Вернуться к списку журналов

Документы, запрашиваемые контрольно-счетным органом для проведения проверок бюджетного учреждения

Автор: Никулина О., эксперт журнала

Контрольно-счетный орган муниципального образования проводит проверку в рамках внешнего финансового контроля в муниципальном учреждении. Вправе ли проверяющие при проведении проверки годового отчета запросить оборотно-сальдовые ведомости по счетам?

На основании ч. 1 ст. 268.1 БК РФ полномочиями органов финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля является контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета. В силу ч. 3 ст. 268.1 БК РФ порядок осуществления полномочий органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля определяется соответственно федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Кроме того, исходя из ст. 9 БК РФ к бюджетным полномочиям муниципальных образований относится в том числе установление порядка осуществления контроля за исполнением местного бюджета и утверждения отчета об исполнении местного бюджета. Стать-
ей 264.4 БК РФ определено, что внешняя проверка бюджетного учреждения годового отчета об исполнении местного бюджета проводится контрольно-счетным органом муниципального образования в порядке, установленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, с соблюдением требований БК РФ и с учетом особенностей, установленных федеральными законами.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона №6‑ФЗ органы местного самоуправления и муниципальные органы, организации, в отношении которых контрольно-счетные органы вправе осуществлять внешний муниципальный финансовый контроль, их должностные лица в установленные законами субъектов РФ сроки обязаны представлять в контрольно-счетные органы по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

Так, в Письме Минфина РФ от 31.05.2016 №02‑07‑08/31424 сказано, что перечень информации, необходимой для проведения внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета, осуществляемой контрольно-счетным органом муниципального образования, не устанавливается БК РФ и Федеральным законом №6‑ФЗ и определяется контрольно-счетным органом самостоятельно с учетом:

  • порядка, установленного муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования;
  • ограничений (если такие имеются), определенных законами субъектов РФ или муниципальными нормативными правовыми
    актами;
  • регламентами контрольно-счетных органов.

По мнению Минфина, для проведения контрольных мероприятий, предметом которых является проверка квартального и годового отчетов об исполнении бюджета, достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, могут быть необходимы информация, документы и материалы:

  • финансового органа, главного администратора (администратора) бюджетных средств, получателя бюджетных средств, получателя субсидий из бюджета;
  • организаций – поставщиков товаров, работ, услуг получателям бюджетных средств при назначении встречных проверок.

Указанная информация может включать документы бюджетной отчетности, первичные документы и т.д.

Исходя из вышеизложенного законодательством РФ не установлен конкретный перечень документов, которые контрольно-счетный орган вправе запрашивать у объекта проверки. Перечень информации, необходимой для проведения контрольных мероприятий, БК РФ и Федеральным законом №6‑ФЗ не устанавливается и определяется контрольно-счетным органом самостоятельно с учетом ограничений (если такие имеются), определенных законами субъектов РФ или муниципальными нормативными правовыми актами и регламентами контрольно-счетных органов.

При этом согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона №6‑ФЗ контрольно-счетные органы не вправе запрашивать информацию, документы и материалы, если они уже были им представлены.

Таким образом, порядок направления контрольно-счетными органами указанных запросов определяется законами, муниципальными нормативными правовыми актами и регламентами контрольно-счетных органов.

Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений, №4, 2019 год

Специальные предложения Аюдар Инфо