Страховые взносы уплачиваются в 2020 году (как и прежде) с применением общих и пониженных (установленных для некоторых страхователей) тарифов. И применение УСНО страхователями в большинстве случаев не является препятствием для использования пониженных тарифов для расчета страховых взносов.
А недавно перечень «льготников» пополнился еще одной категорией страхователей – субъектами малого и среднего предпринимательства (МСП). Более того, для данных лиц установлены не только пониженные тарифы, но и особый порядок расчета и облагаемой базы, и самих взносов.
В общем случае страховые взносы мсп, исчисляемые с вознаграждений и выплат застрахованным лицам, уплачиваются по следующим тарифам (ст. 425 НК РФ)[1]:
Тариф страховых взносов по травматизму зависит от кода ОКВЭД по основному виду деятельности страхователя – организации или ИП. Минимальный тариф составляет 0,2%, а максимальный – 8,5% суммы вознаграждений и выплат в пользу работников. При этом к тарифу может быть применена скидка или надбавка, размер которой не может превышать 40% установленного тарифа (п. 1 ст. Закона № 125-ФЗ[2])[3].
Таким образом, общий минимальный тариф страховых взносов составляет (с учетом максимальной скидки 40% по взносам по травматизму) 30,12%.
Тарифы будут снижены, если выплаты в пользу работников превысят предельное значение. Так, если выплаты в пользу работника, определенные нарастающим итогом с начала 2020 года, превысят[4]:
Страховые взносы рассчитываются нарастающим итогом с начала расчетного периода в последний день месяца исходя из полной суммы выплат, начисленных в пользу каждого конкретного работника (п. 1 ст. 421, п. 1 ст. 431 НК РФ, п. 9 ст. 22.1 Закона № 125-ФЗ).
Страхователи, имеющие право на применение в 2020 году пониженных тарифов страховых взносов, определены положениями ст. 427 НК РФ. В этой же статье определены условия применения таких тарифов страхователями-льготниками.
Перечисленные ниже страхователи вправе исчислять взносы по пониженным тарифам только при соблюдении условий, установленных п. 4 – 12 ст. 427 (п. 3 ст. 427). Причем в ряде случаев применение страхователем УСНО названо в качестве обязательного условия для правомерного применения пониженных тарифов. Приведем несколько примеров (см. таблицу).
Категория страхователя |
Размер тарифов по взносам, % |
Условия применения пониженных тарифов
|
---|---|---|
НКО (кроме государственных и муниципальных учреждений), применяющие УСНО и осуществляющие деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства либо массового спорта (за исключением профессионального) (пп. 7 п. 1, пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ) |
В течение 2019 – 2024 годов: – на ОПС – 20%; – на ОМС – 0%; – на ОСС – 0% |
Пункт 7 ст. 427 НК РФ: по итогам года, предшествующего году перехода на уплату взносов по пониженным тарифам, не менее 70% суммы доходов за указанный период в совокупности должны составлять: – доходы в виде целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, определяемых в соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ; – доходы в виде грантов, получаемых для осуществления деятельности и определяемых в соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ; – доходы от осуществления видов экономической деятельности, указанных в абз. 47, 48, 51 – 59 пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ |
Благотворительные организации, применяющие УСНО (пп. 8 п. 1, пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ) |
В течение 2019 – 2024 годов: – на ОПС – 20%; – на ОМС – 0%; – на ОСС – 0% |
Пункт 8 ст. 427 НК РФ: организации должны быть зарегистрированы в порядке, установленном федеральными законами от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» |
Российские организации, осуществляющие деятельность в сфере информационных технологий (пп. 3 п. 1, пп. 1.1 п. 2 ст.427 НК РФ) (в том числе применяющие УСНО – см. Письмо Минфина России от 29.05.2019 № 03-15-06/38983) |
В течение 2017 – 2023 годов: – на ОПС – 8%; – на ОМС – 4%; – на ОСС – 2% (или 1,8%*) |
Пункт 5 ст. 427 НК РФ, Письмо ФНС России от 26.02.2020 № БС-4-11/3181@: – наличие документа о государственной аккредитации; – доля доходов от IT-деятельности не менее 90%; – среднесписочная численность не менее 7 человек |
Организации, которые производят анимационную продукцию (в том числе в качестве подрядчиков и субподрядчиков), а также организации, которые продают права на анимационную продукцию собственного производства (вне зависимости от вида договора) (пп. 15 п. 1, пп. 6 п. 2 ст. 427 НК РФ) |
В течение 2017 – 2023 годов: – на ОПС – 8%; – на ОМС – 4%; – на ОСС – 2% (или 1,8%) |
Пункт 12 ст. 427 НК РФ: – организация должна быть включена в реестр производителей анимационной продукции; – если организация является вновь созданной – доля доходов от деятельности по итогам расчетного периода должна составлять не менее 90%, а среднесписочная численность должна быть не менее 7 человек; – если организация является действующей – доля доходов от деятельности за 9 месяцев предшествующего года должна составлять не менее 90%, а среднесписочная численность должна быть не менее 7 человек |
Организации, которые имеют статус участника проекта «Сколково» (пп. 10 п. 1, пп. 4 п. 2 ст. 427 НК РФ) |
Взносы: – на ОПС – 14%; – на ОМС – 0%; – на ОСС – 0% |
Пункт 9 ст. 427 НК РФ, п. 1, 4 ст. 10 Федерального закона от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»: тарифы применяются в течение 10 лет (можно и меньше 10 лет), начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором был получен статус участника проекта. Пониженные тарифы не применяются, если совокупный размер прибыли участника проекта за месяц превысил 300 млн руб. Этот размер рассчитывается нарастающим итогом с 1-го числа года, в котором годовой объем выручки участника проекта составил более 1 млрд руб. |
Организации и ИП, получившие до 31.12.2017 статус участника свободной экономической зоны (СЭЗ) на территориях Республики Крым и Севастополя (пп. 11 п. 1, пп. 5 п. 2 ст. 427 НК РФ) |
Взносы: – на ОПС – 6%; – на ОМС – 0,1%; – на ОСС – 1,5% |
Пункт 10 ст. 427 НК РФ, п. 19 ст. 13, п. 1 ст. 23 Федерального закона от 29.11.20140 № 377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»: тарифы применяются в течение 10 лет со дня получения такого статуса. Эти тарифы применяются только в отношении выплат работникам, задействованным в инвестиционном проекте в СЭЗ |
* Данный тариф используется при исчислении взносов с выплат иностранным гражданам (лицам без гражданства), временно пребывающим в Российской Федерации (кроме высококвалифицированных специалистов).
Законом № 102-ФЗ[5] начиная с 01.04.2020 установлены пониженные тарифы по страховым взносам в 2020 для субъектов МСП[6] (ст. 5 и 6 названного закона). Аналогичные тарифы введены и в Налоговый кодекс – п. 1 ст. 427 дополнен пп. 17 (норма начнет действовать с 2021 года). Причем период, на который для субъектов МСП установлены пониженные тарифы, Законом № 102-ФЗ не ограничен.
Итак, к части выплат по итогам каждого (отдельно взятого) месяца, которая превышает МРОТ, установленный федеральным (а не региональным!) законом[7], субъекты МСП могут применять следующие пониженные тарифы страховых взносов:
Размер выплаты за календарный месяц (РВ), руб. |
Облагаемая база |
Тарифы страховых взносов, % | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
ОПС |
ОСС |
ОМС |
||||
Предельная база, руб. (в 2020 году – 1 292 000) |
Предельная база, руб. (в 2020 году – 912 000) |
|||||
<= |
> |
<= |
> |
|||
РВ <= МРОТ |
РВ |
22 |
10 |
2,9 |
0 |
5,1 |
РВ >МРОТ |
МРОТ |
22 |
10 |
2.9 |
0 |
5,1 |
РВ - МРОТ |
10 |
10 |
0 |
0 |
5 |
Напомним: на 2020 год Федеральным законом от 27.12.2019 № 467-ФЗ установлен МРОТ 12 130 руб.
Обозначенные тарифы субъекты МСП вправе применять при расчете страховых взносов с выплат, начисленных за апрель 2020 года. Соответственно, страховые взносы за март текущего года такие страхователи должны были исчислить с применением прежних ставок.
Обратите внимание:
По общему правилу страховые взносы мсп начисляются нарастающим итогом (п. 1 и 2 ст. 421 НК РФ). Даже тогда, когда применяются пониженные тарифы (ст. 427 НК РФ).
Но для субъектов МСП предусмотрено исключение (пп. 17 п. 1 ст. 427 НК РФ, ст. 5 и 6 Закона № 102-ФЗ). Указанным лицам не нужно рассчитывать страховые взносы нарастающим итогом с начала расчетного периода. Пониженные тарифы они применяют к выплатам в пользу каждого конкретного работника, определяемым по итогам каждого календарного месяца. При этом пониженные тарифы применяются лишь к той части выплаты, которая превышает «федеральный» МРОТ (в 2020 году – 12 130 руб.).
Таким образом, по новым правилам субъектам МСП нужно каждый месяц начисленную зарплату сотрудников делить на две суммы: МРОТ и сумму, его превышающую. А затем к каждой из этих сумм применять свои тарифы: к первой – общий (30%), ко второй – пониженные (15%).
Пример 1
За май 2020 года сотруднику компании была начислена зарплата в размере 35 128 руб.
Разница между МРОТ и начисленной за апрель зарплатой составила 22 998 руб. (35 128 - 12 130).
Страховые взносы за апрель по данному сотруднику организация рассчитала так:
Общая сумма взносов – 7 089 руб. (3 639 + 3 450).
По прежним правилам величина страховых взносов по данному работнику за апрель составила бы 10 538 руб. (35 128 руб. х 30%). То есть при применении пониженных тарифов к взносам организация сэкономит 3 449 руб. (10 538 - 7 089).
Вероятно, практика применения субъектами МСП пониженных тарифов по страховым взносам выявит неоднозначные, спорные моменты, присущие такому варианту расчета взносов. Но на это понадобится некоторое время.
А пока мы заострим внимание на двух очевидных особенностях.
Во-первых, условия применения пониженных ставок одинаковы для всех регионов. Какие-либо корректировки МРОТ – например, на районные коэффициенты, другие надбавки – установленный Законом № 102-ФЗ механизм расчета страховых взносов с применением пониженных тарифов не предусматривает. Он является общим: определяющий момент для него – деление облагаемой базы (начисленной за месяц суммы) на две части, а именно на МРОТ и на сумму, превышающую его.
Во-вторых, каких-либо уточнений касательно того, чтобы месяц, за который производится начисление, был отработан полностью, в ст. 5 и 6 Закона № 102-ФЗ не сделано. Поэтому даже если месяц, за который выплачивается заработная плата, сотрудником отработан не полностью (например, в случае отпуска или приема-увольнения в середине месяца), работодатель все равно должен использовать общий механизм расчета страховых взносов с применением пониженных тарифов. Ведь в нормах Закона № 102-ФЗ говорится об итоговом вознаграждении за календарный месяц как таковом.
Пример 2
В мае 2020 года сотрудник компании отработал лишь 10 дней. За эти дни ему была начислена зарплата в размере 27 054 руб.
Разница между МРОТ и начисленной зарплатой составила 14 924 руб. (27 054 - 12 130).
Страховые взносы за апрель по данному сотруднику организация рассчитала так:
Общая сумма взносов равна 5 878 руб. (3 639 + 2 239).
Какие либо изменения в Закон № 125-ФЗ в части тарифов взносов по травматизму Законом № 102-ФЗ не внесены.
Вместе с тем согласно ст. 2 Закона № 102-ФЗ Правительство РФ на период с 01.04.2020 по 31.12.2020 наделено полномочиями по изменению сроков уплаты данных взносов, представления отчетности по ним, а также по изменению правил администрирования этих взносов[8].
Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 срок уплаты страховых взносов по травматизму, исчисленных с выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, продлен для микропредприятий, ведущих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в связи «коронавирусом»:
К сведению:
Перечень пострадавших отраслей (и соответствующие им коды по ОКВЭД) утвержден постановлениями Правительства РФ от 03.04.2020 № 434 и от 10.04.2020 № 479, в него входят:
И, по всей видимости, данный перечень не является окончательным.
Порядок заполнения РСВ и его форма утверждены Приказом ФНС России от 18.09.2019 № ММВ-7-11/470@ (далее – Порядок). И по понятным причинам в нем не учтены особенности заполнения расчета субъектами МСП, которым с 01.04.2020 разрешено применять пониженные тарифы страховых взносов.
В связи с этим указанным лицам следует обратить внимание на Письмо ФНС России от 07.04.2020 № БС-4-11/5850@, в котором даны пояснения касательно заполнения РСВ за I полугодие 2020 года субъектами МСП.
Что же пояснили налоговики?
Предположим, что в компании, применяющей УСНО и исчисляющей налог с разницы между доходами и расходами (общая ставка – 15%), трудится 15 человек. Общий ФОТ за месяц – 720 484 руб. Ежемесячный доход каждого из работников превышает МРОТ (12 130 руб.).
Доходы компании за этот месяц составили 5 400 000 руб., а расходы (без учета расходов по страховым взносам) – 4 100 000 руб.
Рассчитаем общую налоговую нагрузку компании за месяц, исходя из общих и пониженных тарифов по страховым взносам. Расчет сделаем также для случая, когда применяется пониженная ставка по УСНО (например, 12%, ведь некоторые регионы сейчас вводят пониженные ставки для «упрощенцев» на период пандемии).
При этом будем считать, что выплаты в пользу каждого работника не превышают предельные значения (на ОПС – 1 292 000 руб., на ОСС – 912 000 руб.).
Аспект |
Если применяются общие тарифы, руб. |
Если применяются пониженные тарифы, руб. |
---|---|---|
Размер страховых взносов за месяц |
216 145 (720 484 руб. х 30%) |
ФОТ исходя из МРОТ – 181 950 (12 130 руб. х 15 чел.). Взносы – 54 585 (181 950 руб. х 30%). Превышение (ФОТ над МРОТ) – 538 534 (720 484 - 181 950). Взносы – 80 780 (538 534 руб. х 15%). Общая сумма взносов – 135 365 (54 585 + 80 780) |
Экономия на страховых взносах |
80 780 (216 145 - 135 365) |
|
УСНО за месяц (исходя из ставки 15%) |
162 578 ((5 400 000 - 4 100 000 - 216 146) х 15%) |
174 695 ((5 400 000 - 4 100 000 - 135 365) х 15%) |
Общая сумма фискальных платежей |
378 723 (216 145 + 162 578) |
310 060 (135 365 + 174 695) |
Общая экономия |
68 663 (378 723 - 310 060) |
|
УСНО за месяц (исходя из ставки 12%) |
130 062 ((5 400 000 - 4 100 000 - 216 146) х 12%) |
139 756 ((5 400 000 - 4 100 000 - 135 365) х 12%) |
Общая сумма фискальных платежей |
346 207 (216 145 + 130 062) |
275 121 (135 365 + 139 756) |
Общая экономия |
71 086 (346 207 - 275 121) |
Как видно из этого расчета, компания, выбравшая в качестве объекта налогообложения по УСНО «доходы минус расходы», может получить положительный эффект от применения пониженных тарифов по страховым взносам (экономия составит порядка 20%). Причем этот эффект сохранится и в ситуации, если часть работников компании за месяц получит доход в размере, не превышающем МРОТ (12 130 руб.), поскольку общий расчет страховых взносов будет аналогичным.
Далее аналогичный расчет сделаем для случая, когда компания исчисляет «упрощенный» налог, исходя из доходов. И тоже – с учетом общей ставки (6%) и пониженной (4%).
Для чистоты эксперимента используем те же входные данные.
Аспект |
Если применяются общие тарифы, руб. |
Если применяются пониженные тарифы, руб. |
---|---|---|
Размер страховых взносов за месяц |
216 145 |
ФОТ исходя из МРОТ – 181 950. Взносы – 54 585. Превышение (ФОТ над МРОТ) – 538 534. Взносы – 80 780. Общая сумма взносов – 135 365 (54 585 + 80 780) |
Экономия на страховых взносах |
80 780 (216 145 - 135 365) |
|
УСНО за месяц, исходя из ставки 6% |
324 000 (5 400 000 руб. х 6%) Соответственно, 50% суммы налога – 162 000 (216 145 руб. >, а 135 365 руб. < этой суммы) |
|
УСНО с учетом корректировки на страховые взносы |
162 000 (324 000 - 162 000) |
188 635 (324 000 - 135 365) |
Общая сумма фискальных платежей |
378 145 (216 145 + 162 000) |
324 000 (135 365 + 188 635) |
Общая экономия |
54 145 (378 145 - 310 060) |
|
УСНО за месяц (исходя из ставки 4%) |
216 000 (5 400 000 руб. х 4%) Соответственно, 50% суммы налога – 108 000 (и 216 145 руб., и 135 365 руб. > этой суммы) |
|
УСНО с учетом корректировки на - страховые взносы для малого и среднего |
108 000 (216 000 - 108 000) |
|
Общая сумма фискальных платежей |
324 145 (216 145 + 108 000) |
243 365 (135 365 + 108 000) |
Общая экономия |
80 780 (324 145 - 243 365) |
Как видим, компания с объектом налогообложения по УСНО «доходы» также может получить положительный эффект от применения пониженных тарифов по страховым взносам.
Между тем этот эффект может нивелироваться в случае, если взносы компании по общим тарифам составят менее 50% суммы исчисленного дохода.
Для расчета используем прежние входные данные по ФОТ, но увеличим сумму дохода компании до 7 500 000 руб.
Аспект |
Если применяются общие тарифы, руб. |
Если применяются пониженные тарифы, руб. |
---|---|---|
Размер страховых взносов за месяц |
216 145 |
ФОТ исходя из МРОТ – 181 950. Взносы – 54 585. Превышение (ФОТ над МРОТ) – 538 534. Взносы – 80 780. Общая сумма взносов – 135 365 (54 585 + 80 780) |
Экономия на страховых взносах |
80 780 (216 145 - 135 365) |
|
УСНО за месяц, исходя из ставки 6% |
450 000 (7 500 000 руб. х 6%) Соответственно, 50% суммы налога – 225 000 (и 216 145 руб., и 135 365 руб. < этой суммы) |
|
УСНО с учетом корректировки на страховые взносы |
233 855 (450 000 - 216 145) |
314 635 (450 000 - 135 365) |
Общая сумма фискальных платежей |
450 000 (216 145 + 233 855) |
324 000 (135 365 + 314 635) |
Общая экономия |
0 (450 000 - 450 000) |
|
Из последнего расчета можно сделать следующий вывод: работодатели, применяющие УСНО с объектом налогообложения «доходы», не всегда смогут получить положительный эффект от применения пониженных тарифов. Все зависит от соотношения величины их доходов и затрат на выплату вознаграждения работникам, включаемых в облагаемую базу по страховым взносам.
[1] Администрированием этих взносов занимается ФНС.
[2] Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
[3] Размер взносов по травматизму для каждого страхователя ФСС устанавливает ежегодно после подтверждения страхователем основного вида деятельности. В обычных условиях подать документы нужно было до 15.04.2020, однако из-за объявления апреля нерабочим этот срок в большинстве регионов РФ был перенесен на 06.05.2020 (соответствующая информация размещена на сайтах региональных отделений фонда).
[4] Предельные величины определены Постановлением Правительства РФ от 06.11.2019 № 1407.
[5] Федеральный закон от 01.04.2020 № 102-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[6] О критериях отнесения хозяйствующих лиц к категории СМСП читайте в статье А. А. Суркова «Кто признается субъектом МСП?» на стр.___.
[7] В силу ст. 133.1 ТК РФ субъекты РФ вправе устанавливать «региональный» МРОТ, но его величина не должна быть менее «федерального».
[8] В сам Закон № 125-ФЗ эти изменения вноситься не будут.
Один раз в месяц мы делаем подборку статей, рекомендаций, новостей по актуальным темам и совершенно бесплатно рассылаем ее нашим подписчикам.
Оставьте, пожалуйста, свой адрес, если Вы хотите получать интересную профессиональную информацию.