Вернуться к списку журналов

Данные о пассажирах и персонале не представлены в АЦБПДП.

Автор: Герасимова Н.В., эксперт журнала

Могут ли перевозчика после октября 2017 года привлечь к административной ответственности за непредставление в 2016 году сведений в автоматизированную централизованную базу персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств (АЦБПДП)?

 

Организация, занимающаяся пассажирскими перевозками автомобильным транспортом, в 2016 году не представляла соответствующую информацию в автоматизированную централизованную базу персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств (АЦБПДП). Могут ли ее привлечь к административной ответственности за указанное правонарушение после октября 2017 года?

Требование о передаче определенных данных в АЦБПДП, в том числе субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками, установлено ст. 11 Федерального закона от 09.02.2007 № 16‑ФЗ «О транспортной безопасности». Порядок формирования и ведения АЦБПДП, а также представления содержащихся в ней данных утвержден Приказом Минтранса РФ от 19.07.2012 № 243 (далее – Порядок).

Согласно п. 7 Порядка перевозчики и субъекты транспортной инфраструктуры обеспечивают передачу сведений по перевозкам пассажиров, включая персональные данные о пассажирах и персонале (экипаже) ТС, полученные:

  • при совершении регистрируемых операций в ходе оформления проездных документов (билетов). К типам регистрируемых операций относятся бронирование проездного документа (билета), его продажа, возврат, регистрация пассажира, посадка пассажира на ТС, изменение или прекращение перевозки;
  • при формировании списков пассажиров при осуществлении перевозки пассажиров заказными (перевозками по заказу) рейсами;
  • при формировании персонала (экипажей) ТС.

 

Обратите внимание:

Исходя из положений п. 7 Порядка, сведения должны сообщать как субъекты транспортной инфраструктуры (в том числе лица, продающие билеты), так и перевозчики. Представление информации одними не исключает обязанность других (Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2016 № 20АП-4302/2016 по делу № А62-2611/2016, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 20.02.2017 № 310-АД16-17087). Об этом также Постановление АС ДВО от 21.01.2016 № Ф03-6314/2015 по делу № А04-4605/2015.

 

 

ЧТО КАСАЕТСЯ СРОКОВ ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ…

 Сведения о пассажирах должны передаваться в АЦБПДП с задержкой не более 30 минут после ввода данных в информационную систему перевозчика (субъекта транспортной инфраструктуры), если только технологией передачи сведений о пассажирских перевозках конкретным видом транспорта не установлено иное (п. 30 Порядка).

Информация о персонале (экипаже) ТС передается в АЦБПДП по завершении формирования экипажей, но не позднее чем за 24 часа до момента отправления транспортного средства. В случае изменения (дополнения) состава экипажа сведения об изменениях передаются в АЦБПДП незамедлительно, но не позднее момента отправления транспортного средства (п. 31 Порядка).

Непредставление сведений или представление недостоверных сведений является административно наказуемым деянием по ст. 19.7.9 КоАП РФ. Давность привлечения к административной ответственности определена ст. 4.5 КоАП РФ. По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, – по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. За отдельные правонарушения против порядка управления срок давности составляет год со дня совершения нарушения (рассматриваемое нами нарушение в список не вошло). Но нужно учитывать, что указанные сроки (в том числе два или три месяца) начинают исчисляться со дня обнаружения правонарушения, если таковое является длящимся.

В свою очередь, длящимся признается такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей (п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5).

По мнению судей, непредставление в установленном порядке в АЦБПДП соответствующих сведений следует считать длящимся правонарушением, так как после истечения сроков, указанных в п. 30, 31 Порядка, обязанность представить сведения в АЦБПДП не прекратилась (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2017 № 10АП-5563/2017 по делу № А41-4982/17). В конкретной ситуации общество не представило в АЦБПДП сведения о перевозках, выполненных 07.11.2016. То обстоятельство, что общество при осуществлении перевозки не представило указанную информацию, не означало прекращение у него обязанности совершить такие действия в последующем. Поскольку общество этого не сделало, административное правонарушение продолжалось и на дату его выявления – 16.12.2016. При таких обстоятельствах срок давности привлечения к административной ответственности на дату вынесения постановления (18.01.2017) не истек.

Представленный подход поддержал ВС РФ, который Определением от 02.10.2017 № 305-АД17-10105 отказал в передаче обозначенного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ.

 

К сведению:

Ответственность по ст. 19.7.9 КоАП РФ установлена за непредставление, а не за несвоевременное представление соответствующих сведений (представление с нарушением установленного срока). Понятия «неисполнение» и «несвоевременное исполнение» какой-либо обязанности всегда разграничивались отечественным законодательством. По этой причине вменяемое правонарушение является длящимся, как и указали суды.

 В связи с этим организация, занимающаяся пассажирскими перевозками, может избежать административной ответственности, если представит в АЦБПДП информацию по перевозкам 2016 года в 2017 году или позднее (до того, как правонарушение будет обнаружено). 

Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение, №6, 2017 год

Специальные предложения Аюдар Инфо