В редакцию поступили вопросы об учете костюмов, изготовленных по договору гражданско-правового характера, заключенному с физическим лицом: по какому КВР и коду КОСГУ отражаются расходы на изготовление костюмов в данном случае и надо ли начислять НДФЛ и страховые взносы с вознаграждения, уплачиваемого исполнителю – физическому лицу? Ответим на эти вопросы в статье.
Согласно ОКОФ[1] и Классификации ОС[2] театральным костюмам соответствует код ОКОФ 330.13.92.29.190 «Изделия текстильные готовые прочие, не включенные в другие группировки».
Классификация ОС относит костюмы в составе производственного и хозяйственного инвентаря к третьей амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно).
С учетом сказанного театральные и другие сценические костюмы, используемые в деятельности учреждений культуры, следует относить к объектам основных средств, поскольку срок их полезного использования превышает 12 месяцев (п. 7 СГС «Основные средства»[3], п. 38, 39 Инструкции № 157н[4]).
Решение о применении аналитического счета к основным средствам учреждение принимает самостоятельно.
Как уже было отмечено, в соответствии с Классификацией ОС театральные костюмы относятся к производственному и хозяйственному инвентарю (счет 0 101 06 000). Согласно другому документу – Временным рекомендациям по учету СПС[5] – учет сценическо-постановочных средств (в том числе театральных костюмов), признанных основными средствами, рекомендуется вести в составе прочих основных средств (счет 0 101 08 000).
Выбрав один из представленных аналитических счетов, учреждение закрепляет его применение в отношении сценических костюмов в учетной политике.
Ошибки в определении счета аналитического учета объектов имущества (машины, оборудование, инвентарь, прочие основные средства), которые не повлекли неправильного исчисления амортизации (налога на имущество организаций), не формируют отклонения по величине активов учреждения и не влияют на принятие финансовых решений пользователем отчетности; соответственно, наличие такого искажения в аналитических показателях отчетности не влияет на достоверность отчетности. Иными словами, неправильное определение аналитических счетов не является основанием для признания отчетности недостоверной, а значит, и для привлечения к административной ответственности (Письмо Минфина РФ от 07.09.2017 № 02‑06‑10/57741).
С учетом вышеизложенного согласно Указаниям № 65н[6] расходы на изготовление костюмов (независимо от того, кто является исполнителем: юридическое или физическое лицо) отражаются
по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» в увязке:
Бухгалтерский учет расходов по изготовлению костюмов
Рассмотрим два варианта отражения расходов по изготовлению костюмов:
Бюджетное учреждение культуры заключило с физическим лицом договор о пошиве костюма.
Стоимость пошива составляет 13 000 руб. По условиям договора исполнитель приступает к изготовлению костюмов после уплаты заказчиком аванса в размере 30 %. Материалы для пошива на общую сумму 15 000 руб. предоставляются заказчиком.
Расходы произведены в рамках деятельности по выполнению государственного задания. Услуги по договору оплачиваются на банковскую карту исполнителя. Согласно учетной политике учреждения костюмы учитываются в составе прочих основных средств, отнесенных к иному движимому имуществу.
Согласно Инструкции № 174н[7] данные операции отразятся в бухгалтерском учете следующим образом:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
---|---|---|---|
Приняты к учету материалы (ткани, нитки, фурнитура) для пошива костюма (на основании утвержденного авансового отчета) |
4 105 36 340 |
4 208 34 660 |
15 000 |
Перечислен исполнителю аванс (13 000 руб. x 30 %) |
4 206 26 560 |
4 201 11 610 |
3 900 |
|
Забалансовый счет 18 (КВР 244, КОСГУ 226) |
||
Переданы материалы исполнителю для пошива костюма (на основании накладной (ф. 0504205)) |
4 106 31 310 |
4 105 36 440 |
15 000 |
Поступил от исполнителя изготовленный костюм |
4 106 31 310 |
4 302 26 730 |
13 000 |
Зачтен ранее перечисленный аванс |
4 302 26 830 |
4 206 26 660 |
3 900 |
Произведен окончательный расчет* с исполнителем (13 000 ‑ 3 900) руб. |
4 302 26 830 |
4 201 11 610 |
9 100 |
|
Забалансовый счет 18 (КВР 244, КОСГУ 226) |
||
Принят к учету изготовленный костюм по сформированной первоначальной стоимости (15 000 + 13 000) руб. |
4 101 38 310 |
4 106 31 310 |
28 000 |
Начислена 100 %-я амортизация при вводе костюмов в эксплуатацию |
4 109 60 271 |
4 101 38 411 |
28 000 |
* Расчет производится без учета налогов и страховых взносов.
Автономное учреждение культуры в рамках приносящей доход деятельности заключило с физическим лицом договор о пошиве двух костюмов на общую сумму 50 000 руб. из материалов исполнителя. Аванс по договору составляет 30 % от общей стоимости договора. Оплата по договору производится наличными денежными средствами. Согласно учетной политике учреждения костюмы отнесены к иному движимому имуществу в составе прочих основных средств.
Согласно Инструкции № 183н[8] автономное учреждение отразит данные операции следующей корреспонденцией счетов:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
---|---|---|---|
Выдан из кассы аванс исполнителю (70 000 руб. x 30 %) |
2 206 31 000 |
2 201 34 000 |
15 000 |
|
Забалансовый счет 18 (КВР 244, КОСГУ 310) |
||
Поступили изготовленные костюмы |
2 106 31 000 |
2 302 31 000 |
50 000 |
Зачтен ранее выданный аванс |
2 302 31 000 |
2 206 31 000 |
15 000 |
Произведен окончательный расчет* с исполнителем (50 000 ‑ 15 000) руб. |
2 302 31 000 |
2 201 34 000 |
35 000 |
|
Забалансовый счет 18 (КВР 244, КОСГУ 310) |
||
Приняты к учету изготовленные костюмы |
2 101 38 000 |
2 106 31 000 |
50 000 |
Начислена 100 %-я амортизация при вводе костюмов в эксплуатацию |
2 109 60 271 |
2 104 38 000 |
50 000 |
* Расчет производится без учета налогов и страховых взносов.
Обязанность учреждения культуры, производящего выплаты в пользу физического лица в рамках гражданско-правового договора, начислить и уплатить налоги и страховые взносы с таких выплат зависит от того, является ли данное физлицо индивидуальным предпринимателем или нет.
Страховые взносы. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности организации.
Пунктом 1 ст. 420 НК РФ определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Таким образом, с выплат, производимых по договорам ГПХ в пользу физических лиц, не являющихся ИП, учреждения культуры обязаны исчислить и уплатить страховые взносы.
НДФЛ. Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ. Указанные организации являются налоговыми агентами.
Исходя из п. 2 ст. 226 НК РФ исчисление сумм и уплата налога по данной статье производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых налог исчисляется и уплачивается по ст. 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 214.7, 226.1, 227 и 228 НК РФ.
Таким образом, организация, осуществляющая в пользу физических лиц, не являющихся ИП, выплаты по договорам ГПХ, признаются на основании ст. 226 НК РФ налоговыми агентами в отношении таких выплат физическим лицам и обязаны с них исчислить, удержать и перечислить в бюджет НДФЛ.
Страховые взносы. Вознаграждения, выплачиваемые индивидуальным предпринимателям, не являются объектом обложения страховыми взносами для организаций (п. 1 ст. 420 НК РФ).
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ индивидуальные предприниматели – это отдельная категория плательщиков страховых взносов, которые самостоятельно уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из величины полученного дохода, в соответствии со ст. 430 НК РФ.
НДФЛ. В случае если учреждение культуры осуществляет выплаты индивидуальному предпринимателю, у учреждения не возникает обязанность удерживать с этих доходов НДФЛ, так как с полученных выплат индивидуальный предприниматель самостоятельно исчисляет и уплачивает налог в бюджет в соответствии с положениями ст. 227 НК РФ (п. 2 ст. 226 НК РФ).
Аналогичный подход к обложению НДФЛ и страховыми взносами выплат в пользу физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, применен в Письме ФНС РФ от 15.03.2018 № ГД-4-11/4898@.
КОСГУ. Исходя из Указаний № 65н расходы по уплате страховых взносов, начисленных на выплаты, производимые по договорам гражданско-правового характера, заключаемым с физическими лицами, подлежат отражению по тем подстатьям КОСГУ, по которым отражаются расходы на соответствующие выплаты.
Аналогичный подход применяется в отношении расходов по уплате НДФЛ. Поскольку указанный налог удерживается непосредственно с вознаграждения, уплачиваемого в пользу физического лица по договору ГПХ, расходы по уплате налога и выплате вознаграждения за оказанные услуги осуществляются по одному и тому же коду КОСГУ.
КВР. Расходы на уплату страховых взносов, начисленных на выплаты физическим лицам по договорам ГПХ, отражаются по тем группам, подгруппам и элементам видов расходов, по которым отражаются расходы на соответствующие выплаты.
Для уплаты НДФЛ также применяются те КВР, по которым уплачивается вознаграждение по гражданско-правовым договорам.
Как было указано выше, расходы на оплату договоров по изготовлению сценических костюмов отражаются по КВР 244 в увязке либо с подстатьей 226 КОСГУ (из материалов заказчика), либо со статьей 310 КОСГУ (из материалов исполнителя). Таким образом, НДФЛ и страховые взносы уплачиваются по этим же КВР и кодам КОСГУ.
Сценические костюмы являются объектами основных средств, поскольку они используются в деятельности учреждений культуры неоднократно (постоянно) в течение срока, превышающего 12 месяцев. Такие объекты учитываются либо на счете 0 101 06 000, либо на счете 0 101 08 000. Решение о применении соответствующего аналитического счета принимается самим учреждением.
В случае изготовления костюмов по договору ГПХ, заключенному с физическим лицом, он оплачивается по КВР 244 в увязке со статей 310 или подстатьей 226 КОСГУ, в зависимости от того, чьи материалы используются для изготовления костюмов (исполнителя или заказчика).
Стоит отметить, что, если выплаты осуществляются в пользу физических лиц, не являющихся ИП, учреждения обязаны начислить с указанных выплат НДФЛ и страховые взносы. Причем расходы по уплате указанных платежей в бюджет осуществляются по тем же КВР и кодам КОСГУ, что и сами расходы по оплате договоров.
[1] Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013‑2014 (СНС 2008), принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018‑ст.
[2] Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1.
[3] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н.
[4] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного само-
управления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.
[5] Временные методические рекомендации о порядке учета сценическо-постановочных средств в учреждениях, проводящих зрелищные мероприятия, утв. Приказом Минкультуры РФ от 10.08.2007 № 1249.
[6] Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.
[7] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.
[8] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.
Один раз в месяц мы делаем подборку статей, рекомендаций, новостей по актуальным темам и совершенно бесплатно рассылаем ее нашим подписчикам.
Оставьте, пожалуйста, свой адрес, если Вы хотите получать интересную профессиональную информацию.