Вернуться к списку журналов

Подключение к ЕГАИС и лицензия.

Автор: Каравайкина Е.Е., эксперт журнала

Откажут ли предприятию в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, если на момент подачи документов в лицензирующий орган оно не будет подключено к Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС)?

 

Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания – это с 31.03.2017 отдельный лицензируемый вид деятельности (см. ст. 18 Федерального закона № 171‑ФЗ[1] в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 261‑ФЗ).

 

ПРОВЕРЯЕМ ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЛИЦЕНЗИИ.

 Для получения данной лицензии в лицензирующий орган необходимо представить документы, список которых приведен в п. 3.2‑2 ст. 19 Федерального закона № 171‑ФЗ, а именно:

1) заявление о выдаче лицензии. В нем отражаются:

  • полное и (или) сокращенное наименование и организационно-правовая форма юридического лица (организации);
  • место его нахождения;
  • адреса его электронной почты, по которым лицензирующий орган осуществляет переписку, направление решений, извещений, уведомлений с использованием электронной подписи;
  • места нахождения его обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемые виды деятельности. При планировании розничной продажи алкоголя при оказании услуг общепита на соответствующем транспорте в заявлении фиксируются регистрационные данные вагона-ресторана (вагона-кафе, вагона-буфета), водного (воздушного) судна, присвоенные им в установленном порядке для соответствующих транспортных средств. Розничная торговля алкоголем при оказании услуг общепита не запрещена на железнодорожном, водном, воздушном транспорте общего пользования междугороднего и международного сообщения, а также на железнодорожном, водном, воздушном транспорте, не относящемся к транспорту общего пользования;
  • наименование банка и номер расчетного счета в банке;
  • лицензируемый вид деятельности, который организация намерена осуществлять;
  • срок, на который испрашивается лицензия;

2) копии учредительных документов (с предъявлением оригиналов, если копии этих документов не заверены нотариусом). В ООО и АО учредительным документом является устав общества[2];

3) копию документа о государственной регистрации организации (если не будет представлена, лицензирующий орган сделает межведомственный запрос на получение соответствующих сведений налоговому органу);

4) копию документа о постановке организации на учет в налоговом органе (при непредставлении действия те же – запрос);

5) копию документа об уплате государственной пошлины за предоставление лицензии (составляет 65 000 руб. за каждый год срока действия лицензии – пп. 94 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, не подлежит возврату в случае отказа уполномоченного органа в продлении срока действия лицензии – Письмо Минфина РФ от 14.04.2017 № 03‑05‑06‑03/22266). Если копия обозначенного документа заявителем не представлена, лицензирующий орган проверит факт уплаты госпошлины с использованием информации, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах;

6) документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарного объекта общественного питания в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более. (Если обозначенные документы, относящиеся к объектам недвижимости, права на которые зарегистрированы в ЕГРП, не представлены заявителем, таковые подаются по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.) В ситуации, когда речь идет о розничной продаже алкоголя с содержанием этилового спирта не более 16,5% объема готовой продукции, нужен документ, подтверждающий наличие у заявителя в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде объекта общественного питания, который планируется использовать для предоставления услуг общественного питания. (Это может быть как стационарный, так и нестационарный объект общепита.) И возможен третий вариант – когда алкоголем торговать запланировано при оказании услуг общественного питания на разрешенном виде транспорта. Тогда понадобятся документы, подтверждающие наличие у заявителя в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде вагона-ресторана (вагона-кафе, вагона-буфета), водного судна, воздушного судна и (или) права заявителя оказывать в них услуги общественного питания. В этом случае взамен места нахождения обособленного подразделения в лицензии указываются регистрационные данные вагона-ресторана (вагона-кафе, вагона-буфета), водного (воздушного) судна, присвоенные им в установленном порядке для соответствующих транспортных средств;

7) копию уведомления о начале предоставления услуг общественного питания. Если данный документ заявителем не представлен, лицензирующий орган запросит его у Роспотребнадзора.

Как видим, в приведенном перечне какого-либо документа, подтверждающего факт подключения заявителя к ЕГАИС, нет. Однако на этом поиски ответа на поставленный вопрос не заканчиваются, так как есть еще основания для отказа в выдаче лицензии.

 

К сведению:

Минфин не поддержал предложение о дополнении перечня документов, необходимых для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, копиями документов, подтверждающих квалификацию работников заявителя. Квалификация работников, заключивших с соискателем лицензии на розничную продажу алкогольной продукции трудовые договоры, не влияет на качество и безопасность реализуемой алкогольной продукции, а также не способствует защите нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов РФ, контролю за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области (Письмо от 25.05.2017 № 03‑14‑06/32364).

 

ИЗУЧАЕМ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОТКАЗА В ВЫДАЧЕ ЛИЦЕНЗИИ.

 Данные основания перечислены в п. 9 ст. 19 Федерального закона № 171‑ФЗ. Первое основание в этом списке – несоответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным согласно положениям ст. 2, 8, 9, 10.1, 11, 14.1, 16, 19, 20, 25 и 26 указанного закона. Далее – нарушение требований ст. 8 Федерального закона № 171‑ФЗ.

Из статьи 8 следует, что организации, занимающиеся оборотом алкогольной продукции, должны иметь программно-аппаратные средства, обеспечивающие прием, фиксацию и передачу информации об объеме оборота алкогольной продукции в ЕГАИС. (Данное требование не распространяется на учет объема розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания – пп. 2 п. 2.1 ст. 8[3].)

  


Норма Федерального закона № 171-ФЗ

 

Программно-аппаратные средства организаций, использующих оборудование для учета объема оборота (за исключением импорта) маркируемой алкогольной продукции, должны обеспечивать считывание с федеральных специальных марок и (или) акцизных марок сведений о такой продукции, а также прием и передачу информации об обороте (за исключением импорта) такой продукции (абз. 16 п. 2 ст. 8).


  

В свою очередь, абз. 21 п. 1 ст. 26 Федерального закона № 171‑ФЗ установлен запрет на оборот алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в ЕГАИС, за исключением случаев, предусмотренных п. 2.1 ст. 8.

Свидетельствует ли изложенное о том, что на момент подачи документов на получение лицензии программно-аппаратные средства уже должны быть подключены к ЕГАИС? Возможно, достаточно просто наличия этих средств (позволяющих обеспечить выполнение требований подключения к системе после получения лицензии и начала осуществления деятельности по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общепита)?

По мнению лицензирующего органа – Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, программно-аппаратные средства должны быть подключены к ЕГАИС уже на этапе подачи заявления на получение лицензии на розничную продажу алкоголя. Судьи такой подход нашли законным (см. Постановление АС ВСО от 10.05.2017 № Ф02-1675/2017 по делу № А78-11285/2016). Основание такое.

 


Исходя из логического, систематического и телеологического толкования норм права, указанных в Федеральном законе № 171‑ФЗ, положения п. 9 ст. 19 данного закона, как устанавливающие основания для отказа в выдаче лицензии, должны применяться совместно с положениями указанных в нем статей, в том числе – с п. 1 ст. 26 Закона.

 

Учитывая названное, обязанность по фиксации в ЕГАИС информации о производстве и (или) обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является лицензионным требованием, соблюдение которого является обязательным для получения лицензии на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции.

Установленный факт неподключения организации общественного питания (общества) к системе ЕГАИС указывает на явное несоответствие общества требованиям, которые предусмотрены ст. 19, 26 Федерального закона № 171‑ФЗ для организаций, стремящихся получить соответствующую лицензию.


  

* * *

 Соискатель лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания должен на момент подачи заявления о выдаче лицензии не только иметь программно-аппаратные средства, обеспечивающие прием и передачу информации об обороте алкоголя, но и подключить их уже к ЕГАИС. Именно такой подход лицензирующего органа поддержали судьи.

 

 К сведению:

Минфин в Письме от 25.05.2017 № 03‑14‑18/32119 дал добро на использование для подачи деклараций и работы с ЕГАИС любой усиленной квалифицированной электронной подписи, удовлетворяющей требованиям Федерального закона от 06.04.2011 № 63‑ФЗ «Об электронной подписи». Электронная подпись, содержащаяся в аппаратном крипто-ключе и используемая для работы с ЕГАИС, может использоваться для авторизации на информационных сервисах Росалкогольрегулирования, в том числе для авторизации с использованием единой системы аутентификации (ЕСИА) и для подготовки, подписания, шифрования деклараций, а также в других государственных органах.



[1] Федеральный закон от 22.11.1995 № 171‑ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

[2] Пункт 1 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 № 14‑ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и п. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.12.1995 № 208‑ФЗ «Об акционерных обществах» соответственно.

[3] О том, что это означает, см. статью О. В. Давыдовой «И снова про остатки алкоголя в ЕГАИС» (№ 11, 2016).

Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение, №7, 2017 год

Специальные предложения Аюдар Инфо