Вернуться к списку журналов

Пособия по беременности и родам. Уход за ребенком в 2017 году.

Автор: Мухин С.Р., эксперт журнала
Пособия по беременности и родам. Уход за ребенком в 2017 году.

В соответствии с нормами Федерального закона № 255‑ФЗ [1]  лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, выплачиваются пособия за счет средств ФСС, к которым, в частности, относятся пособия по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком. Рассмотрим порядок исчисления указанных пособий в 2017 году.

Порядок расчета пособий в 2017 году осуществляется согласно ст. 14 Федерального закона № 255‑ФЗ. Дополнительно при расчете пособий используется Положение № 375 [2] .

Как и ранее, для определения суммы пособия необходимо учитывать:

 

  • расчетный период;

  • средний дневной заработок.

 

Расчетным периодом в силу п. 1 ст. 14 Федерального закона № 255‑ФЗ для исчисления пособий по беременности и родам, по уходу за ребенком являются два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая.

Средний дневной заработок для расчета данных пособий определяется путем деления суммы начисленного заработка за два календарных года, предшествующих году наступления соответствующего отпуска, на число календарных дней в названном периоде. При этом из обозначенного периода исключаются календарные дни, когда застрахованное лицо находилось в отпуске по уходу за ребенком или в отпусках по временной нетрудоспособности, а также в иных случаях освобождения от работы, когда страховые взносы на сохраняемую заработную плату не начислялись (п. 3.1 ст. 14 Федерального закона № 255‑ФЗ).

В то же время п. 1 ст. 14 Федерального закона № 255‑ФЗ установлена возможность замены календарных лет (календарного года) расчетного периода при соблюдении определенных условий. Таким образом, расчетный период может состоять из 730 календарных дней (например, расчетный период – 2014 и 2015 годы), а также 732 календарных дней (допустим, если в расчетный период входят 2012 и 2016 годы) (Письмо ФСС РФ от 03.03.2017 № 02‑08‑01/22‑04‑1049л).

 

 


Поскольку 2016 календарный год был високосным годом, количество календарных дней, приходящихся на период 2015 – 2016 годов,  равняется 731.


 

 

При расчете пособий следует помнить, что средний дневной заработок для исчисления пособий не может превышать величину, рассчитываемую путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов в ФСС за два года, предшествующие наступлению страхового случая.

Таким образом, предельный размер среднего дневного заработка в 2017 году для начисления пособий по беременности и родам, по уходу за ребенком составит 1 901,37 руб. ((670 000 + 718 000) руб. / 730 кал. дн.), где:

  • 670 000 и 718 000 руб. – суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов, уплачиваемых в ФСС, на 2015 и 2016 годы, утвержденные постановлениями Правительства РФ от 04.12.2014 № 1316, от 26.11.2015 № 1265;
  • 730 кал. дн. – фиксированная величина, установленная п. 3.3 ст. 14 Федерального закона № 255‑ФЗ.

На основании изложенного пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется с учетом всех календарных дней расчетного периода, в том числе с учетом особенности високосного года. Однако средний дневной заработок, исчисленный в соответствии с п. 3.1 ст. 14 Федерального закона № 255‑ФЗ, не может превышать 1 901,37 руб.

Дополнительно чиновники ФСС в Письме № 02‑08‑01/22‑04‑1049л обратили внимание на следующую особенность. Если заработная плата застрахованного лица за 2016 и 2015 годы равна сумме предельных величин баз для начисления страховых взносов для соответствующих лет и в указанном периоде отсутствуют исключаемые периоды, указанные в п. 3.1 ст. 14 Федерального закона № 255‑ФЗ, то средний дневной заработок составит 1 898,77 руб. ((718 000 + 670 000) руб. / 731 кал. дн.).

 

Работница в марте 2017 года представила больничный лист по беременности и родам на 194 дня в связи с многоплодной беременностью. В 2015 – 2016 годах ее заработок составил 536 700 руб. В расчетном периоде сотрудница находилась в отпусках по временной нетрудоспособности 53 кал. дня. Других дней, исключаемых из расчетного периода, у застрахованного лица не имеется.

1. Определим количество календарных дней в периоде, используемых для расчета пособия: 678 (365 + 366 - 53), где 53 – количество календарных дней в расчетном периоде, за исключением дней, указанных в пп. 1 – 2 п. 3.1 ст. 14 Федерального закона № 255‑ФЗ.

2. Рассчитаем средний дневной заработок. Он составит 791,59 руб. (536 700 руб. / 678 кал. дн.).

3. Сравним средний дневной заработок с предельным размером среднего дневного заработка в соответствии с требованиями ст. 14 Федерального закона № 255‑ФЗ: 791,59 руб. < 1 901,37 руб. Поскольку рассчитанный нами размер среднего дневного заработка меньше предельного, расчет пособия по беременности и родам будет произведен из него, то есть из 791,59 руб.

4. Сумма пособия по беременности и родам составит 153 568,46 руб. (194 кал. дн. x 791,59 руб. x 100%), где:

  • 194 кал. дн. – суммарное количество дней отпуска по беременности и родам в случае рождения двойни (ст. 10 Федерального закона № 255‑ФЗ);
  • 100% – размер пособия по беременности и родам в соответствии со ст. 11 Федерального закона № 255‑ФЗ.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40% среднего заработка застрахованного лица (п. 1 ст. 11.2 Федерального закона № 255‑ФЗ). Для этого определяется средний заработок застрахованного лица путем умножения среднего дневного заработка на 30,4.

Таким образом, максимальная сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком в 2017 году составит 23 089,04 руб. (1 898,77 руб. x 30,4 x 40%).

 

Воспользуемся условиями примера 1. Работнице бюджетного учреждения согласно ее заявлению и представленным документам предоставлен отпуск по уходу за родившимися детьми. В семье имеется еще один (старший) ребенок.

Рассчитаем ежемесячное пособие по уходу за ребенком за полный календарный месяц, если средний дневной заработок составляет 791,59 руб.

1. Определим средний заработок. Он равен 24 064,34 руб. (791,59 руб. x 30,4).

Согласно ст. 11.2 Федерального закона № 255‑ФЗ в случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет размеры ежемесячных пособий по уходу за ребенком суммируются. При этом суммированный размер пособия:

  • не может превышать 100% среднего заработка застрахованного лица, определенного в порядке, установленном ст. 14 Федерального закона № 255‑ФЗ;
  • не может быть менее суммированного минимального размера этого пособия. С 01.02.2017 размер ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком с учетом индексации не должен быть менее 3 065,69 руб., по уходу за вторым ребенком и последующими детьми – 6 131,37 руб.

2. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком за полный календарный месяц составит 9 625,74 руб. (24 064,34 руб. x 40%). Поскольку в семье родилась двойня, размеры пособий следует суммировать: 19 251,48 руб. (9 625,74 + 9 625,74).

3. Сравним полученную величину пособия со средним заработком и суммированным размером пособия. В рассматриваемом случае размер пособия по уходу за двойней меньше рассчитанного размера среднего заработка (19 251,48 руб. < 24 064,34 руб.).

4. Из условий примера следует, что в семье есть еще один (старший) ребенок, поэтому новорожденные считаются вторым и третьим детьми и размер минимального пособия будет равен 12 262,74 руб. (6 131,37 + 6 131,37).

По расчету размер пособия по уходу за двойней больше величины минимального размера пособия (19 251,48 руб. > 12 262,74 руб.). Таким образом, женщине будет ежемесячно выплачиваться данная рассчитанная нами сумма.

 

***

 

В заключение отметим, что в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, бюджетные учреждения отражают выплату детских пособий и пособий в связи с материнством:

  • по виду расходов 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений»;
  • по подстатье 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» ­КОСГУ.

Обращаем внимание читателей, что в соответствии со ст. 217 НК РФ налогообложению не подлежат государственные пособия, к которым относятся пособие по беременности и родам и пособие по уходу за ребенком. 

 


[1] Федеральный закон от 29.12.2006 № 255 ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

[2] Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375.

Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение, №5, 2017 год

Специальные предложения Аюдар Инфо