Вернуться к списку журналов

Что следует учесть при составлении плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения на 2020 год?

Автор: Сизонова О., главный редактор журнала

При составлении плана финансово-хозяйственной деятельности (плана ФХД) на 2020 год бюджетным и автономным учреждениям необходимо руководствоваться новыми требованиями к составлению и утверждению плана, утвержденными Приказом Минфина РФ от 31.08.2018 № 186н (далее – Требования № 186н), и порядком, установленным органом-учредителем. Отметим основные новшества, которые нужно учесть при составлении плана ФХД на очередной финансовый год.

 

Состав плана ФХД.

 

Состав плана ФХД на 2020 год изменился по сравнению с планом ФХД на 2019 год (См. Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утв. Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н).

В Требованиях № 186н рекомендована форма плана, состоящая из двух разделов в виде таблиц:

  • разд. I «Поступления и выплаты»;
  • разд. II «Сведения по выплатам на закупку товаров, работ, услуг».

Показатели плана ФХД должны быть подтверждены обосновани­ями (расчетами) плановых поступлений и выплат.

Таким образом, форма нового плана ФХД уже не содержит:

  • сведений о деятельности учреждения;
  • показателей финансового состояния учреждения на последнюю отчетную дату;
  • справочной информации об объеме публичных обязательств, бюджетных инвестиций и средств, поступивших во временное распоряжение.

 

Структура плана ФХД.

 

Структура плана ФХД тоже скорректирована.

 

Раздел 1 «Поступления и выплаты». Для наглядности приведем данный раздел формы, которая рекомендована Минфином (приложение к Требованиям № 186н), в сокращенном виде. 

Как видим, в новой форме плана ФХД нет детализации по источникам финансового обеспечения, вместе с тем введена разбивка показателей по годам (на плановый период).

Как было указано выше, данная форма плана ФХД является рекомендуемой, а органы-учредители устанавливают свои порядки на основании Требований № 186н. Таким образом, предполагается, что учредители более подробно пропишут порядок составления и утверждения плана ФХД для своих подведомственных
учреждений.

Отметим особенности заполнения отдельных граф и строк рекомендуемой формы плана ФХД.

Код по бюджетной классификации РФ (КБК) (графа 3) заполняется в зависимости от экономического содержания показателя следующим образом:

Строка

Коды по бюджетной классификации РФ

1100 – 1900

Коды аналитической группы подвида доходов бюджетов классификации доходов бюджетов

1980 – 1990

Коды аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов классификации источников финансирования дефицитов бюджетов

2000 – 2652

Коды видов расходов бюджетов классификации расходов бюджетов

 

3000 – 3030

Коды аналитической группы подвида доходов бюджетов классификации доходов бюджетов, по которым планируется уплата налогов, уменьшающих доход (в том числе налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности)

4000 – 4040

Коды аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов классификации источников финансирования дефицитов бюджетов

В графе «Аналитический код» (графа 3) по всем строкам отображается код классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) в соответствии с Порядком № 209н и (или) коды иных аналитических показателей в случае, если указанная детализация предусмотрена порядком органа-учредителя.

 

По строкам 0001 «Остаток средств на начало текущего финансового года» и 0002 «Остаток средств на конец текущего финансового года» (в графах 5 – 8) отражаются планируемые суммы остатков средств на начало и на конец планируемого года, если названные показатели по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, планируются на этапе формирования проекта плана ФХД, либо указываются фактические остатки средств при внесении изменений в утвержденный план ФХД после завершения отчетного финансового года.

 

По строке 1980 «Прочие поступления, всего» (в графах 5 – 8) отражаются показатели прочих поступлений, которые содержат в том числе показатели увеличения денежных средств за счет возврата дебиторской задолженности прошлых лет, включая возврат предоставленных займов (микрозаймов), а также за счет возврата средств, размещенных на банковских депозитах. При формировании плана ФХД (проекта плана ФХД) обособленному(ым) подразделению(ям) показатель прочих поступлений включает показатель поступлений в рамках расчетов между головным учреждением и обособленным подразделением.

 

По строке 2 600 «Расходы на закупку товаров, работ, услуг, всего» (в графах 5 – 8) показатели подлежат детализации в разд. 2 «Сведения по выплатам на закупку товаров, работ, услуг» плана ФХД.

 

По строкам 3000 «Выплаты, уменьшающие доход», 3010 «Налог на прибыль», 3020 «Налог на добавленную стоимость», 3030 «Прочие налоги, уменьшающие доход» (в графах 5 – 8) показатели отражаются со знаком минус.

 

По строке 4000 «Прочие выплаты, всего» (в графах 5 – 8) показатели включают в себя в том числе показатели уменьшения денежных средств за счет возврата субсидий, предоставленных до начала текущего финансового года, предоставления займов (микрозаймов), размещения автономными учреждениями денежных средств на банковских депозитах. При формировании плана ФХД (проекта плана ФХД) обособленному(ым) подразделению(ям) показатель прочих выплат включает показатель поступлений в рамках расчетов между головным учреждением и обособленным подразделением.

 

Раздел 2 «Сведения по выплатам на закупки товаров, работ, услуг» также претерпел изменения. В нем излагается та же информация, что и в прежней форме, но в другом виде.

 

Обоснования (расчеты) плановых показателей.

 

Как и прежде, к плану ФХД должны прилагаться обоснования (расчеты) плановых показателей, на основании которых он составляется. При этом при формировании плана ФХД (проекта плана ФХД) на очередной финансовый год такие расчеты следует готовить не только по выплатам, но и по поступлениям. Причем самих форм обоснований (расчетов) в Требованиях № 186н не содержится. Предполагается, что они будут разработаны либо органом-учредителем в своем порядке по составлению и утверждению плана ФХД, либо учреждением в произвольной форме. Так, в части обоснований (расчетов) по выплатам можно взять за основу действующие формы обоснований, расчетов (См. Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утв. Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н).

Требования к формированию обоснований (расчетов) плановых показателей поступлений и выплат содержатся в разд. III Требований № 186н. Поскольку обоснования (расчеты) по выплатам составлялись учреждениями уже не один год, не будем на них заострять внимание. Далее подробно рассмотрим порядок формирования показателей по поступлениям.

 

Обоснования (расчеты) плановых показателей по поступлениям.

 

Обоснования (расчеты) по поступлениям формируются по доходам:

  • от использования собственности (в том числе в виде арендной платы, платы за сервитут (за исключением платы за сервитут земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с положениями п. 3 ст. 39.25 ЗК РФ, поступающей и зачисляемой в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ), от распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации);
  • от оказания услуг (выполнения работ) (в том числе в виде субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, от оказания медицинских услуг, предоставляемых застрахованным лицам в рамках обязательного медицинского страхования, а также женщинам в период беременности, женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период на основании родового сертификата);
  • в виде штрафов, возмещения ущерба (включая штрафы, пени и неустойки за нарушение условий контрактов (договоров));
  • в виде безвозмездных денежных поступлений (в том числе грантов, пожертвований);
  • в виде целевых субсидий, а также субсидий на осуществление капитальных вложений;
  • от операций с активами (в том числе от реализации неиспользуемого имущества, утиля, невозвратной тары, лома черных и цветных металлов).

 

3

Плановые показатели по поступлениям в обоснованиях (расчетах) формируются с учетом возникшей на начало финансового года задолженности перед учреждением по доходам и полученных на начало текущего финансового года предварительных платежей (авансов) по договорам (контрактам, соглашениям).

 

В случае если учреждение не планирует получать отдельные виды доходов, обоснования (расчеты) поступлений по таким доходам не формируются (п. 45 Требований № 186н).

 

Особенности расчета плановых показателей по доходам от собственности. Согласно п. 19 Требований № 186н расчет доходов от предоставления имущества в аренду осуществляется на основании информации о плате (тарифе, ставке) за использование имущества за единицу (объект, квадратный метр площади) и количества единиц предоставляемого в пользование имущества.

Доходы в виде возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией государственного (муниципального) имущества, закрепленного на праве оперативного управления, платы за общежитие, квартирной платы рассчитываются исходя из объема предоставленного в пользование имущества и планируемой стоимости услуг (возмещаемых расходов).

Доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим учреждению, в случаях, установленных федеральным законом, исчисляются исходя:

  • из величины чистой прибыли хозяйственных товариществ и обществ;
  • из количества акций (или доли в уставных (складочных) капиталах), принадлежащих учреждению;
  • из размера доли чистой прибыли хозяйственных товариществ и обществ, направляемой ими на выплату дивидендов или распределяемой ими среди участников;
  • из периода деятельности хозяйственного товарищества и общества, за который выплачиваются дивиденды.

Доходы автономного учреждения в виде процентов по депозитам, процентов по остаткам средств на счетах в кредитных организациях, а также процентов, полученных от предоставления займов, рассчитываются на основании информации о среднегодовом объеме средств, на которые начисляются проценты, и ставки размещения.

Доходы от распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, в том числе по лицензионным договорам, исчисляются исходя из планируемого объема предоставления прав на использование объектов и платы за использование одного объекта.

 

Особенности расчета доходов от оказания платных услуг (сверх установленного государственного (муниципального) задания). В соответствии с п. 20 Требований № 186н расчет таких доходов осуществляется исходя:

  • из планируемого объема оказания платных услуг (выполнения работ);
  • из планируемой стоимости платной услуги (работы).

Расчет доходов от оказания услуг (выполнения работ) за плату в рамках установленного государственного (муниципального) задания в случаях, предусмотренных федеральным законом, осуществляется исходя:

  • из объема услуг (работ), определенных государственным (муниципальным) заданием;
  • из платы (цены, тарифа) за указанную услугу (работу).

 

Расчет доходов в виде штрафов, а также средств, получаемых в возмещение ущерба (в том числе страховых возмещений), при наличии решения суда, исполнительного документа, решения о возврате суммы излишне уплаченного налога, принятого налоговым органом, решения страховой организации о выплате страхового возмещения при наступлении страхового случая осуществляется в размере, определенном названными решениями (п. 21 Требований № 186н).

 

Расчет доходов от иной приносящей доход деятельности производится с учетом (п. 22 Требований № 186н):

  • стоимости услуг по одному договору;
  • среднего количества указанных поступлений за последние три года и их размера;
  • иных прогнозных показателей в зависимости от их вида, установленных органом-учредителем.

 

Оформление плана ФХД.

 

План ФХД формируется и утверждается на текущий финансовый год, а в случае утверждения закона (решения) о бюджете на текущий финансовый год и плановый период он утверждается на годы, соответствующие закону (решению).

В рекомендуемой форме плана на первой странице содержится гриф «Утверждаю». В нем содержатся строки для указания наименования должности уполномоченного лица учреждения, а также наименования органа-учредителя.

В реквизите «от_____20__г.» указывается дата подписания плана ФХД, в случае его утверждения уполномоченным лицом учреждения – дата утверждения.

На последней странице (после таблиц) проставляются подписи руководителя учреждения (уполномоченного лица) и исполнителя.

Отдельно предусмотрен реквизит «Согласовано», который заполняется и подписывается уполномоченным лицом органа-учредителя.

Сроки и порядок составления плана ФХД,
внесения в него изменений и утверждения

В соответствии с п. 4 Требований № 186н орган-учредитель должен установить для подведомственных учреждений:

1) сроки и порядок составления проекта плана;

2) сроки и порядок утверждения плана;

3) порядок внесения в него изменений;

4) полномочия учредителя или учреждения по утверждению плана (внесению изменений).

Таким образом, составление (внесение изменений), утверждение плана ФХД осуществляются в порядке и в сроки, установленные учредителем.

 

3

Согласно п. 46 Требований № 186н план ФХД бюджетного учреждения утверждается уполномоченным лицом учреждения, если решением орга-
на-учредителя не установлен иной порядок его утверждения. План ФХД
автономного учреждения утверждается руководителем АУ после рассмотрения проекта плана наблюдательным советом данного учреждения.

 

Внесение изменений в план ФХД.

 

Случаи, при которых вносятся изменения в план ФХД в течение текущего финансового года, поименованы в п. 12 Требований № 186н. К ним относятся:

1) использование остатков средств на начало текущего финансового года (в том числе остатков целевых субсидий и субсидий на осуществление капитальных вложений);

2) изменение объемов планируемых поступлений, а также объемов и (или) направлений выплат, в том числе вследствие:

  • изменения объема предоставляемых субсидий на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания, целевых субсидий, субсидий на осуществление капитальных вложений, грантов;
  • изменения объема услуг (работ), предоставляемых за плату;
  • изменения объемов безвозмездных поступлений от юридических и физических лиц;
  • поступления средств дебиторской задолженности прошлых лет, не включенных в показатели плана ФХД при его составлении;
  • увеличения выплат по неисполненным обязательствам прошлых лет, не включенных в показатели плана ФХД при его составлении;

3) проведение реорганизации учреждения.

 

3

После внесения изменений в показатели плана ФХД, предусматривающих уменьшение выплат, они не должны быть меньше кассовых выплат по указанным направлениям, произведенных до внесения изменений (п. 13 Требований № 186н).

 

Кроме того, при внесении изменений в показатели плана ФХД по поступлениям и (или) выплатам необходимо вносить коррективы и в соответствующие обоснования (расчеты) плановых показателей, за исключением случаев, рассмотренных ниже (п. 14 Требований № 186н).

 

Случаи внесения изменений в план ФХД, когда не нужно корректировать обоснования (расчеты). Согласно п. 15 Требований № 186н учреждение по решению органа-учредителя вправе вносить изменения в показатели плана ФХД без корректировки обоснований (расчетов) плановых показателей исходя из информации, содержащейся в документах, являющихся основанием для поступления денежных средств или осуществления выплат, ранее не включенных в план:

1) при поступлении в текущем финансовом году:

  • сумм возврата дебиторской задолженности прошлых лет;
  • сумм в возмещение ущерба, недостач, выявленных в текущем финансовом году;
  • сумм, выплаченных по решению суда или на основании исполнительных документов;

2) при необходимости осуществления выплат:

  • по возврату в бюджет бюджетной системы РФ субсидий, полученных в прошлых отчетных периодах;
  • по возмещению ущерба;
  • по решению суда, на основании исполнительных документов;
  • по уплате штрафов, в том числе административных.

 

Особенности внесения изменений в план ФХД при реорганизации учреждения указаны в п. 16. Требований № 186н. Так, при реорганизации:

  • в форме присоединения, слияния – показатели плана учреждения-правопреемника формируются с учетом показателей планов реорганизуемых учреждений, прекращающих свою деятельность, путем построчного объединения (суммирования) показателей поступлений и выплат;
  • в форме выделения – показатели плана учреждения, реорганизованного путем выделения из него других учреждений, подлежат уменьшению на показатели поступлений и выплат планов вновь возникших юридических лиц;
  • в форме разделения – показатели планов вновь возникших юридических лиц формируются путем разделения соответствующих показателей поступлений и выплат плана реорганизованного учреждения, прекращающего свою деятельность.

После завершения мероприятий по реорганизации показатели поступлений и выплат планов ФХД реорганизованных юридических лиц при суммировании должны соответствовать показателям плана(ов) учреждения(ий) до начала реорганизации.

 

* * *

 

В заключение выделим основные новшества, которые следует учесть при составлении плана ФХД на 2020 год.

В разделе 1 рекомендуемой формы плана ФХД выделены строки, в которых указываются показатели по возврату дебиторской задолженности прошлых лет, по возврату в бюджет остатков субсидии, а также по налогам, уменьшающим доходы.

По решению органа-учредителя показатели плана ФХД формируются с дополнительной детализацией по кодам КОСГУ или иным аналитическим показателям.

Обоснования (расчеты), на основе которых формируются плановые показатели, составляются не только по выплатам, но и по поступлениям.

Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение, №6, 2019 год

Специальные предложения Аюдар Инфо