Вернуться к списку журналов

Об инвентаризации активов и обязательств учреждения и наличии в комиссии бухгалтера

Автор: Валова С., редактор журнала

Комментарий к письму Минфина РФ от 19.05.2020 № 02-07-10/41023.

 

В силу ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» активы и обязательства учреждения подлежат инвентаризации. Случаи, сроки и порядок ее проведения, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательной инвентаризации (она проводится в соответствии с законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами).

Основные требования к инвентаризации активов и обязательств, осуществляемой в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности для организаций государственного сектора, определены СГС «Концептуальные основы»[1].

Напомним, что в соответствии с п. 80 и 81 СГС «Концептуальные основы» инвентаризация активов и обязательств проводится по основаниям, в сроки и порядке, которые установлены субъектом учета в рамках формирования своей учетной политики, а также в случаях, когда проведение инвентаризация активов является обязательным:

  • при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или других чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных экстремальными условиями;
  • при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
  • при передаче (возврате) комплекса объектов учета (имущественного комплекса) в аренду, управление, безвозмездное пользование, на хранение, а также при выкупе, продаже комплекса объектов учета (имущественного комплекса);
  • в других случаях, предусмотренных законодательством РФ, иными нормативными правовыми актами РФ.

Таким образом, в целях организации и ведения бухгалтерского учета актами организации утверждаются документы учетной политики, которые в том числе устанавливают порядок проведения инвентаризации активов, имущества, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета.

Ранее чиновники финансового ведомства в Письме от 27.11.2014 № 02-06-10/60461 со ссылкой на Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (далее – Методические указания), разъясняли, что участие работников бухгалтерской службы в члены инвентаризационной комиссии, наделенной полномочиями по инвентаризации финансовых активов и обязательств, является обязательным. Участие бухгалтерской службы в работе комиссии по инвентаризации нефинансовых активов должно обеспечивать предоставление информации, необходимой для проведения инвентаризации.

В комментируемом Письме от 19.05.2020 № 02-07-10/41023 Минфин отметил, что нормативные правовые акты, регламентирующие проведение инвентаризация активов , не содержат требований об обязательном наличии в составе члены инвентаризационной комиссии бухгалтера. Таким образом, порядок проведения инвентаризации, а также состав комиссии должны быть урегулированы учреждением в рамках своего правового акта, учитывающего особенности проведения инвентаризации.

Одновременно обращено внимание, что Методические указания не являются нормативным правовым документом, требования которого обязательны для проведения инвентаризации в организациях государственного сектора. Аналогичные разъяснения в части применения данного документа были приведены в Письме Минфина РФ от 10.02.2020 № 02-07-10/8553.


[1] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н.

Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера, №7, 2020 год

Специальные предложения Аюдар Инфо