Вернуться к списку журналов

Что будем учитывать при подготовке плана ФХД?

Автор: Зайцева Г., эксперт журнала

Минфин собирается изменить форму плана финансово-хозяйственной деятельности (ФХД). Планы на 2019-й и два последующих года бюджетные учреждения станут составлять по новым правилам. Помимо обоснований будущих расходов потребуется обосновывать будущие доходы. Трансформируется и сама структура плана. Какие именно новшества предлагают законодатели? Что нужно принять во внимание уже сейчас, при подготовке планового документа?

Государственные и муниципальные бюджетные учреждения составляют план ФХД на основании требований, утвержденных Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н (далее – Требования № 81н), и со временем правила становятся все более жесткими. Последние масштабные изменения были введены при формировании планов на 2017 год (на 2017 год и плановый период) – тогда у учреждений возникла обязанность обосновывать будущие расходы.

Впоследствии законодатели продолжили дорабатывать структуру плана. Согласно проекту приказа [1] (далее – Проект требований) вместе с расчетами будущих расходов (выплат) бюджетным учреждениям понадобится обосновывать и будущие доходы (поступления). Новые нормы начнут применяться с формирования планов ФХД на 2019 год, а Требования № 81н должны быть отменены. Рассмотрим главные новшества, которые в случае их принятия заметно повлияют на содержание планового документа.

 

Общие правила составления плана.

 

Основные этапы работы по планированию ФХД останутся прежними, а вот детали изменятся. Проект плана и обоснования (расчеты) показателей должны составляться в процессе формирования проекта закона (решения) о бюджете (п. 9 Требований № 81н, п. 12 Проекта требований). Для этого бюджетное учреждение должно будет рассчитать показатели на второй год планового периода и уточнить числовые значения, взятые из прошлогоднего плана и переместившиеся на очередной год и первый год планового периода.

Показатели проставляются в абсолютных суммах и рассчитываются на основании:

информации, доведенной учредителем, в части субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, иные цели, осуществление капитальных вложений; 

расчетов учреждения в части:

– поступлений за оказание услуг, выполнение работ, реализацию готовой продукции за плату (в том числе сверх установленного задания);
– поступлений грантов, в том числе в форме субсидий, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы;
– иной приносящей доход деятельности, осуществляемой на основании устава;
– выплат, источником финансового обеспечения которых являются средства, поступающие учреждению.

Согласно п. 10 Проекта требований под составлением плана ФХД будет пониматься установление объема поступлений и выплат (внесение в них изменений в текущем финансовом году).

План следует формировать на срок действия закона (решения) о бюджете (п. 5 Проекта требований). Иными словами, если законодатели соответствующего уровня разрабатывают трехлетний бюджет (а планирование на этот срок стало приоритетным), план ФХД тоже должен быть трехлетним. Но у учреждения может возникнуть необходимость принятия обязательств, срок выполнения которых превышает период действия закона (решения) о бюджете. В этом случае показатели плана будут утверждаться на более длительный срок (выходящий за границы трехлетнего планирования).

Проект плана и обоснования подписывает руководитель учреждения, затем они направляются на согласование органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя (если он в своем порядке предусмотрел такое требование). То есть информировать учредителя о планируемых доходах и расходах бюджетному учреждению придется еще на этапе составления проекта документа.

Федеральные учреждения должны формировать и утверждать план и сопутствующие ему документы в государственной интегрированной информационной системе «Электронный бюджет» (если план не содержит сведений, отнесенных к государственной тайне). Электронные документы утверждаются посредством их подписания усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя учреждения (п. 9 Проекта требований).

Учреждения регионального и муниципального уровня должны ориентироваться на правила, установленные органами-учредителями в соответствующих порядках. В ряде случаев они уже сейчас предусматривают формирование планов ФХД в «Электронном бюджете» (иной информационной системе, функционирующей в субъекте РФ).

Утверждает план ФХД руководитель бюджетного учреждения – если иное не установлено органом-учредителем (п. 61 Проекта требований). Конкретный срок утверждения плана должен быть прописан в принятом учредителем порядке составления и утверждения плана.

 

Структура плана.



Как и раньше, бюджетным учреждениям следует использовать форму плана ФХД, утвержденную органом-учредителем, а тот должен опираться при ее разработке на требования Минфина. В свою очередь, финансовое ведомство намерено существенно обновить форму и содержание планового документа – это нужно учитывать при его подготовке.

Основных разделов плана ФХД станет меньше. Вместо текстовой части и пяти табличных форм должны остаться два раздела – «Показатели по поступлениям и выплатам» и «Сведения по выплатам на закупки товаров, работ, услуг». Таким образом, из плана предлагается исключить текстовую (описательную) часть, которая бывает довольно объемной. Согласно п. 7 Требований № 81н в ней указываются цели и виды деятельности учреждения, перечень услуг (работ), относящихся в соответствии с его уставом к основным видам его деятельности, информация об общей балансовой стоимости недвижимого и движимого имущества, а также иная информация по решению органа-учредителя. Не станут раскрываться и показатели финансового состояния учреждения – данные о нефинансовых (недвижимое и особо ценное движимое имущество) и финансовых активах, информация об обязательствах (в том числе о кредиторской задолженности), принятых на последнюю отчетную дату, предшествующую дате составления плана (п. 8 Требований № 81н).

Вместе с тем два основных раздела законодатели собираются дополнить двумя сопутствующими формами, заполнение которых сегодня не предусмотрено, – «Сведения о поступлениях и выплатах и движении денежных средств» и «Изменение показателей плана финансово-хозяйственной деятельности». А к обоснованиям плановых выплат добавятся расчеты плановых поступлений – все эти обоснования станут неотъемлемой частью плана ФХД и основой для его формирования (п. 11 Проекта требований).

 

Показатели по поступлениям и выплатам.

 

Основная таблица будет охватывать трехлетний период. Показатели в ней не предполагается разбивать по источникам финансового обеспечения: вместо соответствующих граф, имеющихся в сегодняшней форме плана (субсидии на выполнение задания, иные цели, осуществление капитальных вложений, поступления от платной деятельности и др.), появится временная шкала (текущий финансовый год, первый и второй год планового периода).

Предусмотрена и графа «За пределами планового периода», которая может заполняться в отношении как доходов, так и расходов учреждения. В силу п. 5 Проекта требований возможность формировать показатели на срок, выходящий за границы планового периода, должен будет установить для учреждения орган-учредитель. В частности, на длительный срок можно будет утверждать показатели по доходам от собственности (например, от арендной платы за передачу имущества в возмездное пользование), оказания услуг, выполнения работ вне рамок задания, а также показатели по расходам на закупки (в том числе в виде капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности).

Сами поступления и выплаты подвергнутся детализации – строк в таблице станет больше. Здесь будут поименованы все виды доходов и расходов, предусмотренные для учреждения, – в их отношении и потребуются обоснования.


Сведения по выплатам на закупки.



Структура этого раздела аналогична предыдущей: показатели нужно рассчитывать на три года вперед и более (при необходимости). Однако здесь бюджетное учреждение должно будет раскрывать источники, за счет которых оплачиваются закупки (субсидии на выполнение задания, иные цели, осуществление капитальных вложений, средства ОМС и пр.).

Детализировать выплаты потребуется и по применяемому законодательству (на основании Закона о контрактной системе [2] или Закона № 223-ФЗ [3] планируется расходовать тот или иной объем средств). Отметим, что некоторые строки бюджетное учреждение заполнять не будет. Это касается Закона № 223-ФЗ: им бюджетное учреждение не вправе руководствоваться при закупках за счет субсидий на выполнение задания, иные цели, за счет средств ОМС, а значит, эти строки таблицы останутся пустыми.
Кроме того, в таблице потребуется указывать суммы выплат по контрактам (договорам), заключенным на основании гражданского законодательства (стоимость закупок, проводимых без учета требований Закона о контрактной системе и Закона № 223-ФЗ в случаях, предусмотренных этими законами).



Сведения о движении денежных средств.



В отличие от двух основных разделов эта форма будет включать показатели, сформированные на один год. Предполагается, что сюда войдет информация, не учтенная в показателях плана ФХД, – те доходы и расходы, которые сложно спрогнозировать. Согласно п. 23 Проекта требований к ним относятся:

  • суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет;
  • суммы, поступившие в возмещение ущерба, недостачи, выявленные в текущем финансовом году;
  • суммы, поступившие по решению суда;
  • выплаты непериодического характера, в том числе по возмещению ущерба, по решению суда, на основании исполнительных документов, по возврату в бюджет субсидий, полученных в прошлых отчетных периодах.

Перечисленные доходы и расходы не потребуется обосновывать (если такое решение примет орган-учредитель).

Сведения о движении денежных средств будут утверждаться руководителем учреждения одновременно с планом ФХД и содержать годовые суммы поступлений и выплат, включенных и не включенных в плановые показатели, с детализацией по месяцам. Иными словами, планировать доходы и расходы непериодического характера все же понадобится (но только на год вперед).

А вот уточнять сведения придется ежемесячно (не позднее пятого рабочего дня месяца, следующего за отчетным) – в соответствии с суммой фактических поступлений и выплат за прошедший месяц. Уточненные сведения и станут одним из оснований для внесения изменений в план ФХД в текущем финансовом году.

 

Изменение показателей плана.

 

Чтобы изменить показатели утвержденного плана ФХД, бюджетное учреждение должно будет использовать отдельную форму. Как сказано в п. 20 Проекта требований, сюда необходимо вписать наименование показателя, подлежащего уточнению, и скорректированные числовые значения, относящиеся к конкретному году планирования и имеющие знак плюс (при увеличении показателя) либо минус (при уменьшении показателя).

Но прежде чем внести поправки в сам план, придется скорректировать обоснование того или иного показателя (п. 22 Проекта требований). После внесения изменений, предусматривающих уменьшение выплат, показатели плана не должны быть меньше кассовых выплат по этим направлениям, произведенных до внесения изменений.
Причины, по которым можно будет корректировать план ФХД в текущем году, перечислены в п. 19 Проекта требований:

  • использование остатков средств (в том числе целевых), образовавшихся на начало текущего финансового года;
  • изменение объемов планируемых поступлений, а также направлений выплат и (или) их объемов;
  • реорганизация учреждения;
  • иные основания, установленные порядком органа-учредителя.

Применять рассматриваемую форму понадобится и при составлении плана ФХД на очередной год и плановый период. Ведь этот процесс, как следует из п. 14 Проекта требований, подразумевает внесение изменений в показатели планового периода плана, действовавшего в отчетном финансовом году. То есть учреждение, составляя план на 2020-й и два последующих года, должно будет перенести в новый плановый документ показатели, зафиксированные в плане на 2019 год и относящиеся к 2020 и 2021 году. Если переносимые показатели требуют уточнений, как раз и нужно будет воспользоваться отдельной формой для внесения изменений.

 

Обоснования показателей по доходам.

 

Как уже упоминалось, план ФХД должен составляться на основании расчетов (обоснований) показателей не только по выплатам, но и по поступлениям (п. 11 Проекта требований). Необходимость обосновывать свои плановые доходы – еще одно существенное изменение, которое может усложнить процесс подготовки данного документа.
Поступления придется планировать и обосновывать на три года. В пунктах 26 – 29 Проекта требований и таблицах, рекомендуемых для использования при обоснованиях, указаны семь видов доходов, по которым нужно будет формировать расчеты, и нужные для этого исходные данные. Рассмотрим, на какой информации должны будут базироваться обоснования, на примере четырех основных видов доходов.

Вид доходов

Детализация дохода

Данные для расчетов

Доходы от собственности

Арендная плата за передачу имущества в возмездное пользование

Информация из заключенных (планируемых к заключению) договоров аренды о плате (тарифе, ставке) за использование единицы имущества (объект, кв. м) и количестве предоставляемого в пользование имущества

Доходы от распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности, средствами индивидуализации, по лицензионным договорам

Планируемый объем предоставления прав на использование объектов интеллектуальной собственности и плата за использование одного объекта

Поступления от оказания услуг (выполнения работ)

Субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания

Планируемый объем субсидии на соответствующий год

Доходы от оказания услуг, выполнения работ в рамках установленного задания

Объем услуг (работ), установленный заданием, и плата (цена, тариф) за услугу (работу)

Доходы от оказания услуг, выполнения работ, реализации готовой продукции за плату сверх установленного задания

Планируемые объем оказания платных услуг (выполнения работ) и стоимость

Доходы от оказания услуг в рамках ОМС

Планируемые объем оказания услуг (выполнения работ) и плата за единицу

Возмещение расходов, понесенных в связи с эксплуатацией имущества, находящегося в оперативном управлении

Планируемые объем предоставляемого в пользование имущества и стоимость услуг (возмещаемых расходов)

Поступления от иной приносящей доход деятельности

Доходы от штрафов, возмещений ущерба

Суммы, указанные в решениях суда, уполномоченного органа, страховой организации

Неустойка (пени) в случаях ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных договором

Средняя сумма одного возмещения и прогнозируемое количество случаев

Безвозмездные денежные поступления

Гранты в форме субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ

Планируемые суммы поступлений

Иные гранты (российских и международных организаций)

Пожертвования юридических и физических лиц

Таблиц, входящих в обоснования, окажется больше, поскольку в рамках одного вида дохода придется рассчитывать сразу несколько поступлений. Впрочем, количество таблиц станет напрямую зависеть от источников доходов, имеющихся у бюджетного учреждения. Согласно п. 56 Проекта требований при отсутствии того или иного вида поступлений соответствующие расчеты формировать не придется. «Пустые» таблицы-обоснования включать в план ФХД будет не нужно. Кстати, это правило предполагается распространить и на обоснования расходов (выплат).



* * *



Предложенные Минфином изменения существенно увеличат объем плана ФХД: несмотря на то, что часть основных таблиц будет исключена из плана, общий объем документа возрастет из-за обоснований. Сбор и анализ информации, необходимой для расчетов плановых доходов и расходов, займет еще больше времени.

При подготовке плана ФХД на 2019-й и два последующих года бюджетным учреждениям следует ориентироваться на порядок составления и утверждения плана, разработанный органом-учредителем. В данном нормативном акте должны быть учтены новые требования Минфина, однако учредители вправе дополнить их. В частности, в своем порядке орган-учредитель может детализировать показатели плана ФХД, установить формы таблиц-обоснований (для учреждений регионального и муниципального подчинения) и определить необходимость планирования расходов раздельно по источникам их финансового обеспечения. В любом случае форму плана ФХД на 2019 год учреждение должно взять именно из этого документа органа-учредителя.

Пока готовился этот номер журнала, Минфин утвердил новые требования к плану ФХД (Приказ от 31.08.2018 № 186н). Ключевые положения нормативного акта остались прежними (в будущем учреждениям предстоит обосновывать как расходы, так и доходы). Однако применять новые правила нужно, начиная с плана ФХД на 2020 год (на 2020 год и плановый период).



[1] Размещен на федеральном портале regulation.gov.ru, ID проекта 01/02/08-18/00083114.

[2] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[3] Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Руководитель бюджетной организации, №11, 2018 год

Специальные предложения Аюдар Инфо