Тема оказания платных услуг всегда вызывает интерес у государственных и муниципальных учреждений. В прошлом номере журнала мы начали разбирать вопросы, связанные с формированием и применением в автономном учреждении такого документа локального регулирования, как положение (порядок) об оказании платных услуг, и рассмотрели некоторые его разделы («Общие положения», «Используемые понятия», «Перечень платных услуг»). Сейчас речь пойдет об остальных содержательных блоках, встречающихся в положениях об оказании платных услуг автономных учреждений.
Обычно это самый большой раздел положения. В него могут входить следующие блоки.
Информация о платных услугах, как правило, размещается на информационном стенде в помещении учреждения и на его сайте.
В данном подразделе можно указать и на то, что потребителю при оплате услуги выдается документ, подтверждающий оплату (кассовый чек, билет, квитанция и т. д.). Есть и практика, когда в положении об оказании платных услуг прописывают, что услуги могут предоставляться без заключения договора. Однако правильнее говорить здесь о заключении договора в устной форме – что позволяет гражданское законодательство, если для заключения договоров соответствующего вида не предусмотрена именно письменная форма (п. 1 ст. 434, ст. 158 ГК РФ).
Иногда в положении об оказании платных услуг прописывается, что они могут предоставляться без заключения договора. Однако правильнее говорить здесь о заключении договора в устной форме.
Бывает, что учреждения устанавливают для себя правило, согласно которому оплата услуг производится только безналичным путем. Такая практика обычно имеет место тогда, когда услуги предоставляются в основном организациям (к примеру, проведение мероприятий, тематическое консультирование). Очевидно, что если автономное учреждение оказывает услуги физическим лицам, отказаться от приема наличных средств оно не сможет.
При этом в положении об оказании платных услуг иногда отдельно прописывается, что принимать наличные средства от потребителей уполномочены только те сотрудники учреждения, на которых приказом руководителя возложена полная материальная ответственность за обеспечение сохранности принятых денежных средств. Заметим: если используемые механизмы оплаты описываются достаточно подробно (вплоть до ссылки на установленные инструкции по бухгалтерскому учету), этот содержательный блок можно оформить как отдельный раздел положения об оказании платных услуг.
Если же речь идет об оказании платных медицинских или образовательных услуг, в положении об оказании платных услуг автономного учреждения необходимо учесть нормы, установленные Правительством РФ[1] .
Правила эти могут сильно варьироваться в зависимости от отраслевой принадлежности учреждения и уровня его подчинения. В частности, цены на услуги любых муниципальных учреждений в силу федерального законодательства о местном самоуправлении устанавливает учредитель – кроме случаев, предусмотренных федеральными законами[2] . Таким исключением стали услуги учреждений культуры. Эти учреждения вне зависимости от того, являются они государственными или муниципальными, вправе самостоятельно определять цены на свои услуги[3] .
Отдельная норма имеется для государственных учреждений социального обслуживания. Здесь цены на социальные услуги подлежат регулированию со стороны исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, существуют и определенные ограничения по максимальной сумме оплаты[4]. Однако учреждения социального обслуживания не могут устанавливать не только размер платы, но и порядок ее взимания – последний утверждается региональным органом социальной защиты населения. А потому автономному учреждению соцобслуживания следует повторить в своем положении об оказании платных услуг нормы, установленные учредителем, или сделать ссылку на нужный нормативный правовой акт.
Описывая порядок определения цен на платные услуги, учреждение может указать на свое право устанавливать скидки для отдельных категорий получателей услуг или даже назвать эти категории и размер предоставляемой скидки.
Если в силу законодательства учреждение вправе определять цены на платные услуги самостоятельно, в данный раздел можно включить следующую информацию.
В положении об оказании платных услуг указываются и факторы, влияющие на установление конкретной нормы прибыли. Главные из них – конечно же, уровень потребительского спроса и конкурентоспособность учреждения на рынке тех или иных услуг.
В данном разделе также можно прописать право учреждения устанавливать скидки для отдельных категорий получателей услуг или даже прямо указать эти категории (допустим, дети из многодетных семей, лица пенсионного возраста) и размер предоставляемой скидки (к примеру, 50%). Более того, для потребителей отдельных категорий может быть вообще предусмотрено право получать услуги со скидкой 100% (например, детям-сиротам). Отметим, что на политику учреждения в области скидок на его платные услуги во многом влияет учредитель, который, пользуясь возможностью неформального давления на руководителя АУ, способен заставить учреждение следовать соответствующей ценовой стратегии.
Общей практикой также стало установление правила, согласно которому по определяемой цене каждой платной услуги должна составляться калькуляция. Обычно эта обязанность возлагается на бухгалтерскую или финансово-экономическую службу учреждения.
В силу федерального законодательства об автономных учреждениях такие учреждения вправе самостоятельно определять направления и размеры расходования средств, полученных от оказания платных услуг, если данные направления соотносятся с целями, ради которых создано учреждение (а это реализация установленных полномочий учредителя)[5]. В принципе, АУ в своем положении об оказании платных услуг может использовать соответствующую формулировку из закона и больше ничего не расписывать – такая практика есть.
Однако существуют нормативные правовые акты федерального уровня, несколько противоречащие приведенной норме федерального законодательства, и с ними приходится мириться. В частности, в отношении учреждений социального обслуживания субъекта РФ определено, что порядок расходования средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг, устанавливается уполномоченным органом субъекта РФ, при этом порядок должен предусматривать возможность использования этих средств на текущую деятельность, развитие учреждения социального обслуживания, стимулирование его работников (ч. 6 и 7 ст. 30 Закона № 442-ФЗ). Так что в своем положении об оказании платных услуг автономное учреждение соцобслуживания фактически должно повторить нормы, установленные его учредителем, или просто сослаться на соответствующий нормативный правовой акт.
Прейскурант на платные услуги лучше оформлять не в виде приложения к положению об оказании платных услуг, а в виде отдельного документа. Так он может меняться чаще, чем само положение.
Если же автономное учреждение не имеет подобных ограничений, оно может определить направления и размеры расходов самостоятельно. В положениях об оказании платных услуг этих учреждений встречаются следующие позиции:
К общепринятой практике относится и указание на то, что расходование полученных средств осуществляется на основании плана финансово-хозяйственной деятельности.
В этом разделе устанавливается персональная ответственность работников автономного учреждения, занятых в оказании платных услуг. В частности, общую координацию данного процесса может осуществлять сам руководитель учреждения или его заместитель. Ответственность за соблюдение прейскуранта на услуги, учет и контроль поступления и расходования финансовых средств возлагается на главного бухгалтера, за оформление документов с потребителями – на заместителя руководителя.
Бывает, что предусматривается отдельная отчетность об оказании платных услуг, которую нужно подавать руководителю учреждения: например, статистическая отчетность по платным услугам должна ежемесячно поступать от заместителя руководителя, а финансовая – от главного бухгалтера.
В таких приложениях, как уже говорилось, обычно содержатся формы договоров с потребителями услуг. Форм может быть несколько – в зависимости от номенклатуры оказываемых платных услуг. К примеру, такое учреждение, как дворец спорта, может заключать отдельные договоры об оказании услуги массового катания на коньках, занятиях танцами, хоккеем, временном хранении спортивной формы и инвентаря, размещении рекламы на спортивных мероприятиях.
Широко распространена и практика, когда одним из приложений становится прейскурант на платные услуги. Хотя, по мнению автора, этот документ лучше оформлять и утверждать отдельно – так его можно менять чаще, чем само положение об оказании платных услуг. В качестве отдельного приложения нередко оформляется и конкретный перечень платных услуг, оказываемых учреждением.
Подведем итог обзора, посвященного формированию и применению автономными учреждениями положений об оказании платных услуг.
[1]Постановления от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг», от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».
[2] Пункт 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
[3] Статья 52 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1.
[4] Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», п. 14 ст. 8, ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 442-ФЗ).
[5] Части 1 и 8 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».
Один раз в месяц мы делаем подборку статей, рекомендаций, новостей по актуальным темам и совершенно бесплатно рассылаем ее нашим подписчикам.
Оставьте, пожалуйста, свой адрес, если Вы хотите получать интересную профессиональную информацию.