исключением увеличения лимитов бюджетных обязательств в целях осуществления выплат при увольнении работников федеральных государственных органов) за счет уменьшения лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на иные цели, если иное не установлено законодательством РФ;

2) использование по решению руководителя федерального государственного органа в целях осуществления выплат стимулирующего характера федеральным государственным гражданским служащим и работникам, замещающим должности, не отнесенные к должностям федеральной государственной гражданской службы, федеральных государственных органов экономии бюджетных ассигнований на оплату труда, возникшей в связи с наличием количества вакантных должностей, превышающего 15 % утвержденной в установленном порядке предельной численности федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не отнесенные к должностям федеральной государственной гражданской службы.

Для органов законодательной и судебной власти, Администрации Президента РФ и Аппарата Правительства РФ эти положения носят рекомендательный характер.

В целях применения пп. «б» п. 49 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета Минфин выпустил рекомендации. Рассмотрим их основные положения.

 

Принятие решения о премировании

 

Экономия бюджетных ассигнований на оплату труда, возникшая в связи с наличием количества вакантных должностей в федеральном государственном органе (ФГО) в текущем финансовом году, как в центральном аппарате, так и его территориальном органе, превышающих 15 % утвержденной в установленном порядке предельной численности госслужащих и работников, не являющихся госслужащими, рассчитывается на дату принятия руководителем решения о премировании.

В случае принятия решения о материальном стимулировании гражданских служащих территориальных органов ФГО руководителем расчет вакантного фонда, направляемого на материальное стимулирование госслужащих территориальных органов, может осуществляться исходя из совокупного объема бюджетных ассигнований на оплату труда гражданских служащих территориальных органов данного ФГО.

Дате принятия решения о премировании предшествует период расчета вакантного фонда, запрещенного к направлению на премирование гражданских служащих (расчетный период), в который не включается период, ранее используемый для исчисления вакантного фонда, запрещенного к направлению на премирование по принятому решению.

 

Расчет вакантных должностей

 

Вакантной должностью ФГО следует считать должность, которая не была замещена в течение расчетного периода.

Количество вакантных должностей ФГО рассчитывается как разница между утвержденной в установленном порядке предельной численностью гражданских служащих и фактической численностью (на дату принятия решения о премировании) гражданских служащих ФГО.

Количество вакантных должностей ФГО, превышающих 15 % предельной численности гражданских служащих, рассчитывается по формуле:

 

Квд запрет = Квд - Чпред x 15 %, где:

 

Квд запрет – количество вакантных должностей ФГО, превышающих 15 % предельной численности гражданских служащих;

Квд – количество вакантных должностей ФГО;

Чпред – предельная численность гражданских служащих ФГО.

 

Расчет вакантного фонда

 

Вакантный фонд, запрещенный к направлению на премирование, исчисляется исходя из объемов бюджетных ассигнований на оплату труда гражданских служащих, предусмотренных ФГО федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период, с учетом изменений, внесенных в сводную бюджетную роспись.

Вакантный фонд, запрещенный к направлению на премирование гражданских служащих ФГО, определяется из экономии объемов бюджетных ассигнований на оплату труда, возникшей в связи с наличием количества вакантных должностей, превышающего 15 % утвержденной в установленном порядке предельной численности, за расчетный период (месяц, квартал, год):

 

VЭ запрет = VБА x Пвд запрет, где:

 

VЭ запрет – вакантный фонд, запрещенный к направлению на премирование гражданских служащих ФГО за расчетный период (месяц, квартал, год);

VБА – объем бюджетных ассигнований на оплату труда гражданских служащих;

Пвд запрет – процент вакантных должностей ФГО, превышающих 15 % предельной численности гражданских служащих.

 

Направления расходования вакантного фонда

 

Вакантный фонд, запрещенный к направлению на премирование гражданских служащих, используется ФГО на выплаты, пре-
дусмотренные законодательством:

– на денежную компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией ФГО, изменением его структуры либо сокращением должностей гражданской службы;

– на денежное содержание на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске;

– на денежную компенсацию за неиспользованный отпуск;

– на материальную помощь, за исключением той, которая имеет признаки премирования, то есть регулярный (системный) характер (ежемесячно, ежеквартально, ежегодно);

– на единовременное поощрение (при награждении ведомственными наградами (почетной грамотой ФГО), при объявлении благодарности руководителем ФГО и т. п.);

– на районный коэффициент и процентную надбавку за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока;

– на доплаты при совмещении должностей и временном замещении иной должности гражданской службы;

– на пособие за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя;

– на премии руководителям ФГО, решение о премировании которых принимается соответствующим федеральным министром (Правительством РФ).

 

* * *

 

Кратко сформулируем основные выводы.

  1. Объем экономии рассчитывают путем умножения размера бюджетных ассигнований на оплату труда на процент вакантных должностей.
  2. К вакантным должностям относят те, которые оставались не замещенными в течение всего расчетного периода.
  3. Расчет осуществляется на дату принятия решения о премировании.
  4. Вакантный фонд используется на выплаты, приведенные в рекомендациях Минфина, например, на премии руководителям ФГО, решение о премировании которых принимается соответствующим федеральным министром (Правительством РФ).
Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение, №8, 2022 год

Специальные предложения Аюдар Инфо