Вернуться к списку журналов

Еще раз о профстандартах: Профсоюз не во всем согласен с Минтрудом.

Автор: Смолева М. Е., эксперт журнала

Положения профессиональных стандартов и алгоритм их внедрения не только вызывают вопросы у работодателей, которые должны на практике исполнять законодательные нормы, но и остаются предметом дискуссий в кругах их разработчиков. Свое мнение, касающееся внедрения стандартов и отчасти идущее вразрез с позицией Минтруда, высказал Общероссийский Профсоюз образования. Что он уточняет и с чем не согласен?

 

Общероссийский Профсоюз образования выпустил Письмо от 10.03.2017 № 122, в котором ответил на актуальные вопросы о профстандартах. Хотя документ адресован образовательным учреждениям, он будет полезен и учреждениям, работающим в других сферах деятельности.

К аргументам отраслевого профсоюза следует прислушаться, в частности, потому, что согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 27.06.2016 № 584[1] план по внедрению профстандартов (а это основной документ, определяющий последовательность действий работодателя) должен утверждаться с учетом мнения представительного органа работников. То есть чтобы приступить к реализации плана, учреждению потребуется одобрение первичной профсоюзной организации (иных представителей работников), а она при формировании своего мнения, скорее всего, будет ориентироваться на позицию «вышестоящего» объединения.

Остановимся на самых важных тезисах письма, имеющих отношение к учреждениям всех профилей деятельности.

 

ЧТО ТАКОЕ «ПОЭТАПНО»?

 В силу п. 1, 2 Постановления № 584 профстандарты в части требований к квалификации применяются государственными или муниципальными учреждениями поэтапно на основе соответствующих планов. Профсоюз указывает, что поэтапность применения предполагает достаточно длительный организационный период, в течение которого должны быть реализованы запланированные мероприятия.

Дата вступления в силу конкретных профессиональных стандартов (например, 1 января 2017 года) означает, что с этой даты можно начать подготовку к применению таких стандартов (то есть не требуется их полностью внедрять к указанной дате). Завершить работу (быть готовым к применению профстандартов) необходимо к 1 января 2020 года.

 

КАК СФОРМИРОВАТЬ СПИСОК ПРОФСТАНДАРТОВ?

 При составлении списка стандартов, подлежащих применению, нужно учитывать следующее:

1) список отражает особенности конкретного учреждения – он не может быть единым для всех. Наполнение списка зависит от кадрового состава, предусмотренного штатным расписанием, установление которого относится к компетенции руководителя учреждения;

2) в список включаются профстандарты, утвержденные для различных категорий персонала, а не только для основных работников (например, педагогов);

3) в список не включаются стандарты, которые существуют в виде проектов или утверждены, но не вступили в силу.

 

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ПОТРЕБНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ РАБОТНИКОВ?

 Согласно пп. «б» п. 1 Постановления № 584 потребность в профессиональном образовании (в том числе дополнительном), профессиональном обучении работников выявляется на основе анализа:

– квалификационных требований, содержащихся в профстандартах;

– квалификации кадрового состава учреждения (уровня знаний, умений, навыков и опыта работы работников).

К примеру, если квалификация конкретного сотрудника не отвечает требованиям к образованию и обучению, установленным стандартом, план по внедрению профстандартов должен содержать информацию о действиях учреждения по преодолению такого несоответствия. Если же квалификация сотрудника удовлетворяет названным требованиям, но он обязан получать дополнительное профессиональное образование по профилю своей деятельности (что, в частности, актуально для педагогов и медиков[2]), в план должны вноситься и эти мероприятия.

Таким образом, существует два основания для включения сотрудника в план по обучению (он в силу пп. «б» п. 1 Постановления № 584 является составной частью плана по внедрению профстандартов): несоответствие образования работника требованиям стандарта и обязательное повышение квалификации, обусловленное отраслевым законодательством.

 

КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ КОРРЕКТИРОВАТЬ?

 Профсоюз образования считает, что сейчас, в процессе внедрения профстандартов, нужно вносить изменения только в те локальные акты и иные документы учреждения, которые регулируют проведение мероприятий по обучению. В частности, сюда могут быть отнесены:

 


Руководителям учреждений предстоит самим решить, какой позиции придерживаться – насколько активно и в каком масштабе вести подготовку к применению профстандартов.


 

1) коллективный договор (при необходимости изменения условий и порядка осуществления работодателем подготовки работников и получения ими дополнительного профессионального образования);

2) локальный нормативный акт, определяющий формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей;

3) дополнительные соглашения к трудовым договорам (в части закрепления обязанности работодателя проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения ими определенных видов деятельности);

4) должностные инструкции конкретных работников (в части изменения требований к квалификации);

5) договоры с работниками о реализации их права на подготовку и дополнительное профессиональное образование, заключаемые на основании ст. 197 ТК РФ.

 

УЧИТЫВАТЬ ЛИ СТАНДАРТЫ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ДОЛЖНОСТНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ РАБОТНИКОВ?

 Здесь мнения профсоюза и Минтруда расходятся. Так, министерство в п. 9 Письма от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253 (далее – Письмо № 14-0/10/В-2253) сообщило: при определении содержания трудовых договоров и должностных обязанностей работников профстандарт можно использовать как рекомендательный методический документ. По мнению отраслевого профсоюза, данная информация фактически послужила для работодателей основанием для применения стандартов при установлении должностных обязанностей работников, хотя в настоящее время для этого нет правовых условий.

Аргументирует свою позицию профсоюз следующим образом. Во-первых, письмо не является нормативным правовым актом. Во-вторых, оно противоречит действующей редакции ст. 195.1 ТК РФ, согласно которой профстандарт – это характеристика квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции, а квалификация – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы. Значит, перечень возможных должностных обязанностей работника не относится к понятию «квалификация» и, следовательно, не входит в характеристику квалификации, то есть профстандарт.

Как считает профсоюз образования, при определении должностных обязанностей работников целесообразно по-прежнему руководствоваться квалификационными справочниками.

 

ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЛИ СТАНДАРТЫ ПРИ АТТЕСТАЦИИ РАБОТНИКОВ?

 На этот вопрос профсоюз дает отрицательный ответ. Правовые основания для применения какого-либо инструментария, разработанного для применения профстандартов при аттестации работников, отсутствуют, хотя в отдельных стандартах все же есть ссылки на подобное использование.

Дело в том, что раньше пп. «а» п. 25 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, принятых Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23, действительно предусматривал использование стандартов при аттестации работников. Однако с 1 июля 2016 года данные номы утратили силу[3]. В одних профстандартах это изменение учтено, а в других – нет.

 

Стандарты, содержащие ссылку на их использование при аттестации работников

 

Стандарты, в которых ссылка на их использование при аттестации работников отсутствует

 

 

 

 

 

Образование:

– «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Приказ Минтруда РФ от 18.10.2013 № 544н);

– «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда РФ от 08.09.2015 № 613н);

– «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (Приказ Минтруда РФ от 08.09.2015 № 608н).

Социальное обслуживание:

– «Руководитель организации социального обслуживания» (Приказ Минтруда РФ от 18.11.2013 № 678н);

– «Социальный работник» (Приказ Минтруда РФ от 18.11.2013 № 677н);

– «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере» (Приказ Минтруда РФ от 18.11.2013 № 681н)

 

Образование:

«Специалист в области воспитания» (Приказ Минтруда РФ от 10.01.2017 № 10н).

Физкультура и спорт:

– «Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта» (Приказ Минтруда РФ от 29.10.2015 № 798н);

– «Тренер» (Приказ Минтруда РФ от 07.04.2014 № 193н).

Здравоохранение:

– «Врач-стоматолог» (Приказ Минтруда РФ от 10.05.2016 № 227н);

– «Врач-педиатр участковый» (Приказ Минтруда РФ от 27.03.2017 № 306н).

Культура:

 «Хранитель музейных ценностей» (Приказ Минтруда РФ от 04.08.2014 № 537н)

 

В то же время ст. 5 ТК РФ гласит: акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и постановлениям Правительства РФ. А значит, как полагает профсоюз, работодатели не могут применять стандарты при аттестации своих работников, даже если там указано на это. Учреждения по-прежнему должны руководствоваться ведомственными нормативными актами прямого действия[4].

 

АКТИВНО ВНЕДРЯТЬ ИЛИ НЕ ТОРОПИТЬСЯ?

 Итак, отраслевой профсоюз считает, что применение профстандартов обязательно только в части соответствия квалификации, понимая под ней образование и опыт работы сотрудника. Это совпадает с позицией Минтруда (п. 6 Письма № 14-0/10/В-2253). Но министерство настроено на всестороннее внедрение новшества и рекомендует работодателям двигаться дальше: использовать профстандарты в том числе для правильного подбора и расстановки кадров, разграничения функций, полномочий и ответственности между категориями работников, определения их трудовых обязанностей (п. 9 Письма № 14-0/10/В-2253).

Профсоюз же уверен, что торопиться не стоит – форсирование применения профстандартов в части положений, не являющихся обязательными (к примеру, в части наименования должностей), излишне. «Рекомендательные» положения остаются предметом острых дискуссий, поскольку содержат неопределенности, необоснованно предоставляющие работодателю право по его усмотрению применять любые трудовые функции к работникам с различными наименованиями должностей, рекомендуемыми в профстандартах, что может привести к нарушению прав работников.

В данной ситуации руководителям учреждений предстоит самим решить, какой позиции придерживаться – насколько активно и в каком масштабе вести подготовку к применению профстандартов. А разногласия разработчиков можно расценить как признак вероятной последующей корректировки стандартов, что тоже надо учесть при внедрении.



[1] Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» (далее – Постановление № 584).

[2] Пункт 2 ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п. 2 ч. 1 ст. 72, п. 3 ч. 2 ст. 73 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

[3] См. Постановление Правительства РФ от 13.05.2016 № 406.

[4] См., например, приказы Минздрава РФ от 23.04.2013 № 240н «О Порядке и сроках прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории», Минобрнауки РФ от 07.04.2014 № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», Минкультуры РФ от 24.06.2016 № 1435 «Об утверждении Порядка проведения периодической аттестации работников библиотек».

 

Руководитель автономного учреждения, №7, 2017 год

Специальные предложения Аюдар Инфо