Вернуться к списку журналов

Пошив сценических костюмов по договору ГПХ с физическим лицом

Автор: Ларцева Л. , редактор журнала

В редакцию поступили вопросы об учете костюмов, изготовленных по договору гражданско-правового характера, заключенному с физическим лицом: по какому КВР и коду КОСГУ отражаются расходы на изготовление костюмов в данном случае и надо ли начислять НДФЛ и страховые взносы с вознаграждения, уплачиваемого исполнителю – физическому лицу? Ответим на эти вопросы в статье.

 

Сценические костюмы – основное средство или материалы?

 

Согласно ОКОФ[1] и Классификации ОС[2] театральным костюмам соответствует код ОКОФ 330.13.92.29.190 «Изделия текстильные готовые прочие, не включенные в другие группировки».

Классификация ОС относит костюмы в составе производственного и хозяйственного инвентаря к третьей амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно).

С учетом сказанного театральные и другие сценические костюмы, используемые в деятельности учреждений культуры, следует относить к объектам основных средств, поскольку срок их полезного использования превышает 12 месяцев (п. 7 СГС «Основные средства»[3], п. 38, 39 Инструкции № 157н[4]).

Решение о применении аналитического счета к основным средствам учреждение принимает самостоятельно.

Как уже было отмечено, в соответствии с Классификацией ОС театральные костюмы относятся к производственному и хозяйственному инвентарю (счет 0 101 06 000). Согласно другому документу – Временным рекомендациям по учету СПС[5] – учет сценическо-постановочных средств (в том числе театральных костюмов), признанных основными средствами, рекомендуется вести в составе прочих основных средств (счет 0 101 08 000).

Выбрав один из представленных аналитических счетов, учреждение закрепляет его применение в отношении сценических костюмов в учетной политике.

 

Ошибки в определении счета аналитического учета объектов имущества (машины, оборудование, инвентарь, прочие основные средства), которые не повлекли неправильного исчисления амортизации (налога на имущество организаций), не формируют отклонения по величине активов учреждения и не влияют на принятие финансовых решений пользователем отчетности; соответственно, наличие такого искажения в аналитических показателях отчетности не влияет на достоверность отчетности. Иными словами, неправильное определение аналитических счетов не является основанием для признания отчетности недостоверной, а значит, и для привлечения к административной ответственности (Письмо Минфина РФ от 07.09.2017 № 02‑06‑10/57741).

 

КВР и КОСГУ для оплаты договора.

 

С учетом вышеизложенного согласно Указаниям № 65н[6] расходы на изготовление костюмов (независимо от того, кто является исполнителем: юридическое или физическое лицо) отражаются
по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» в увязке:

  • со статьей 310 «Увеличение стоимости основных средств»
    КОСГУ – при изготовлении объектов из материалов исполнителя (подрядчика);
  • с подстатьей 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ – при изготовлении объектов из материалов заказчика.

Бухгалтерский учет расходов по изготовлению костюмов

Рассмотрим два варианта отражения расходов по изготовлению костюмов:

  • пошив из материалов заказчика;
  • пошив из материалов исполнителя.

 

Бюджетное учреждение культуры заключило с физическим лицом договор о пошиве костюма.

Стоимость пошива составляет 13 000 руб. По условиям договора исполнитель приступает к изготовлению костюмов после уплаты заказчиком аванса в размере 30 %. Материалы для пошива на общую сумму 15 000 руб. предоставляются заказчиком.

Расходы произведены в рамках деятельности по выполнению государственного задания. Услуги по договору оплачиваются на банковскую карту исполнителя. Согласно учетной политике учреждения костюмы учитываются в составе прочих основных средств, отнесенных к иному движимому имуществу.

 Согласно Инструкции № 174н[7] данные операции отразятся в бухгалтерском учете следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Приняты к учету материалы (ткани, нитки, фурнитура) для пошива костюма (на основании утвержденного авансового отчета)

4 105 36 340

4 208 34 660

15 000

Перечислен исполнителю аванс

(13 000 руб. x 30 %)

4 206 26 560

4 201 11 610

3 900

 

Забалансовый счет 18 (КВР 244, КОСГУ 226)

Переданы материалы исполнителю для пошива костюма (на основании накладной (ф. 0504205))

4 106 31 310

4 105 36 440

15 000

Поступил от исполнителя изготовленный костюм

4 106 31 310

4 302 26 730

13 000

Зачтен ранее перечисленный аванс

4 302 26 830

4 206 26 660

3 900

Произведен окончательный расчет* с исполнителем

(13 000 ‑ 3 900) руб.

4 302 26 830

4 201 11 610

9 100

 

Забалансовый счет 18 (КВР 244, КОСГУ 226)

Принят к учету изготовленный костюм по сформированной первоначальной стоимости

(15 000 + 13 000) руб.

4 101 38 310

4 106 31 310

28 000

Начислена 100 %-я амортизация при вводе костюмов в эксплуатацию

4 109 60 271

4 101 38 411

28 000

    *    Расчет производится без учета налогов и страховых взносов.

 

Автономное учреждение культуры в рамках приносящей доход деятельности заключило с физическим лицом договор о пошиве двух костюмов на общую сумму 50 000 руб. из материалов исполнителя. Аванс по договору составляет 30 % от общей стоимости договора. Оплата по договору производится наличными денежными средствами. Согласно учетной политике учреждения костюмы отнесены к иному движимому имуществу в составе прочих основных средств.

 

Согласно Инструкции № 183н[8] автономное учреждение отразит данные операции следующей корреспонденцией счетов:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Выдан из кассы аванс исполнителю

(70 000 руб. x 30 %)

2 206 31 000

2 201 34 000

15 000

 

Забалансовый счет 18 (КВР 244, КОСГУ 310)

Поступили изготовленные костюмы

2 106 31 000

2 302 31 000

50 000

Зачтен ранее выданный аванс

2 302 31 000

2 206 31 000

15 000

Произведен окончательный расчет* с исполнителем (50 000 ‑ 15 000) руб.

2 302 31 000

2 201 34 000

35 000

 

Забалансовый счет 18 (КВР 244, КОСГУ 310)

Приняты к учету изготовленные костюмы

2 101 38 000

2 106 31 000

50 000

Начислена 100 %-я амортизация при вводе костюмов в эксплуатацию

2 109 60 271

2 104 38 000

50 000

     *    Расчет производится без учета налогов и страховых взносов.

 

Налоги и страховые взносы с вознаграждения исполнителю.

 

Обязанность учреждения культуры, производящего выплаты в пользу физического лица в рамках гражданско-правового договора, начислить и уплатить налоги и страховые взносы с таких выплат зависит от того, является ли данное физлицо индивидуальным предпринимателем или нет.

 

Физическое лицо не является ИП.

 

Страховые взносы. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности организации.

Пунктом 1 ст. 420 НК РФ определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Таким образом, с выплат, производимых по договорам ГПХ в пользу физических лиц, не являющихся ИП, учреждения культуры обязаны исчислить и уплатить страховые взносы.

 

НДФЛ. Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ. Указанные организации являются налоговыми агентами.

Исходя из п. 2 ст. 226 НК РФ исчисление сумм и уплата налога по данной статье производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых налог исчисляется и уплачивается по ст. 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 214.7, 226.1, 227 и 228 НК РФ.

Таким образом, организация, осуществляющая в пользу физических лиц, не являющихся ИП, выплаты по договорам ГПХ, признаются на основании ст. 226 НК РФ налоговыми агентами в отношении таких выплат физическим лицам и обязаны с них исчислить, удержать и перечислить в бюджет НДФЛ.

 

Физическое лицо является ИП.

 

Страховые взносы. Вознаграждения, выплачиваемые индивидуальным предпринимателям, не являются объектом обложения страховыми взносами для организаций (п. 1 ст. 420 НК РФ).

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ индивидуальные предприниматели – это отдельная категория плательщиков страховых взносов, которые самостоятельно уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из величины полученного дохода, в соответствии со ст. 430 НК РФ.

 

НДФЛ. В случае если учреждение культуры осуществляет выплаты индивидуальному предпринимателю, у учреждения не возникает обязанность удерживать с этих доходов НДФЛ, так как с полученных выплат индивидуальный предприниматель самостоятельно исчисляет и уплачивает налог в бюджет в соответствии с положениями ст. 227 НК РФ (п. 2 ст. 226 НК РФ).

Аналогичный подход к обложению НДФЛ и страховыми взносами выплат в пользу физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, применен в Письме ФНС РФ от 15.03.2018 № ГД-4-11/4898@.

 

КВР и КОСГУ для уплаты НДФЛ и страховых взносов.

 

КОСГУ. Исходя из Указаний № 65н расходы по уплате страховых взносов, начисленных на выплаты, производимые по договорам гражданско-правового характера, заключаемым с физическими лицами, подлежат отражению по тем подстатьям КОСГУ, по которым отражаются расходы на соответствующие выплаты.

Аналогичный подход применяется в отношении расходов по уплате НДФЛ. Поскольку указанный налог удерживается непосредственно с вознаграждения, уплачиваемого в пользу физического лица по договору ГПХ, расходы по уплате налога и выплате вознаграждения за оказанные услуги осуществляются по одному и тому же коду КОСГУ.

 

КВР. Расходы на уплату страховых взносов, начисленных на выплаты физическим лицам по договорам ГПХ, отражаются по тем группам, подгруппам и элементам видов расходов, по которым отражаются расходы на соответствующие выплаты.

Для уплаты НДФЛ также применяются те КВР, по которым уплачивается вознаграждение по гражданско-правовым договорам.

Как было указано выше, расходы на оплату договоров по изготовлению сценических костюмов отражаются по КВР 244 в увязке либо с подстатьей 226 КОСГУ (из материалов заказчика), либо со статьей 310 КОСГУ (из материалов исполнителя). Таким образом, НДФЛ и страховые взносы уплачиваются по этим же КВР и кодам КОСГУ.

 

* * *

 

Сценические костюмы являются объектами основных средств, поскольку они используются в деятельности учреждений культуры неоднократно (постоянно) в течение срока, превышающего 12 месяцев. Такие объекты учитываются либо на счете 0 101 06 000, либо на счете 0 101 08 000. Решение о применении соответствующего аналитического счета принимается самим учреждением.

В случае изготовления костюмов по договору ГПХ, заключенному с физическим лицом, он оплачивается по КВР 244 в увязке со статей 310 или подстатьей 226 КОСГУ, в зависимости от того, чьи материалы используются для изготовления костюмов (исполнителя или заказчика).

Стоит отметить, что, если выплаты осуществляются в пользу физических лиц, не являющихся ИП, учреждения обязаны начислить с указанных выплат НДФЛ и страховые взносы. Причем расходы по уплате указанных платежей в бюджет осуществляются по тем же КВР и кодам КОСГУ, что и сами расходы по оплате договоров. 


[1] Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013‑2014 (СНС 2008), принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018‑ст.

[2] Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1.

[3] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н.

[4] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного само-
управления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[5] Временные методические рекомендации о порядке учета сценическо-постановочных средств в учреждениях, проводящих зрелищные мероприятия, утв. Приказом Минкультуры РФ от 10.08.2007 № 1249.

[6] Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.

[7] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

[8] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

 

Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение, №10, 2018 год

Специальные предложения Аюдар Инфо