Вернуться к списку журналов

О правомерности вынесения предписаний учреждениям органом государственного финансового контроля

Автор: Гусев А. , к.п.н., эксперт журнала

В соответствии со ст. 270.2 БК РФ в случаях установления нарушения бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания. В статье мы рассмотрим, во всех ли случаях указанные органы вправе составлять и направлять такие представления и предписания в проверяемые учреждения.

 

Государственный (муниципальный) финансовый контроль делится на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 265 БК РФ).

Указанный вид финансового контроля осуществляется в соответствии с положениями Бюджетного кодекса и федеральных законов от 05.04.2013 №41‑ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №41‑ФЗ) и от 07.02.2011 №6‑ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – Федеральный закон №6‑ФЗ).

В силу ст. 268.1 БК РФ к полномочиям органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля относятся:

  • контроль за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета;
  • контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета;
  • контроль в других сферах, установленных федеральными законами №41‑ФЗ и 6‑ФЗ.

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений – контрольная деятельность Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, финансовых органов субъектов РФ (муниципальных образований).

Порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по такому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальными правовыми актами местных администраций. Например, Федеральное казначейство при осуществлении полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере руководствуется Порядком осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденным Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 №1092.

Полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются:

  • контроль за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
  • контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

Исходя из ч. 2 ст. 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами такого контроля:

  • проводятся проверки, ревизии и обследования;
  • направляются акты, заключения, представления и (или) предписания объектам контроля;
  • направляются уведомления о применении бюджетных мер принуждения органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с Бюджетным кодексом, иными актами бюджетного законодательства РФ принимать решения о применении бюджетных мер принуждения;
  • осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

Согласно ст. 267.1 БК РФ орган государственного (муниципального) финансового контроля может проводить следующие контрольные мероприятия:

  • проверка, которая означает совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного учета и бюджетной отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. Проверки могут быть камеральными и выездными. Под камеральными проверками понимаются проверки, проводимые по месту нахождения органа государственного (муниципального) финансового контроля на основании бюджетной отчетности и иных документов, представленных по его запросу. Выездные проверки – проверки, осуществляемые по месту нахождения объекта контроля, в ходе которых определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной отчетности и первичных документов;
  • ревизия, представляющая собой комплексную проверку деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бухгалтерской и бюджетной отчетности. Результаты проверки, ревизии оформляются актом;
  • обследование, которое заключается в анализе и оценке состояния определенной сферы деятельности объекта контроля, в том числе внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Результаты обследования оформляются заключением;
  • санкционирование операций, под которым понимается проставление разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Объектами контроля в финансово-бюджетной сфере являются:

  • главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
  • финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы РФ, а также достижения ими показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами;
  • государственные (муниципальные) учреждения;
  • государственные (муниципальные) унитарные предприятия;
  • государственные корпорации (компании), публично-правовые компании;
  • хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах;
  • юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), индивидуальные предприниматели, физические лица в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги таких юридических лиц;
  • органы управления государственными внебюджетными фондами;
  • юридические лица, получающие средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов по договорам о финансовом обес-
    печении обязательного медицинского страхования;
  • кредитные организации, осуществляющие отдельные операции с бюджетными средствами, в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Органы государственного (муниципального) финансового контроля ведут контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы РФ. Кроме того, названный контроль осуществляется в отношении главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты.

Положения БК РФ предусматривают право органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направлять в адрес проверяемых организаций и учреждений свои представления и предписания.

В силу положений ст. 270.2 БК РФ под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий данных нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в названном документе сроки либо в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.

Таким образом, представление органа государственного (муниципального) финансового контроля предусматривает обязанность рассмотреть и уведомить в письменной форме орган государственного финансового контроля о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах.

В свою очередь, предписанием является документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в поименованный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию.

Отличие представления от предписания – в том, что предписание выносится в случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, и в случае воспрепятствования лицом проведению контрольных мероприятий, а также в том, что неисполнение предписания исходя из ч. 4 ст. 270.2 БК РФ является основанием для обращения уполномоченного органа в суд с исковым заявлением о возмещении ущерба. Иными словами, предписание, в отличие от представления, содержит обязательные для исполнения требования об устранении выявленных нарушений и (или) требования о возмещении причиненного ущерба.

Направляемые в учреждение представления органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля должны содержать:

  • требования о принятии мер по устранению причин и условий выявленных нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета;
  • обязательные для рассмотрения в установленные в названном документе сроки (или рассмотрение осуществляется в течение
    30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан).

В свою очередь, предписания чаще всего содержат в себе требования:

  • в определенный срок устранить выявленные нарушения или возместить причиненный нарушениями ущерб;
  • проинформировать в определенный срок контрольный орган о результатах исполнения предписания.

Неисполнение предписаний органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию ущерба является основанием для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства РФ, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальным правовым актом местной администрации государственного (муниципального) органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию.

Согласно ст. 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Исходя из ст. 2 БК РФ бюджетное законодательство РФ состоит из данного кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ, законов субъектов РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов РФ и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, поименованные в ст. 1 БК РФ.

Под иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства в ст. 3 БК РФ понимаются указы Президента РФ, нормативные правовые акты Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные правоотношения.

В силу ст. 1 БК РФ бюджетными правоотношениями являются отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Таким образом, органы внутреннего государственного финансового контроля уполномочены на выдачу представлений и предписаний о нарушениях исключительно бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Выдача представления по устранению иных выявленных нарушений (бухгалтерского учета, трудового, гражданского, налогового законодательства, законодательства о государственной службе) не относится к полномочиям органов внутреннего государственного финансового контроля.

Данный вывод подтверждается Определением ВС РФ от 18.01.2019 №А83-10539/2017. Заметим, что подобный вывод отмечался судами и прежде. Например, в постановлениях от 16.01.2013 №А82-15650/2011 и от 28.01.2013 №А82-15652/2011 ФАС ВВО указал, что Росфиннадзор может предписать только устранение нарушений бюджетного законодательства. Выдача предписания по устранению иных выявленных нарушений (бухгалтерского учета, трудового, гражданского, налогового законодательства и т.д.) не относится к полномочиям Росфиннадзора.

В случае выявления обстоятельств и фактов, свидетельствующих о признаках нарушений, относящихся к компетенции другого государственного органа (должностного лица), такие материалы направляются для рассмотрения в порядке, установленном законодательством РФ. Заметим, что необходимость информирования правоохранительных органов о выявленных в ходе ревизии (проверки) правонарушениях в сфере экономики установлена п. 2 Указа Президента РФ от 03.03.1998 №224 «Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики». Согласно данному пункту контрольные органы в незамедлительном порядке обязаны информировать соответствующие органы прокуратуры РФ о выявленных в ходе ревизий (проверок) финансово-хозяйственной деятельности правонарушениях в сфере экономики. Таким образом, при выявлении нарушений, содержащих признаки состава преступления в сфере экономики, контрольно-счетные палаты должны принять меры по информированию об указанных фактах органов прокуратуры РФ, которые, в свою очередь, осуществляют следственные действия и направляют дела в суды.

 

* * *

 

В заключение еще раз отметим, что органы государственного (муниципального) внутреннего финансового контроля уполномочены на выдачу по итогам ревизии (проверки) представлений и (или) предписаний в случае выявления нарушений исключительно бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Выдача представлений и (или) предписаний по устранению иных выявленных нарушений (бухгалтерского учета, трудового, гражданского, налогового законодательства, законодательства о государственной службе) не относится к полномочиям данных органов. 

Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений, №3, 2019 год

Специальные предложения Аюдар Инфо