Вернуться к списку журналов

Отражение расходов на реализацию мер социальной поддержки населения

Автор: Зарипова М., эксперт журнала

В Письме Минфина РФ от 16.10.2020 № 02‑08‑10/91015 (далее – Письмо № 02‑08‑10/91015) разъяснен порядок применения кодов бюджетной классификации РФ при осуществлении расходов на реализацию мер социальной поддержки населения и персонала в рамках законодательства РФ в области социального обеспечения. В статье обратим внимание на ключевые моменты данных разъяснений.

 

В конце года государственные (муниципальные) учреждения, госорганы и органы местного самоуправления, органы социальной защиты населения формируют бюджетную смету, в которой закладываются расходы на следующий год.

Показатели сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов с детализацией по кодам подгрупп и (или) элементов видов расходов (КВР). При этом подведомственным порядком ведения сметы может быть предусмотрена дополнительная детализация показателей сметы по кодам статей (подстатей) групп (статей) КОСГУ (кодам аналитических показателей) в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Как отмечают чиновники Минфина, расходы (операции) бюджетов бюджетной системы РФ начиная с 2021 года отражаются на основании:

– Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуры и принципов назначения, утвержденных Приказом Минфина РФ от 06.06.2019 № 85н (в редакции Приказа Минфина РФ от 06.06.2020 № 98н) (далее – Порядок № 85н);

– Порядка применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н (в редакции Приказа Минфина РФ от 29.09.2020 № 222н) (далее – Порядок № 209н).

Ниже рассмотрим порядок отражения отдельных видов расходов, направленных на реализацию мер социальной поддержки населения и персонала в рамках законодательства РФ в области социального обеспечения.

 

Приобретение товаров (работ, услуг) в пользу граждан.

 

В соответствии с п. 46.3 и 48.3.2.3 Порядка № 85н расходы на приобретение товаров, работ, услуг в целях социального обеспечения граждан, а также бывших сотрудников государственных (муниципальных) органов, учреждений подлежат отражению по коду вида расходов 323 «Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения».

Указанный код применяется в увязке с определеннымиии подстатьями КОСГУ.

Номер и наименование подстатьи КОСГУ

Вид расходов

226 «Прочие работы, услуги»

Подстатья применяется при отражении расходов по выплате вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства, а также по выплате денежного вознаграждения за осуществление ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в приемных семья

261 «Пенсии, пособия и выплаты по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения»

Подстатья применяется в части расходов территориальных фондов ОМС на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой ОМС

263 «Пособия по социальной помощи населению в натуральной форме»

Подстатья применяется при осуществлении расходов на приобретение товаров, работ и услуг гражданам, в том числе при выплате компенсации (возмещения) указанных расходов, в целях реализации мер социальной поддержки вне рамок систем государственного обязательного пенсионного, обязательного медицинского и социального страхования, в частности:

– при приобретении (пополнении) единого социального проездного билета отдельным категориям граждан;

– при оплате договоров на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями отдельных категорий граждан (приобретение в целях последующей выдачи лекарственных препаратов для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинских изделий по рецептам на медицинские изделия, включая расходы по транспортировке, хранению и льготному отпуску через аптечные организации гражданам (бесплатно или со скидкой) лекарственных средств и медицинских изделий);

– при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем детей, находящихся в организациях для детей-сирот,

 

и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся в образовательных организациях;

– при оплате услуг по проведению ремонта жилых помещений, занимаемых детьми-сиротами и детьми, оставшимся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

– при осуществлении медицинского освидетельствования безработных граждан при направлении их на профессиональное обучение (переобучение);

– при выплате компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования;

– при оплате стоимости проезда детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, к месту отдыха и оздоровления и обратно;

– при оплате стоимости проезда к месту прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования в другую местность и обратно, найма жилого помещения на время обучения безработным гражданам, женщинам в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и незанятым гражданам, которым назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, при направлении органами службы занятости;

– при оплате стоимости проезда и провоза имущества безработного гражданина и членов его семьи к новому месту жительства, найма жилого помещения безработным гражданам при переезде в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости;

– при социальной поддержке в виде обеспечения автономными пожарными извещателями мест проживания отдельных категорий граждан;

– при социальной поддержке учащихся общеобразовательных организаций из многодетных малоимущих семей по обеспечению бесплатным питанием и школьной формой либо замещающим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, при предоставлении наборов школьно-письменных принадлежностей отдельным категориям обучающихся, например, первоклассникам общеобразовательных организаций из многодетных семей

265 «Пособия по социальной помощи, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам в натуральной форме»

Применяется в части расходов по оплате бывшим работникам путевок на санаторно-курортное лечение, медицинской помощи и иных аналогичных расходов

Казенное учреждение в целях социального обеспечения граждан закупило по договору с поставщиком (коммерческой организацией) продуктовые наборы на сумму 15 600 руб. Все продукты были своевременно выданы получателям.

 

В соответствии с п. 48.3.2.3 Порядка № 85н, п. 10.6.3 Порядка № 209н, Письмом Минфина РФ от 13.03.2020 № 02‑05‑10/21501 такие расходы будут отражены по КВР 323 и подстатье 263 КОСГУ.

В бюджетном учете в соответствии с Инструкцией № 162н[1] будут составлены следующие корреспонденции счетов:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Закуплены продуктовые наборы для отдельной категории граждан

1 105 32 342

1 302 63 734

15 600

Оплачена поставщику поставка продуктовых наборов

1 302 63 834

1 304 05 263

15 600

Выданы продуктовые наборы гражданам

1 401 20 263

1 105 32 442

15 600

 

Соцвыплаты, являющиеся публичными нормативными обязательствами

Как указано в Письме № 02‑08‑10/91015, осуществляемые в пользу граждан социальные выплаты в виде пособий, компенсаций и другие социальные выплаты, а также меры социальной поддержки населения, являющиеся публичными нормативными обязательствами, отражаюся по коду вида расходов 313 «Пособия, компенсации, меры социальной поддержки по публичным нормативным обязательствам».

Данный код в целях бюджетного учета применяется в увязке с определенными подстатьями КОСГУ.

Номер и наименование подстатьи КОСГУ

Вид расходов

262 «Пособия по социальной помощи населению в денежной форме»

Подстатья применяется в части расходов на выплату органами государственной власти (органами местного самоуправления) физическим лицам, в том числе работникам данных органов, социальных выплат, являющихся публичными нормативными обязательствами

264 «Пенсии, пособия, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам»

Подстатья применяется в части расходов:

– на выплату пособия лицам, являвшимся сотрудниками федеральной фельдъегерской связи, получившим телесные повреждения, исключающие для них возможность дальнейшей служебной

 

деятельности, а также семьям и иждивенцам погибших (умерших) сотрудников федеральной фельдъегерской связи;

– на осуществление ежемесячной выплаты гражданам, уволенным со службы в органах внутренних дел без права на пенсию, имеющим общую продолжительность службы в органах внутренних дел менее 20 лет;

– на выплату оклада по воинскому званию военнослужащим, уволенным с военной службы без права на пенсию;

– на выплату пособия и компенсации членам семей погибших (умерших) военнослужащих (граждан, проходивших военные сборы, инвалидов вследствие военной травмы), а также лицам, которым установлена инвалидность вследствие военной травмы после увольнения с военной службы, и лицам, уволенным с военной службы в связи с признанием их негодными к военной службе вследствие военной травмы

265 «Пособия по социальной помощи, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам в натуральной форме»

Пподстатья применяется в части расходов на выплату пособий и компенсаций за ритуальные услуги (выплаты пособий и компенсаций, а также оплата услуг по погребению погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и органов безопасности, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплата изготовления и установки надгробных памятников этим лицам)

Казенное учреждение осуществляет ежемесячную денежную выплату многодетным семьям для оплаты коммунальных услуг. Нормативным актом субъекта РФ данные расходы включены в перечень публичных нормативных обязательств. В текущем месяце было выплачено 6 800 руб.

 

В соответствии с п. 48.3.1.3 Порядка № 85н, п. 10.6.2 Порядка № 209н, Письмом Минфина РФ от 21.02.2020 № 02‑08‑10/12753 такие расходы необходимо отразить по КВР 313 и подстатье 262 КОСГУ.

В бюджетном учете учреждения будут составлены следующие проводки:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислена компенсация

1 401 20 262

1 302 62 737

6 800

Выплачена компенсация

1 302 62 837

1 304 05 262

6 800

 

Приобретение путевок на санаторно-курортное лечение.

 

В Письме № 02‑08‑10/91015 финансисты указали, что расходы учреждения (работодателя) на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение штатным работникам следует отражать:

– по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг»;

– по подстатье 267 «Социальные компенсации персоналу в натуральной форме» КОСГУ.

Расходы по приобретению путевок на санаторно-курортное лечение, а также расходы по оплате стоимости путевки в организации отдыха детей и их оздоровления, осуществляемые органами социальной защиты (поддержки) населения в пользу граждан, подлежат отнесению:

– на КВР 323 «Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения»;

– на подстатью 263 «Пособия по социальной помощи населению в натуральной форме» КОСГУ.

 

Казенное учреждение приобрело две санаторные путевки для штатного сотрудника и для бывшего работника. Стоимость одной путевки – 25 300 руб. После санаторно-курортного лечения работники представили авансовые отчеты об оказанных им услугах.

 

В соответствии с разъяснениями, приведенными в Письме № 02‑08‑10/91015, расходы по приобретению санаторной путевки для штатного работника будут отражены по КВР 244 и подстатье 267 КОСГУ. Расходы на приобретение путевки бывшему работнику – по КВР 323 и подстатье 263 КОСГУ.

Операции будут оформлены в соответствии с Инструкцией № 162н следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Получены путевки от санаторно-курортного учреждения

1 201 35 510

1 201 35 510

1 302 67 73х

1 302 63 73x

25 300

25 300

Оплачены путевки

1 302 67 83х

1 302 63 83x

1 304 05 267

1 304 05 263

25 300

25 300

Выданы путевки гражданам

1 208 67 567

1 208 63 567

1 201 35 610

1 201 35 610

25 300

25 300

Учтены фактические расходы на основании авансовых отчетов лиц за использованные путевки

1 401 20 267

1 401 20 263

1 208 67 667

1 208 63 667

25 300

25 300

 

Выплата пособия на погребение, оплата выходных дней для ухода за детьми-инвалидами.

 

Расходы на выплату социального пособия на погребение, оплату четырех дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами отражаются по соответствующим КВР:

– 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений»;

– 129 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты денежного содержания и иные выплаты работникам государственных (муниципальных) органов»;

– 149 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам государственных внебюджетных фондов».

При отражении операций в целях ведения бюджетного учета применяются следующие подстатьи КОСГУ:

– 265 «Пособия по социальной помощи, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам в натуральной форме» – при выплате социального пособия на погребение лицам, имеющим право на его получение;

– 266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме» – при оплате четырех дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами.

В Письме № 02‑08‑10/91015 указано, что возмещение в текущем финансовом году названных расходов, произведенных в том же финансовом году, на основании п. 2.5.4 порядка, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н[2], как восстановление кассовой выплаты следует отражать по тем же кодам бюджетной классификации, по которым была произведена кассовая выплата.

 

Из кассы казенного учреждения выдано социальное пособие на погребение умершего работника в сумме 6 124,86 руб.

 

Согласно разъяснениям, приведенным в Письме № 02‑08‑10/91015, при выплате пособия на погребение нужно использовать КВР 119 и подстатью 265 КОСГУ.

В бюджетном учете будут оформлены следующие корреспонденции счетов:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислено пособие

1 303 02 831

1 302 65 737

6 124,86

Выплачено пособие

1 302 65 837

1 201 34 610

6 124,86


[1] Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

[2] Порядок кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов и порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов.

 

Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение, №12, 2020 год

Специальные предложения Аюдар Инфо