Согласно действующему законодательству каждое бюджетное учреждение должно обеспечивать пожарную безопасность принадлежащих ему объектов. Она осуществляется в целях защиты помещений и работающих в них сотрудников от пожара. В рамках исполнения указанных требований в первую очередь приобретаются первичные средства пожаротушения, к которым относятся огнетушители. В статье рассмотрим порядок отражения расходов на приобретение данного нефинансового актива.
В соответствии со ст. 37 Закона № 69-ФЗ[1] руководители организаций обязаны содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. При этом к первичным средствам пожаротушения относятся в частности переносные и передвижные огнетушители (ст. 43 Закона № 123-ФЗ[2]. В силу п. 70 Правил № 390[3] руководитель организации обеспечивает объект огнетушителями по нормам согласно приложениям 1 и 2 к данным правилам, а также следит за сроками их перезарядки, указанными в паспорте огнетушителя.
Свои рекомендации при выборе огнетушителей МЧС приводит в специальном Обзоре[4]. В нем специалисты ведомства советуют обратить внимание на корпус огнетушителя. На нем должно быть указано, для тушения какого класса пожара он предназначен. Это связано с тем, что выбор типа и расчет количества огнетушителей осуществляются в зависимости от его огнетушащей способности, предельной площади помещения и класса пожара.
Следующими значимыми моментами являются срок эксплуатации огнетушителя, периодичность обслуживания, порядок его использования и меры безопасности. На каждый вид огнетушителя оформляется инструкция по применению и техническому обслуживанию, которая в обязательном порядке содержит такие требования:
Хотим напомнить, что в силу п. 5.27 Норм пожарной безопасности «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации. НПБ 166-97», утвержденных Приказом ГУГПС МВД РФ от 31.12.1997 № 84, не допускается использовать на защищаемом объекте огнетушители и заряды к ним, не имеющие сертификата пожарной безопасности. В связи с вышесказанным нужно обратить внимание на подтверждение факта сертификации (знаком соответствия, сертификатом и товаросопроводительными документами).
Чтобы правильно квалифицировать расходы, связанные с приобретением огнетушителей, следует определить, к какой группе нефинансовых активов (основные средства или материальные запасы) они относятся. Для этого необходимо обратиться к п. 38 Инструкции № 157н[5]. Согласно данному пункту материальные объекты имущества принимаются к учету в качестве основных средств, если:
Срок службы (полезного использования) огнетушителей, как правило, превышает 12 месяцев (п. 5.53 ГОСТ Р 51057-2001[6]), поэтому они могут быть отнесены к основным средствам. Соответственно, расходы на их приобретение следует отразить по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» в увязке со статьей 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ (Указания № 65н[7]).
Пример 1
Бюджетное учреждение заключило договор на приобретение 20 углекислотных огнетушителей (ОУ-3) на сумму 17 800 руб. (цифры условные). Оплата осуществляется после поставки товара за счет средств субсидии, выделенной на выполнение госзадания.
В соответствии с ОКОФ[8] огнетушители углекислотные (код 330.28.29.22.110) отнесены к группе «Машины и оборудование» как оборудование для пожаротушения. Таким образом, указанное имущество подлежит учету на счете 0 101 04 000 «Машины и оборудование».
В соответствии с Инструкцией № 174н[9] в учете учреждения сделаны следующие записи:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
---|---|---|---|
Поставлены в учреждение огнетушители |
4 106 31 310 |
4 302 31 730 |
17 800 |
Оплачена стоимость новых огнетушителей |
4 302 31 830 |
4 201 11 610 18 |
17 800 |
Приняты к учету огнетушители |
4 101 34 310 |
4 106 31 410 |
17 800 |
Как уже было отмечено выше, огнетушители, введенные в эксплуатацию, должны подвергаться техническому обслуживанию в течение всего срока эксплуатации. Периодические проверки необходимы для контроля состояния огнетушителей, контроля места установки огнетушителей и надежности их крепления, возможности свободного подхода к ним, наличия, расположения и читаемости инструкции по работе с огнетушителями. Огнетушители, выведенные на время ремонта, испытания или перезарядки из эксплуатации, должны быть заменены резервными огнетушителями с аналогичными параметрами. Данное требование установлено в п. 4.3.4 СП 9.13130.2009[10].
В соответствии с Указаниями № 65н расходы бюджетного учреждения на перезарядку огнетушителей будут отражены по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» во взаимосвязи с подстатьей 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.
Пример 2
Бюджетным учреждением заключен договор со сторонней организацией на переосвидетельствование огнетушителей на сумму 15 700 руб. Оплата услуг произведена после их оказания, за счет средств субсидии, выделенной на выполнение госзадания.
В соответствии с Инструкцией № 174н в учете учреждения сделаны следующие записи:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
---|---|---|---|
Отражены расходы по договору на переосвидетельствование огнетушителей |
4 109 00 225 |
4 302 25 730 |
15 700 |
Произведена оплата услуг согласно договору |
4 302 25 830 |
4 201 11 610 18 |
15 700 |
Отметим, что соблюдать требования Закона № 69-ФЗ обязаны все организации. За несоблюдение указанных требований ответственность несут:
За те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, размер штрафа существенно выше и составляет (ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ):
В Постановлении АС СКО от 15.07.2015 № Ф08-4079/2015 по делу № А18-626/2014 арбитры отметили, что исходя из формулировки ст. 38 Закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности могут понести как физические лица – руководители указанных выше учреждений или предприятий, так и само учреждение или предприятие как юридическое лицо. Следовательно, суд правомерно признал администрацию надлежащим субъектом выявленного правонарушения.
* * *
Обозначим основные выводы:
1. В соответствии со ст. 37 Закона № 69-ФЗ бюджетные учреждения, как и любые другие организации, обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также правила противопожарного режима.
2. Руководители организаций обязаны содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров. Расходы на приобретение первичных средств пожаротушения, к которым в частности относятся огнетушители, отражаются по коду вида расходов 244 с увязкой по статье 310 КОСГУ.
3. Расходы бюджетного учреждения на перезарядку огнетушителей будут отражены по коду вида расходов 244 во взаимосвязи с подстатьей 225 КОСГУ.
4. За нарушение требований пожарной безопасности руководителя учреждения могут привлечь к административной ответственности в виде наложения административного штрафа.
[1]Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
[2] Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
[3] Правила противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390.
[4] Обзор правоприменительной практики органов надзорной деятельности МЧС России. Ответы на наиболее актуальные вопросы организации и осуществления надзорной деятельности МЧС России.
[5] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.
[6] «Техника пожарная. Огнетушители переносные. Общие технические требования. Методы испытаний. ГОСТ Р 51057-2001» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 25.10.2001 № 435-ст).
[7] Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.
[8] ОК 013-2014 (СНС 2008) «Общероссийский классификатор основных фондов», утв. Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст.
[9] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.
[10] СП 9.13130.2009 «Свод правил. Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации», утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 179.
Один раз в месяц мы делаем подборку статей, рекомендаций, новостей по актуальным темам и совершенно бесплатно рассылаем ее нашим подписчикам.
Оставьте, пожалуйста, свой адрес, если Вы хотите получать интересную профессиональную информацию.