Вернуться к списку журналов

Особенности оказания платных услуг в сфере киновидеообслуживания.

Автор: Чагин К.Г., консультант по социальной политике Института экономики города (Москва)

В этом номере тема платной деятельности автономных учреждений, которой был посвящен недавний цикл статей[1], нашла продолжение. Мы рассмотрим особенности оказания платных услуг АУ, которые занимаются киновидеообслуживанием населения. К ним относятся кинотеатры, а также дома и дворцы культуры, имеющие кинозалы. Как регулируется их работа?

 

 

ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ УСЛУГ, УСТАНОВЛЕННЫЕ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ.

 Общие правила по киновидеоосблуживанию населения установлены Правительством РФ[2]. Они распространяются на любые киновидеозрелищные предприятия, осуществляющие публичную демонстрацию киновидеофильмов на территории РФ, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

В документе дается определение понятия «услуга по киновидеообслуживанию». Согласно п. 4 Правил № 1264 под ней понимается показ художественных, документальных, научно-популярных, мультипликационных, учебных кино– и видеофильмов, предназначенных для публичной демонстрации киновидеозрелищными предприятиями и имеющих прокатные удостоверения установленного образца, выданные в установленном порядке Министерством культуры Российской Федерации[3]. Публичная демонстрация киновидеофильма без прокатного удостоверения на него не допускается, при этом по требованию зрителей киновидеозрелищные предприятия обязаны предъявлять им такое удостоверение.

Договором на киновидеообслуживание является билет, соответственно, договор считается заключенным с момента продажи билета. В нем должны быть указаны наименование киновидеозрелищного предприятия, посадочное место, дата и время начала сеанса, цена. Расчеты между зрителями и организацией осуществляются как в наличной, так и в безналичной форме в валюте РФ.

 

 

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ КИНОТЕАТРА.

 Прав у киновидеозрелищного предприятия немного. Они могут организовывать предсеансовое обслуживание зрителей (в том числе выступление музыкальных ансамблей, артистов-исполнителей, демонстрацию киножурнала), самостоятельно устанавливать цены на билеты, вести предварительную продажу билетов, а также заменять в программе планируемого репертуара киновидеофильм в случае его порчи или утери.

А вот обязанностей достаточно. Предприятие:

1) должно иметь вывеску с указанием наименования, режима работы, юридического адреса (адреса местонахождения собственника предприятия);

2) обязано предоставлять зрителям возможность ознакомиться с данными правилами, размещая их в удобном для обозрения месте;

3) обязано обеспечивать качественный показ киновидеофильмов и поддерживать необходимый уровень технической оснащенности, комфортности, безопасности и качества обслуживания зрителей в соответствии с требованиями нормативных документов. Кстати, в судебной практике удовлетворяющим этому требованию считается, например, запрет на посещение кинотеатров с лыжами, коньками (в том числе роликовыми), скейтбордами и т. п. без чехлов или в ненадлежащей упаковке, поскольку запрет не допускает ущемления прав на комфортность одних потребителей за счет интересов других[4];

 


Если кинотеатры продают за отдельную плату 3D-очки, Роспотребнадзор иногда обвиняет их в навязывании зрителям дополнительных платных услуг (предсеансового платного обслуживания). Но суды в этом действии нарушения не находят.


 

4) должно предоставлять зрителям полную и достоверную информацию:

  • о фильмах текущего и планируемого репертуара, в том числе указывать год выпуска, исполнителей главных ролей, имеющиеся возрастные ограничения допуска зрительской аудитории на просмотр киновидеофильма[5];
  •  о ценах на билеты;
  • о расположении мест в зрительном зале (план зала);
  • о  времени начала и продолжительности сеанса;
  • о дополнительных услугах, оказываемых зрителю, и ценах на них;
  • о льготах, предоставляемых зрителям отдельных категорий в силу действующего законодательства;
  • специальных сеансах для детей и порядке снижения цен на билеты на детские сеансы, устанавливаемом органами местного самоуправления.

Отметим, что согласно федеральному законодательству о культуре льготные цены на билеты могут устанавливаться для детей дошкольного возраста, обучающихся, инвалидов, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву[6]. При этом государственные и муниципальные учреждения должны устанавливать их в порядке, определенном на уровне их учредителя[7];

5) не вправе навязывать зрителям дополнительные услуги (предсеансовое обслуживание) за плату. В связи с этим Роспотребнадзор иногда обвиняет кинотеатры в нарушении данного пункта правил – когда те продают за отдельную плату 3D-очки. Но суды в этом действии нарушения не находят[8];

6) должно приступить к продаже билетов на текущий сеанс не позднее чем за 30 минут до его начала;

7) обязано предоставлять юридическим лицам возможность заказа билетов для коллективного просмотра киновидеофильмов;

8) должно обеспечивать вход на очередной сеанс за 30 минут до его начала;

9) обязано допускать детей дошкольного и младшего школьного возраста на вечерние сеансы на фильмы, не имеющие возрастных ограничений, только в сопровождении взрослых;

10) обязано показать объявленный в программе киновидеофильм независимо от количества присутствующих на сеансе зрителей. Иными словами, если на сеанс куплен только один билет, он все равно должен состояться. Практика, когда кинотеатр вынуждает единственного зрителя приобретать дополнительные билеты, является незаконной[9];

11) обязано в установленном порядке возмещать зрителям убытки во всех случаях нарушения требований, предъявляемых к киновидеозрелищным предприятиям по качеству и срокам оказания услуг.

 

 

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЗРИТЕЛЕЙ.

 Нормативный акт также очерчивает круг прав и обязанностей зрителей. Они имеют право:

  • на свободное пользование услугами при всех видах киновидеообслуживания;
  • на качественный киновидеопоказ;
  • на получение полной и достоверной информации о киновидеозрелищном предприятии по предоставляемым им видам услуг, в том числе дополнительным;
  • на возмещение стоимости билета в случае отмены просмотра, замены фильма или некачественной демонстрации по вине киновидеозрелищного предприятия, а также при непредоставлении информации о возрастных ограничениях на просмотр фильма и отказе зрителя в этом случае от просмотра;
  • на льготы по киновидеообслуживанию, если они предусмотрены действующим законодательством.

В свою очередь, зрители обязаны при посещении киновидеозрелищных предприятий соблюдать правила их работы и общественный порядок, сохранять билет до окончания сеанса. Кроме того, взрослые зрители, пришедшие на специальные детские сеансы, должны приобретать билеты по цене для взрослого.

 


В кинотеатрах часто применяется правило, по которому в зал не пускают зрителей с напитками и продуктами питания, купленными за пределами кинотеатра. Такое правило незаконно, что подтверждается судебной практикой.


 

Администрация кинотеатра вправе не допустить зрителя на просмотр или удалить из зала в случае нарушения им общественного порядка и причинения вреда имуществу предприятия. Зритель несет имущественную ответственность за причиненный по его вине ущерб предприятию в порядке, предусмотренном законодательством.

Обратите внимание на то, что нарушение общественного порядка и причинение вреда имуществу кинотеатра – единственные основания для того, чтобы не допустить зрителя, купившего билет, в зал. Однако в реальности в кинотеатрах часто применяется правило, по которому в кинозал не пускают зрителей с напитками и продуктами питания, купленными за пределами кинотеатра. Экономические мотивы этого подхода, конечно, понятны, но такое правило незаконно, что подтверждается имеющейся судебной практикой[10].

Если демонстрируется киножурнал, зрители, не пожелавшие приобрести билет на его просмотр, должны иметь возможность беспрепятственного прохода в зал для просмотра основного киновидеофильма.

Контролируют соблюдение рассмотренных правил органы исполнительной власти субъектов РФ, Роспотребнадзор, другие органы в соответствии с их компетенцией, а также организации потребителей.

 

 

ВОЗМОЖНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРАВИЛАХ.

 На момент подготовки статьи на федеральном портале проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru размещен проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях совершенствования нормативно-правового регулирования киновидеообслуживания населения, а также процедуры выдачи и отзыва прокатного удостоверения на фильм». Проект предлагает внести в Правила № 1264 следующие изменения.

1. По требованию зрителей кинотеатр должен предъявлять им не оригинал прокатного удостоверения фильма, а его копию, заверенную руководителем предприятия.

2. Предприятие локальным актом должно утверждать свои правила работы (на практике сейчас так и происходит). Планируется, что данный локальный акт среди прочего будет включать в себя правила и условия доступа и нахождения зрителей на территории предприятия, в том числе в кинозале. В целях сохранения имущества и обеспечения правопорядка кинотеатр может внести в правила работы положения, устанавливающие запрет на пронос на территорию предприятия оружия любого типа и боеприпасов, колющих или режущих предметов, других предметов, которые могут быть использованы в качестве оружия, взрывчатых, ядовитых, отравляющих и едко пахнущих веществ, радиоактивных материалов, наркотических и токсических веществ или стимуляторов, продуктов питания, а также алкогольных и прохладительных напитков, за исключением продуктов питания, алкогольных и прохладительных напитков, приобретенных в специализированных торговых точках, расположенных на территории предприятия. Как видим, запрет на появление зрителя в кинозале с купленным на улице мороженым собираются узаконить.

3. Кинотеатр должен предоставлять зрителям возможность до приобретения билета (в том числе посредством онлайн-покупки) ознакомиться с Правилами № 1264 и правилами работы предприятия путем вывешивания их в удобных для обозрения местах, а также размещения на своем сайте (при его наличии).

 


Требование к муниципальному учреждению культуры предварительно согласовывать цены на билеты с органом местного самоуправления противоречит и нормам Правил № 1264, и федеральному законодательству о культуре.


 

4. Проход в кинозал на очередной сеанс должен начинаться не за 30, а не менее чем за 5 минут до времени начала сеанса. Это изменение тоже приводит правила в соответствие с современной действительностью – плотность сеансов в популярных кинотеатрах такова, что интервалы между сеансами по 30 минут нереалистичны.

5. Уточняются возможные случаи замены фильма. Его замена в программе заявленного репертуара допускается в случае порчи или утери фильма либо технической невозможности его показа, а также при отсутствии (на момент заявленной в репертуаре даты показа) прокатного удостоверения либо изменении даты начала показа фильма на территории РФ.

6. Нарушение зрителем правил работы предприятия (а не только нарушение общественного порядка или причинение вреда его имуществу) станет новым основанием, чтобы не допустить зрителя на просмотр или удалить из кинозала. Данный пункт, в частности, – снова про узаконивание запрета «мороженого с улицы».

 

 

ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ УСЛУГ, УСТАНОВЛЕННЫЕ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ.

 В отдельных муниципальных образованиях действуют собственные правила киновидеообслуживания, которые касаются именно муниципальных учреждений. Обычно они повторяют федеральные правила, хотя содержат и дополнительные нормы. Например, в отношении киновидеопоказа в Липецком районе Липецкой области установлены следующие дополнения[11]:

1. На руководителей учреждений культуры возлагается ответственность за безопасность зрителей на массовых зрелищных мероприятиях, обеспечение средствами пожаротушения.

2. Цены на билеты, которые учреждения устанавливают самостоятельно, должны быть предварительно согласованы с органами местного самоуправления.

Обратим внимание, что последнее положение противоречит как нормам федеральных правил (см. выше), так и федеральному законодательству о культуре, в силу которого цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты, организации культуры устанавливают сами[12]. Ради справедливости отметим, что органы местного самоуправления «придумывают» такое согласование не всегда. Например, в Ягоднинском городском округе Магаданской области оно не требуется[13], не предусмотрено согласование цен и в другом муниципальном образовании той же Липецкой области – Краснинском районе[14].



[1] См. цикл статей К. Г. Чагина «Предоставление платных услуг и выполнение платных работ в автономных учреждениях», № 5 – 8, 2017.

[2] Постановление Правительства РФ от 17.11.1994 № 1264 «Об утверждении Правил по киновидеообслуживанию населения» (далее – Правила № 1264).

[3] Условия выдачи прокатных удостоверений определены Постановлением Правительства РФ от 27.02.2016 № 143 «Об утверждении Правил выдачи, отказа в выдаче и отзыва прокатного удостоверения на фильм и Правил ведения Государственного регистра фильмов», приказами Минкультуры РФ от 31.12.2014 № 2657 «Об утверждении образца прокатного удостоверения на фильм», от 20.07.2012 № 787 «Об утверждении Административного регламента Министерства культуры Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче прокатных удостоверений на фильмы, созданные в Российской Федерации или приобретенные за рубежом для проката на ее территории, и по ведению Государственного регистра фильмов».

[4] См., например, Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 23.09.2015 № 33-14976/2015.

[5] На основании Приказа Роскультуры от 15.03.2005 № 112 «Об утверждении Руководства по возрастной классификации аудиовизуальных произведений, положения и состава экспертного совета по возрастной классификации аудиовизуальных произведений» возрастная категория зрительской аудитории присваивается фильму при выдаче прокатного удостоверения.

[6] Абзац 2 ст. 52 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1 (далее – Основы законодательства о культуре).

[7]  Например, в отношении федеральных учреждений действует Приказ Минкультуры РФ от 31.05.2016 № 1219 «Об утверждении Порядка установления льгот организациями культуры, находящимися в федеральном ведении, для детей дошкольного возраста, обучающихся, инвалидов и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, при организации платных мероприятий», в отношении государственных учреждений культуры Томской области – Постановление администрации Томской области от 07.04.2005 № 48а «О порядке установления льгот отдельным категориям граждан, посещающим платные мероприятия областных государственных организаций культуры», в отношении муниципальных учреждений культуры г. Артема (Приморский край) – Решение думы Артемовского городского округа от 09.02.2006 № 270 «О Порядке установления льгот в организациях культуры, находящихся в ведении органов местного самоуправления Артемовского городского округа».

[8] См., например, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2015 № 13АП-14503/2015 по делу № А56-7039/2015.

[9] См., например, Апелляционное определение Челябинского областного суда от 08.07.2014 по делу № 11-6589/2014.

[10] См., например, Постановление АС ПО от 01.09.2015 № Ф06-26919/2015 по делу № А57-28941/2014.

[11]  Решение Липецкого районного Совета депутатов Липецкой области от 21.12.2004 № 81 «Об утверждении Правил проведения зрелищных мероприятий на территории Липецкого района».

[12] Абзац 1 ст. 52 Основ законодательства о культуре.

[13]  Постановление администрации Ягоднинского городского округа от 01.04.2016 № 252 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление услуг киновидеопоказа».

[14] Решение районного Совета депутатов Краснинского муниципального района Липецкой области от 10.10.2008 № 7/93 «О Правилах проведения зрелищных мероприятий в Краснинском муниципальном районе».

 
Руководитель автономного учреждения, №9, 2017 год

Специальные предложения Аюдар Инфо