Вернуться к списку журналов

Комментарий к письму Минфина РФ от 15.03.2018 № 09‑01‑09/16085

Автор: Гусев А. , к.п.н., редактор журнала

В соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе одним из обязательных условий государственного контракта являются сведения о порядке и сроках оплаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги. Размеры авансовых платежей получателей средств федерального бюджета ежегодно устанавливаются Правительством РФ. Так, на 2018 год размеры авансовых платежей определены Постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496 «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета» (далее – Постановление № 1496).

Следует отметить, что в силу ст. 6 БК РФ получателями бюджетных средств являются орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не прописано в БК РФ.

Установленная форма финансового обеспечения деятельности бюджетных и автономных учреждений путем предоставления субсидий в соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ отличается от способа финансового обеспечения деятельности получателей бюджетных средств. Статьей 162 БК РФ предусмотрены бюджетные полномочия получателя бюджетных средств, в том числе по составлению и исполнению бюджетной сметы, принятию и исполнению в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований бюджетных обязательств.

С учетом того, что бюджетные учреждения не являются получателями бюджетных средств, к ним не могут применяться нормы, установленные БК РФ для получателей бюджетных средств. Исключение из данного правила – случаи возложения на учреждение полномочий получателя бюджетных средств. Следовательно, оно не должно руководствоваться положениями Постановления № 1496, касающимися размера авансовых платежей.

В целях повышения эффективности использования средств бюджетными учреждениями согласно Федеральному закону № 347‑ФЗ положения ст. 30 Федерального закона № 83‑ФЗ дополнены новой нормой, в силу которой бюджетные учреждения при заключении контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, предусматривающих авансовые платежи, обязаны соблюдать требования, определенные нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, для получателей средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

По мнению Минфина, высказанному в комментируемом Письме от 15.03.2018 № 09‑01‑09/16085, с учетом того, что федеральными законами № 83‑ФЗ и 347‑ФЗ не установлены исключения для источника финансового обеспечения заключения контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, требование об ограничении размеров авансов распространяется на все контракты (договоры), заключаемые автономными и бюджетными учреждениями, вне зависимости от источника их финансового обеспечения.

Таким образом, бюджетные учреждения при заключении контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, предусматривающих авансовые платежи, в том числе в порядке, установленном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», обязаны соблюдать требования, определенные нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, для получателей средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Напомним, что согласно п. 18 Постановления № 1496 федеральные бюджетные учреждения вправе предусмотреть авансовые платежи по договорам (государственным контрактам) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности РФ, если иное не установлено законодательством РФ:

  • на сумму, не превышающую 600 млн руб., – до 30% суммы договора (государственного контракта);
  • на сумму, превышающую 600 млн руб., – до 30% суммы договора (государственного контракта) при включении в него условия о последующем авансировании после подтверждения факта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в объеме произведенного авансового платежа в соответствии с порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным Минфином (с ограничением общей суммы авансирования не более 70% суммы договора (государственного контракта)).

Необходимо отметить, что указанные ограничения распространяются только на договоры по строительству, реконструкции и капитальному ремонту. В случае заключения договора на текущий ремонт эти положения применять нельзя. Напомним: текущий ремонт зданий, сооружений проводится в целях обеспечения их надлежащего технического состояния. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимается поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, исправности строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.

По остальным договорам (государственным контрактам) учреждения могут при их заключении предусматривать авансовые платежи в размере 30%, от 30 до 80%, от 30 до 90% и 100% стоимости договора (контракта). При этом:

1) авансовые платежи в размере до 100% суммы договора (государственного контракта), но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации РФ допускаются по договорам (государственным контрактам):

  • на оказание услуг связи;
  • на подписку на печатные издания и их приобретение;
  • на обучение на курсах повышения квалификации;
  • на прохождение профессиональной переподготовки;
  • на участие в научных, методических, научно-практических и иных конференциях;
  • на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;
  • на проведение проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансового обеспечения строительства этих объектов, реконструкцию или техническое перевооружение которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета;
  • на приобретение авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом и путевок на санаторно-курортное лечение;
  • на осуществление грузовых перевозок авиационным и железнодорожным транспортом;
  • на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение;
  • на аренду индивидуального сейфа (банковской ячейки);
  • на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
  • на обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на таком объекте;
  • на лечение граждан РФ за пределами территории РФ (заключаются Минздравом с иностранными организациями);
  • на проведение мероприятий по тушению пожаров.

Заметим, что перечень товаров, работ, услуг, при приобретении которых договором (контрактом) может быть предусмотрена 100%-я предоплата, является закрытым;

2) авансовые платежи в размере от 30 до 80% суммы договора (государственного контракта), но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации РФ могут быть предусмотрены по договорам (государственным контрактам) на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на импортозамещение технологической продукции, при наличии подтверждения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешней и внутренней торговли, о соответствии такого договора (государственного контракта) целям импортозамещения технологической продукции, полученного до размещения извещения о закупке, направления приглашения принять участие в закрытых способах определения поставщика (подрядчика, исполнителя) либо до осуществления закупки у единственного поставщика при включении в указанные договоры (государственные контракты) (за исключением договоров (государственных контрактов), исполнение которых подлежит банковскому сопровождению в соответствии с Законом о контрактной системе) условия об осуществлении в соответствии с бюджетным законодательством РФ территориальными органами Федерального казначейства казначейского сопровождения таких авансовых платежей;

3) авансовые платежи в размере свыше 30%, но не более 90% суммы договора (государственного контракта) (за исключением договоров (государственных контрактов), по которым применяются авансовые платежи в размере, не превышающем 30%) устанавливаются в договорах (государственных контрактах), в отношении которых производится казначейское сопровождение;

4) авансовые платежи в размере, не превышающем 30% суммы договора (государственного контракта), предусматриваются в договорах на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе в договорах (государственных контрактах) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности РФ.

Необходимо отметить, что договоры (государственные контракты), предусматривающие авансовые платежи в размере 30%, от 30 до 80% и от 30 до 90%, должны содержать условие о последующих (после выплаты аванса) платежах в размере, не превышающем подтвержденную в соответствии с установленным Минфином порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета стоимость фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг с учетом ранее произведенного авансового платежа. Кроме того, при заключении таких договоров, предусматривающих отдельные этапы их исполнения и оплаты, в них не включается условие о внесении авансового платежа на последнем этапе исполнения договора (государственного контракта). При этом данное ограничение не распространяется на договоры (государственные контракты), условиями которых установлено осуществление в соответствии с бюджетным законодательством РФ территориальными органами Федерального казначейства казначейского сопровождения средств, полученных на основании таких договоров (государственных контрактов).

В силу п. 20 Постановления № 1496 не должны предусматриваться авансовые платежи при заключении договоров (государственных контрактов) на поставку отдельных товаров, оказание отдельных услуг, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ.

Перечень товаров и услуг, в отношении которых при заключении договоров (государственных контрактов) на поставку товаров (оказание услуг) не вносятся авансовые платежи, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 16.01.2018 № 21‑р.

Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера, №5, 2018 год

Специальные предложения Аюдар Инфо