Вернуться к списку журналов

Комментарий к постановлению правительства РФ от 30.12.2016 № 1551.

Автор: Л. Ларцева, эксперт журнала
Комментарий к постановлению правительства РФ от 30.12.2016 № 1551.

Отметим, что в прошлом году федеральный бюджет был утвержден только на год. Это было связано со сложной экономической обстановкой в стране, в том числе падением цен на энергоносители.

В связи со стабилизацией цен, прохождением пика кризиса было решено вернуться к трехлетнему циклу бюджетного планирования.

В качестве мер по реализации закона о федеральном бюджете Правительство РФ ежегодно устанавливает особенности:

1) распределения и доведения главными распорядителями лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) до соответствующих получателей;

2) внесения изменений в сводную бюджетную роспись;

3) принятия бюджетных обязательств, возникающих на основании государственных контрактов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг);

4) предоставления из федерального бюджета субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов;

5) возврата не израсходованных на начало года остатков межбюджетных трансфертов;

6) использования средств, поступающих в текущем году, в качестве возврата дебиторской задолженности прошлых лет;

7) определения размеров авансовых платежей по контрактам (договорам), уплачиваемых за счет средств федерального бюджета;

8) перераспределения ЛБО по статьям расходов и др.

В целом из года в год устанавливаемые Правительством РФ меры повторяются. При этом нельзя сказать, что они одинаковы. Отдельные положения корректируются, добавляются.

Рассмотрим основные меры, изложенные в Постановлении № 1551, и выясним, изменились ли они по сравнению с предыдущим годом (меры по реализации Закона о федеральном бюджете на 2016 год утверждены Постановлением № 1456).

 

Предельные размеры авансовых платежей.

 

В соответствии с п. 42 Постановления № 1551 при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг в пределах доведенных ЛБО получатели средств федерального бюджета обязаны устанавливать авансовые платежи в следующих размерах и порядке.

 

Размер аванса (в процентах от суммы договора (контракта))

Предмет договора (контракта)

До 100%

Такой размер аванса устанавливается по договорам (госконтрактам) об оказании услуг связи, о подписке на печатные издания и об их приобретении, обучении на курсах повышения квалификации, о прохождении профессиональной переподготовки, об участии в научных, методических, научно-практических и иных конференциях, о проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капстроительства, финансовое обеспечение строительства, реконструкции или технического перевооружения которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, о приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом и путевок на санаторно-курортное лечение, а также по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, по договорам аренды индивидуального сейфа (банковской ячейки), по договорам о проведении лечения граждан РФ за пределами территории РФ, заключаемым Минздравом с иностранными организациями, по договорам (госконтрактам) о проведении мероприятий по тушению пожаров

Свыше 30 и до 80%

Такой размер аванса предусматривается по договорам (госконтрактам) на выполнение НИОКР, направленных на импортозамещение технологической продукции, при включении в указанные договоры (госконтракты) (за исключением договоров (госконтрактов), исполнение которых подлежит банковскому сопровождению в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок) условия о перечислении авансовых платежей на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях ЦБ РФ для учета операций со средствами организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса, а также при получении к указанным договорам (государственным контрактам) подтверждения от уполномоченного государственного органа о соответствии такого договора (государственного контракта) целям импортозамещения технологической продукции до проведения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществления закупки у единственного поставщика

Свыше 30%*

Указанный размер аванса устанавливается по договорам (государственным контрактам) (за исключением договоров (контрактов), заключаемых в целях импортозамещения технологической продукции), которые содержат условия о перечислении авансовых платежей на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях ЦБ РФ для учета операций со средствами организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса

До 30%

Авансы в таком размере уплачиваются по прочим договорам (контрактам) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, если иное не установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Правительства РФ.

Причем в отношении договоров (госконтрактов) о выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности РФ на сумму более 600 млн руб. аванс устанавливается в размере 30% от суммы договора с последующим авансированием выполняемых работ после подтверждения выполнения предусмотренных договором (госконтрактом) работ в объеме произведенного авансового платежа. При этом общая сумма авансирования должна составлять не более 70% суммы договора (госконтракта)

Аванс не устанавливается

По договорам (госконтрактам) о поставке отдельных товаров, оказании отдельных услуг, включенных в перечень, утверждаемый распоряжением Правительства РФ, получатели средств федерального бюджета не предусматривают авансовые платежи. В настоящее время такой перечень утвержден Распоряжением Правительства РФ от 21.04.2016 № 737‑р.

В 2016 году запрет на установление авансов не распространялся на договоры (государственные контракты), заключенные с субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями. В Постановлении № 1551 такие послабления отсутствуют

* В 2016 году такого условия об установлении размера аванса предусмотрено не было.

Стоит отметить, по сравнению с прошлым годом предельные размеры авансовых платежей для получателей средств федерального бюджета в целом не изменились. Также сохранилось введенное в прошлом году положение о том, что указанные размеры должны соблюдаться не только получателями средств федерального бюджета, но и федеральными бюджетными (автономными) учреждениями. В отношении последних соблюдение предельных размеров авансовых платежей контролируется их учредителями (п. 42, 43 Постановления № 1551, п. 36, 36.1 Постановления № 1456).

  

Ограничения на принятие бюджетных обязательств.

 

Так же как и в прошлом году, в этом году в соответствии с Постановлением № 1551 ограничены сроки принятия бюджетных обязательств, возникших на основании государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, заключенных с юридическими лицами. Согласно п. 14 данного документа в 2017 году получатели средств федерального бюджета обязаны принять указанные выше бюджетные обязательства до 2 октября (в 2016 году – до 30 сентября).

При этом такие требования не распространяются на бюджетные обязательства на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг:

а) по принятым до 2 октября 2017 года решениям Президента РФ и Правительства РФ, устанавливающим возможность принятия указанных обязательств после 2 октября 2017 года;

б) при реализации государственного оборонного заказа;

в) при реализации полномочий и прав членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, закрепленных в Федеральном законе от 08.05.1994 № 3‑ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;

г) при исполнении международных обязательств Российской Федерации;

д) источником финансового обеспечения которых являются доходы, получаемые от приносящей доход деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы;

е) извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых (проекты контрактов на закупки которых) направлены поставщикам (исполнителям) до 2 октября 2017 года;

ж) при закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пп. 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 29, 33 и 42 п. 1 ст. 93 Федерального закона № 44‑ФЗ, информация о которых включена в план-график закупок;

з) в размере, не превышающем 10% общей суммы не использованных по состоянию на 2 октября 2017 года ЛБО на осуществление закупок товаров, работ, услуг;

и) возникающие из государственных контрактов, заключаемых в 2017 году в связи с расторжением ранее заключенных государственных контрактов по соглашению сторон, решению суда или одностороннему отказу стороны госконтракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством РФ, в том числе в связи с введением процедур, применяемых в деле о банкротстве поставщика (исполнителя);

к) источником финансового обеспечения которых являются средства Федерального дорожного фонда;

л) возникающие в связи с процессуальными издержками, связанными с производством по уголовному делу, издержками, связанными с рассмотрением гражданского дела, административного дела, а также с выполнением требований Конституционного суда.

Стоит отметить, что в этом году перечень случаев, на которые требования об ограничении сроков принятия бюджетных обязательств не распространяются, расширился.

Информацию о закупках, обязательства по которым могут быть приняты после 2 октября 2017 года, получатели средств федерального бюджета должны будут представить в территориальные органы Федерального казначейства не позднее 5 октября 2017 года.

В отношении остальных бюджетных обязательств операции по постановке на учет приостанавливаются не позднее 6 октября 2017 года, а впоследствии по ним отзываются ЛБО (п. 14, 15 Постановления № 1551).

После 1 декабря 2017 года не допускается принятие бюджетных обязательств по любым контрактам (договорам), предусматривающим условие об уплате авансовых платежей, оплате поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), срок исполнения которого превышает один месяц (п. 16 Постановления № 1551). 

 

Ограничения на перераспределение бюджетных средств.

 

Согласно п. 45 Постановления № 1551 в 2017 году не допускаются:

1) увеличение утвержденных в установленном порядке ЛБО по оплате труда за счет уменьшения ЛБО, предусмотренных на иные цели, если иное не установлено федеральными законами;

2) увеличение утвержденных в установленном порядке ЛБО на уплату начислений на выплаты по оплате труда за счет уменьшения ЛБО, предусмотренных на иные цели (за исключением ЛБО по оплате труда), если иное не установлено федеральными законами;

3) уменьшение утвержденных в установленном порядке ЛБО на уплату начислений на выплаты по оплате труда в целях увеличения ЛБО, предусмотренных на иные цели, за исключением ЛБО на исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета;

4) использование в текущем финансовом году в целях премирования (материального стимулирования) работников федеральных государственных органов экономии по фонду оплаты труда, возникшей в связи с наличием вакантных должностей, превышающих 10% утвержденной в установленном порядке предельной численности федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не отнесенные к должностям федеральной государственной гражданской службы.

В прошлом году в отношении ЛБО на оплату труда действовали аналогичные ограничения (п. 37.1 Постановления № 1456). При этом запреты на перераспределение ЛБО на уплату начислений на выплаты по оплате труда установлены впервые.

 

Завершение расчетов по контрактам 2016 года.

 

Получатели средств федерального бюджета до 1 июня 2017 года обязаны завершить расчеты по неисполненным обязательствам 2016 года, за исключением расчетов по государственным контрактам (п. 10 Постановления № 1551):

  • в отношении которых решениями Правительства РФ, принятыми до 1 июня 2017 года, установлен иной срок завершения расчетов;
  • заключаемым в 2017 году в связи с расторжением государственных контрактов, подлежавших оплате в прошлом году, по соглашению сторон, решению суда или одностороннему отказу стороны от исполнения государственного контракта в соответствии с гражданским законодательством РФ, в том числе в связи с введением процедур банкротства.

Доведение в 2017 году ЛБО на оплату заключенных государственных контрактов, подлежавших в соответствии с условиями этих контрактов оплате в 2016 году, осуществлялось до 27 февраля 2017 года путем внесения изменений в сводную бюджетную роспись (пп. «а» п. 8 Постановления № 1551).

 

Срок возврата остатков субсидий на госзадание.

 

В соответствии с п. 40 Постановления № 1551 федеральные бюджетные и автономные учреждения до 1 апреля 2017 года обязаны возвратить в федеральный бюджет остатки субсидий, предоставленных им в 2016 году на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий, образовавшиеся в связи с недостижением установленных госзаданием показателей, характеризующих объем государственных услуг (работ), на основании отчета о выполнении государственного задания.

Напомним, что в 2016 году возврат аналогичных остатков за 2015 год осуществлялся до 1 июля 2016 года (п. 33 Постановления № 1456).

Таким образом, срок возврата, по сравнению с прошлым годом, сократился вдвое.

Казенные учреждения: акты и комментарии для бухгалтера, №2, 2017 год

Специальные предложения Аюдар Инфо