Вернуться к списку журналов

Актуальные вопросы применения законодательства о закупках

Автор: Шадрина Т., эксперт журнала

Законодательство о закупках постоянно совершенствуется. В начале года мы рассказывали о масштабных изменениях для автономных организаций в части осуществления закупочной деятельности. После вступления их в силу (01.07.2018) Закон №223‑ФЗ еще корректировался. Кроме того, Минфин с начала 2018 года выпустил несколько писем, в которых изложил свою позицию по поводу применения законодательства в новой редакции. Об изменениях и поговорим в данной статье.

 

О положениях о закупке.

 

С 01.07.2018 действует ч. 2.1 ст. 2 Закона №223‑ФЗ, согласно которой федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя автономного учреждения, вправе утвердить типовое положение о закупке, а также определить учреждения, для которых применение такого типового положения является обязательным при утверждении ими положения о закупке или внесении в него изменений. Аналогичные полномочия даны и органам исполнительной власти субъекта РФ, а также органам местного самоуправления.

В типовом положении о закупке определяется в том числе дата, до наступления которой соответствующие автономные учреждения обязаны внести изменения в положение о закупке либо утвердить новое положение о закупке в соответствии с этим типовым положением.

Вместе с тем вне зависимости от того, были приняты типовые положения или нет, автономным учреждениям все равно придется скорректировать свои положения о закупке, поскольку с 01.07.2018 изменения в законодательстве существенные. Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 31.12.2017 №505‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №505‑ФЗ) сделать это надо не позднее 01.01.2019.

Минфин в Письме от 25.06.2018 №24‑06‑08/43650 пояснил:

  • положения о закупке, которые не соответствуют Закону №223‑ФЗ (в редакции Закона №505‑ФЗ), после 01.01.2019 считаются не размещенными в ЕИС;
  • закупки, извещения об осуществлении которых были размещены в ЕИС до даты размещения скорректированного положения о закупке, завершаются по правилам, которые действовали на дату размещения такого извещения.

Напомним, что до конца 2018 года автономные учреждения вправе осуществлять закупки по старым правилам. Но применение положения о закупке, в которое не внесены изменения, с 01.01.2019 приведет автономное учреждение к тому, что ему придется пользоваться Федеральным законом от 05.04.2013 №44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспе­чения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №44‑ФЗ).

 

О закупках с участием субъектов малого и среднего предпринимательства.

 

На основании ч. 10 ст. 3.4 Закона №223‑ФЗ проведение конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется автономным учреждением на электронной площадке, функционирующей в соответствии с едиными требованиями, предусмотренными Законом №44‑ФЗ, и дополнительными требованиями, установленными Правительством РФ.

Распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 №1447‑р определены операторы электронных площадок, но сами площадки пока не действуют:

1. АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан».

2. АО «Единая электронная торговая площадка».

3. АО «Российский аукционный дом».

4. АО «ТЭК-Торг».

5. АО «Электронные торговые системы».

6. ЗАО «Сбербанк-АСТ».

7. ООО «РТС-тендер».

8. ООО «Электронная торговая площадка ГПБ».

Датой начала функционирования электронной площадки является дата заключения соглашения о функционировании, подписываемого Минфином и ФАС. Пока таких соглашений не заключено, однако крайний срок, когда все заработает, – до 01.10.2018.

Отметим, что ранее для электронных закупок, проводимых в рамках Закона №223‑ФЗ, список операторов не утверждался и закупки могли осуществляться на любой площадке, оказывающей данный вид услуг. Теперь и учреждения, руководствующиеся этим законом при проведении закупок в электронной форме, должны размещать заказ на названных выше площадках. Однако возможность проведения конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства может быть реализована после начала функционирования новых электронных площадок, не позднее 01.10.2018.

 

Особенности отдельных видов закупок.

 

Обратим внимание на то, что в Закон №223‑ФЗ были введены несколько статей, определяющих особенности осуществления отдельных видов закупок, в частности особенности объекта закупки.

1. Закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, аренды (включая фрахтование, финансовую аренду). Распоряжением Правительства РФ от 18.07.2018 №1489‑р утвержден перечень товаров, закупки которых с начальной (максимальной) ценой договора, превышающей величину, установленную Правительством РФ, не могут быть осуществлены без согласования с координационным органом эксплуатационных характеристик этих товаров, в том числе использование которых предусмотрено условиями закупок, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, аренда (включая фрахтование, финансовую аренду). Например, в этот перечень включены генераторы переменного тока, суда прогулочные и спортивные, вертолеты и самолеты.

 

1

Данные особенности распространяются на заказчиков – государственные корпорации, государственные компании, хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации превышает 50 %, дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50 % долей принадлежит указанным юридическим лицам.

 

Порядок согласования закупок товаров из перечня, а также закупок, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, аренда (включая фрахтование, финансовую аренду), условиями которых предусмотрено использование этих товаров, с координационным органом утвержден Постановлением Правительства РФ от 27.08.2018 №1000 (вступил в силу 07.09.2018).

Согласованию с координационным органом подлежат эксплуатационные характеристики товаров, под которыми понимают:

  • характеристики надежности и работоспособности товара;
  • условия, обеспечивающие его эффективную эксплуатацию, к которым относятся в том числе характеристики прочности, долговечности;
  • технические параметры, а также эксплуатационные расходы, связанные с поддержанием товара в необходимом заказчику состоянии.

 

До согласования с координационным органом заказчики не вправе включать в планы закупок товары из перечня и (или) осуществлять их закупки.

Для согласования закупки заказчики представляют в Минпромторг заявку и информацию о закупке, в которую входит информация о закупаемых товарах, включенных в перечни, и (или) закупках, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, аренда (включая фрахтование, финансовую аренду), условиями которых предусмотрено использование таких товаров.

Заявка и информация о закупке представляются заказчиком в Минпромторг не позднее чем за 90 календарных дней до начала планируемого срока проведения закупки.

2. Закупки в целях создания произведения архитектуры, градо­строительства или садово-паркового искусства и на выполнение проектных или изыскательских работ.

Федеральным законом от 03.08.2018 №342‑ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Закон №223‑ФЗ были введены две новые статьи (вступили в силу 04.08.2018), нормы которых затрагивают условия договоров, заключаемых заказчиками (см. таблицу).

Норма

Условия

Статья 3.1‑2 «Особенности осуществления закупок в целях создания произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства и (или) разработки на его основе проектной документации объектов капитального строительства»

При осуществлении закупки товаров, работ, услуг в целях создания произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства или разработки на его основе проектной документации объектов капитального строительства договор должен содержать условия, согласно которым исключительное право использовать созданные в ходе выполнения договора произведения принадлежит заказчикам, от имени которых заключен договор.

Кроме того, в договор должно быть включено условие о праве заказчика на многократное использование проектной документации объекта капитального строительства, разработанной на основе произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства, без согласия автора произведения. При этом сам автор не вправе требовать от заказчика проектной документации предоставления ему права заключать договор на разработку такой документации без использования конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Статья 3.1‑3 «Особенности заключения и исполнения договора, предметом которого является выполнение проектных и (или) изыскательских работ»

Договор, предметом которого является выполнение проектных и (или) изыскательских работ, должен содержать условие, согласно которому с даты приемки результатов выполнения проектных и (или) изыскательских работ исключительные права на результаты названных работ принадлежат заказчикам, от имени которых заключен договор.

Результатом выполненной работы по договору, предметом которого является выполнение проектных и (или) изыскательских работ, признаются проектная документация и (или) документ, содержащий результаты инженерных изысканий. Если в соответствии с ГрК РФ проведение экспертизы проектной документации или результатов инженерных изысканий обязательно, проектная документация и (или) документ, содержащий результаты инженерных изысканий, считаются результатом выполненных работ по договору при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий

 

Пару слов об отчетности.

 

На основании ч. 19 ст. 4 Закона №223‑ФЗ с 01.07.2018 заказчики не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным месяцем, должны размещать в ЕИС сведения:

  • о количестве и общей стоимости договоров, заключенных по результатам закупки товаров, работ, услуг, в том числе об общей стоимости договоров, информации о которых нет в реестре договоров в соответствии с ч. 3 ст. 4.1 Закона №223‑ФЗ;
  • о количестве и стоимости договоров, заключенных по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
  • о количестве и стоимости договоров, заключенных с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по результатам конкурентных закупок, признанных несостоявшимися.

Никуда не делся отчет о закупках у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП). Напомним, что его обязаны составлять заказчики, названные в п. 2 Положения об особенностях участия СМСП в закупках, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 №1352. Разместить такой отчет в ЕИС необходимо не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным.

Кроме того, некоторые заказчики, реализующие инвестиционные проекты, которые включены в соответствующий реестр, не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, должны направлять уполномоченному органу сведения об осуществлении закупок продукции машиностроения, включенной в перечни перспективных потребностей, необходимой для реализации инвестиционных проектов. Это правило касается заказчиков, реализующих инвестиционные проекты с государственной поддержкой, стоимость которых превышает 500 млн руб., при условии включения таких проектов в реестр инвестиционных проектов.

Форма, по которой подаются указанные сведения, утверждена Распоряжением Минэкономразвития РФ от 01.06.2016 №116Р-АУ.

 

Подведем итог.

 

Теперь вы знаете об актуальных изменениях в Законе №223‑ФЗ. Дополнительно отметим, что в настоящее время подготовлено несколько законопроектов по внесению изменений в Закон №223‑ФЗ. Что‑то уже внесено в Государственную думу для рассмотрения, что‑то уже принято в первом чтении. Так, в законопроекте №496774‑7 предлагается дополнить перечень оснований для включения поставщика в реестр недобросовестных поставщиков. Если закон примут, то в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора в связи с существенным нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) условий договора сведения о таком поставщике должны будут включаться в реестр.

Законопроект №481626‑7 предусматривает дополнение Закона №223‑ФЗ ст. 3.2, в которой определены правила установления и возврата обеспечения заявок и исполнения договоров. Кроме того, планируется ввести требования к банковской гарантии.

Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение, №10, 2018 год

Специальные предложения Аюдар Инфо