Вернуться к списку журналов

Отражение отдельных операций в формах отчетности: разъяснения Минфина

Автор: Мухин С.Р., эксперт журнала

Требования к формированию бюджетной отчетности установлены Инструкцией № 191н[1]. В общем случае отчетным периодом для годовой бюджетной отчетности признается календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно (п. 3 инструкции). Однако отдельные формы составляются ежемесячно и ежеквартально. В статье приведем разъяснения Минфина об отражении отдельных операций в формах бюджетной отчетности.

 

Отражение бюджетных ассигнований
в отчете ф. 0503127

 

 

Согласно ст. 6 БК РФ под бюджетными ассигнованиями понимаются предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.

Главному распорядителю бюджетных средств предоставлено право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

Как следует из п. 3 ст. 219 БК РФ, получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. При этом новые бюджетные обязательства принимаются получателем бюджетных средств в объеме, не превышающем разницы между доведенными до него соответствующими лимитами бюджетных обязательств и принятыми, но не исполненными бюджетными обязательствами.

Денежные обязательства по публичным нормативным обязательствам оплачиваются в пределах доведенных до получателя бюджетных средств бюджетных ассигнований (п. 5 ст. 219 БК РФ).

Положениями Инструкции № 191н регламентировано, как отражать бюджетные назначения (бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств) с учетом указанных положений БК РФ (Письмо Минфина России от 22.07.2022 № 02‑06‑10/71265).

Отчет (ф. 0503127) состоит из трех разделов:

– 1 «Доходы бюджета» (заполняется главными администраторами (администраторами) доходов бюджета);

– 2 «Расходы бюджета» (заполняется получателями бюджетных средств, включая главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, являющихся получателями бюджетных средств);

– 3 «Источники финансирования дефицита бюджета» (заполняется главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета).

Согласно п. 55 Инструкции № 191н в графе 4 «Утвержденные бюджетные назначения» раздела «Расходы бюджета» отчета (ф. 0503127) главным распорядителем, распорядителем, получателем бюджетных средств отражаются годовые объемы бюджетных назначений по расходам. Основанием для заполнения являются данные по соответствующим аналитическим счетам счета 1 503 10 000 «Бюджетные ассигнования текущего финансового года» в сумме бюджетных ассигнований, утвержденных (доведенных) на текущий финансовый год согласно бюджетной росписи с учетом последующих изменений, оформленных в установленном порядке на отчетную дату.

При этом в графе 4 «Утвержденные бюджетные назначения» раздела «Расходы бюджета» отчета (ф. 0503127) получателем отражаются показатели утвержденных бюджетных ассигнований, доведенных ему главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств за отчетный период с учетом изменений: дебетовый оборот по соответствующим счетам аналитического учета счета 1 503 15 000 «Полученные бюджетные ассигнования текущего финансового года», содержащим в 15–17‑м разрядах код вида расходов, относящийся к подгруппам 310 «Публичные нормативные социальные выплаты гражданам», 330 «Публичные нормативные выплаты гражданам несоциального характера».

Главным распорядителем бюджетных средств как получателем бюджетных средств в данном случае отражаются показатели бюджетных ассигнований, доведенных себе как получателю бюджетных средств за отчетный период с учетом изменений: кредитовый оборот по соответствующим счетам аналитического учета счета 1 503 13 000 «Бюджетные ассигнования получателей бюджетных средств и администраторов выплат по источникам текущего финансового года», содержащим в 15–17‑м разрядах код вида расходов, относящийся к подгруппам 310 «Публичные нормативные социальные выплаты гражданам», 330 «Публичные нормативные выплаты гражданам несоциального характера».

В целях формирования консолидированного отчета (ф. 0503127) главный распорядитель бюджетных средств дополнительно формирует отчет (ф. 0503127), содержащий данные о бюджетных назначениях по расходам, отражение которых в части граф 4 и 5 раздела «Расходы бюджета» получателями средств бюджета не пре-
дусмотрено п. 55 Инструкции № 191н (далее – отчет о бюджетных назначениях).

Главный распорядитель бюджетных средств в графе 4 отчета о бюджетных назначениях отражает разницу между показателями бюджетных ассигнований, доведенных ему финансовым органом, и бюджетных ассигнований, распределенных им до подведомственных распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств, в том числе себе как получателю бюджетных средств, за отчетный период с учетом изменений: кредитовые остатки по соответствующим счетам аналитического учета счета 1 503 12 000 «Бюджетные ассигнования к распределению текущего финансового года».

Поскольку БК РФ предусмотрена возможность исполнения получателями бюджетных средств (главными распорядителями бюджетных средств как получателями) за счет бюджетных ассигнований исключительно публичных нормативных обязательств[2], показатели по этим ассигнованиям подлежат обязательному раскрытию в графе 4 раздела «Расходы бюджета» отчета (ф. 0503127), составленного получателем бюджетных средств (главным распорядителем бюджетных средств как получателем). Показатели доведенных до главного распорядителя бюджетных средств бюджетных ассигнований на исполнение расходных бюджетных обязательств, не относящихся к публичным нормативным обязательствам (не распределяемых по получателям бюджетных средств), подлежат отражению в графе 4 раздела «Расходы бюджета» отчета о бюджетных назначениях, составляемого главным распорядителем бюджетных средств.

Отражение в отчете (ф. 0503117) операций, связанных с размещением средств на депозитах

Согласно принципу сбалансированности, установленному ст. 33 БК РФ, объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. Согласно принципу общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете.

Согласно п. 30 СГС «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержденного Приказом Минфина России от 28.02.2018 № 37н, в соответствующем разделе отчета об исполнении бюджета (ф. 0503117) отражаются годовые объемы:

– прогнозных показателей поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета, утвержденных законом (решением) о бюджете;

– бюджетных назначений по выплатам источников финансирования дефицита бюджета, утвержденных на основании сводной бюджетной росписи, с учетом последующих изменений, оформленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации на отчетную дату;

– изменений остатка средств бюджета, утвержденных законом (решением) о бюджете.

 

Порядок составления отчета (ф. 0503117) установлен п. 133–138 Инструкции № 191н.

Согласно п. 134 Инструкции № 191н в графе 3 отчета (ф. 0503117) отражаются коды бюджетной классификации Российской Федерации соответственно по разделам:

– классификации доходов;

– классификации расходов;

– классификации источников финансирования дефицита бюджета.

При этом формируются промежуточные итоги по группировочным кодам бюджетной классификации Российской Федерации в структуре утвержденных законом (решением) о бюджете бюджетных назначений по доходам бюджета, расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета соответственно.

По строке 700 в графе 4 отчета (ф. 0503117) отражается утвержденный законом (решением) о бюджете объем изменений остатка средств бюджета.

В Письме Минфина России от 22.07.2022 № 02‑06‑10/71264 отмечено, что операции со средствами бюджета, связанные с размещением (возвратом) средств на депозитах (депозиты), не создают изменение показателя остатка средств бюджета.

Таким образом, по мнению финансового ведомства, показатель изменения остатка средств бюджета, раскрываемый в строке 700 отчета (ф. 0503117), отражает общее изменение остатков средств бюджета (разницу между поступлениями и выбытиями) и не может быть увязан с определенными видами поступлений и (или) выбытий. В связи с этим заполнение графы 3 строки 700 отчета (ф. 0503117), по мнению Минфина, является нецелесообразным.

Отражение в сведениях об исполнении бюджета (ф. 0503164) причин отклонений от планового исполнения бюджета

Согласно п. 69.2 СГС «Бюджетная информация в отчетности» сведения об исполнении бюджета, раскрываемые в пояснительной записке в составе бюджетной отчетности, содержат обобщенные за отчетный период:

– данные об утвержденных бюджетных назначениях (прогнозных показателях) по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета;

– показатели исполнения бюджета субъектом отчетности (процент исполнения плановых (прогнозных) показателей, абсолютную разницу между плановыми (прогнозными) показателями и суммами исполненных бюджетных назначений), а также информацию о причинах отклонений.

 

Порядок формирования сведений об исполнении бюджета (ф. 0503164) установлен п. 163 Инструкции № 191н.

 

В соответствии с п. 163 Инструкции № 191н в группе граф «Причины отклонений от планового процента исполнения» сведений (ф. 0503164) отражаются:

– в графе 8 разделов «Доходы бюджета», «Расходы бюджета», «Источники финансирования дефицита бюджета» – код причины отклонений, соо тветственно, по доходам, расходам, источникам финансирования дефицита бюджета от доведенного финансовым органом и (или) пользователем бюджетной отчетности планового процента исполнения на отчетную дату;

– в графе 9 раздела «Доходы бюджета» – факторный анализ отклонения фактического исполнения доходов бюджета от прогноза поступлений доходов в бюджет, а также анализ исполнения доходов в части не прогнозируемых главным администратором доходов источников, кассовое исполнение по которым осуществлялось в отчетном году;

– в графе 9 раздела 2 «Расходы бюджета» – наименование причины, повлиявшей на наличие отклонений, код которой указывается в графе 8 (п. 163 Инструкции № 191н).

В Письме Минфина России от 20.07.2022 № 02‑06‑10/70195 отмечено, что положениями Инструкции № 191н не предусмотрен перечень причин отклонений и их кодов по доходам и источникам финансирования дефицита бюджета для заполнения граф 8 и 9 разделов «Доходы бюджета» и «Источники финансирования дефицита бюджета» сведений (ф. 0503164).

Однако п. 163 Инструкции № 191н установлено право финансового органа ввести нормативным правовым актом для главных администраторов доходов бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета):

– перечень наименований причин (факторов), повлиявших на наличие отклонений фактических показателей по доходам и (или) источникам финансирования дефицита бюджета от плановых (прогнозных) показателей;

– коды для формирования факторного анализа в разделах «Доходы бюджета» и «Источники финансирования дефицита бюджета» (графы 8 и 9) сведений (ф. 0503164).

В случае установления финансовым органом указанного перечня раскрытие информации в сведениях (ф. 0503164) по причинам отклонения от планового процента исполнения по доходам и источникам финансирования дефицита бюджета согласно утвержденному перечню наименований причин отклонений и их кодов соответствует положениям Инструкции № 191н. Это обеспечивает реализацию раскрытия в сведениях (ф. 0503164) факторного анализа отклонения показателей фактического исполнения бюджета от плановых (прогнозных) показателей по аналогии с разделом «Расходы бюджета» сведений (ф. 0503164).

Отражение в пояснительной записке (ф. 0503160) информации о внутриведомственных расчетах, связанных с администрированием доходов

Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) содержат обобщенные за отчетный период данные о состоянии расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности субъекта бюджетной отчетности в разрезе видов расчетов. Данная форма составляется раздельно по дебиторской и по кредиторской задолженности и по видам деятельности.

 

Порядок формирования сведений (ф. 0503169) установлен п. 167 Инструкции № 191н.

 

В соответствии с п. 167 Инструкции № 191н при формировании консолидированных сведений (ф. 0503169) финансовым органом предусмотрены суммирование одноименных показателей в графах итоговых строк по кодам счетов расчетов консолидированных сведений (ф. 0503169) главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, главных администраторов доходов бюджета и исключение взаимосвязанных показателей по расчетам между учреждениями соответствующего бюджета.

При этом Инструкцией № 191н при формировании главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета, главными администраторами доходов бюджета консолидированных сведений (ф. 0503169) не предусмотрены консолидационные процедуры – суммирование одноименных показателей и исключение взаимосвязанных показателей (Письмо Минфина России от 06.06.2022 № 02‑06‑10/53900).

В раздел 4 «Анализ показателей бухгалтерской отчетности субъекта бюджетной отчетности» пояснительной записки (ф. 0503160) включается иная информация, оказавшая существенное влияние и характеризующая показатели бухгалтерской отчетности субъекта бюджетной отчетности за отчетный период, не нашедшая отражения в таблицах и приложениях, входящих в данный раздел (п. 152 Инструкции № 191н).

Следовательно, при наличии внутриведомственных расчетов между органом местного самоуправления и подведомственными ему учреждениями, связанных с администрированием доходов[3], информацию об этих расчетах следует раскрыть в разделе 4 текстовой части пояснительной записки (ф. 0503160) с учетом принципа существенности (п. 17 СГС «Концептуальные основы»[4]). 

 

[1] Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н.

[2] Обязательства, отражаемые по кодам вида расходов, относящимся к подгруппам 310 «Публичные нормативные социальные выплаты гражданам», 330 «Публичные нормативные выплаты гражданам несоциального характера».

[3] Распределенные полномочия по администрированию начислений и администрированию кассовых поступлений доходов от реализации имущества.

[4] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. Приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н.

Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение, №10, 2022 год

Специальные предложения Аюдар Инфо