На страницах нашего журнала неоднократно размещались статьи, посвященные ошибкам и нарушения бюджетная отчетность при составлении отчетных бухгалтерских форм. На сайте Федерального казначейства появилась информация, посвященная результатам принятия бухгалтерской (бюджетной) отчетности по итогам 2017 года, в которой особое место отведено анализу типовых нарушений и ошибок, выявленных работниками Федерального казначейства в ходе камеральной проверки отчетных форм. На наш взгляд, данная информация будет небезынтересна как ревизорам, так и бухгалтерам, поэтому мы посчитали необходимым обсудить ее с вами – нашими читателями.
Из представленной Федеральным казначейством информации следует, что нарушения субъектами отчетности допускались как при соблюдении требований порядка составления годовых отчетных форм, так и при отражении показателей бухгалтерского (бюджетного) учета, сформированных на отчетную дату в годовых отчетных формах. Среди нарушений выделены следующие.
Пунктом 10 Инструкции № 191н[1] установлено, что получатель бюджетных средств представляет бюджетную отчетность своему вышестоящему распорядителю (главному распорядителю) бюджетных средств в установленные им сроки. В установленные сроки представляется отчетность и администратором доходов, администратором источников финансирования дефицита бюджета, а также главным распорядителем, распорядителем бюджетных средств, главным администратором, администратором, выполняющим отдельные полномочия главного администратора и другими участниками бюджетного процесса. Сроки представления годовой отчетности устанавливаются приказами Федерального казначейства. Как отмечается данным органом исполнительной власти, не все главные распорядители бюджетных средств (ГРБС) отчетность представили в установленные сроки. Отдельные ГРБС представили отчетность позже установленного срока.
Отчетные формы, составляемые администраторами доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (далее – главные администраторы (администраторы) средств федерального бюджета), получателями средств федерального бюджета формирование бюджетной отчетности, а также федеральными бюджетными и автономными учреждениями загружаются в интегрированную информационную систему управления общественными финансами «Электронный бюджет». Федеральное казначейство обращает особое внимание субъектов отчетности, осуществляющих такие действия:
Здесь же отметим, что в Письме Федерального казначейства от 06.03.2018 № 07-04-05/02-3693 представлена информация о способе и порядке формирования форм в ПУиО ГИИС «Электронный бюджет». В нем отмечается, что в соответствии с п. 8 Инструкции № 191н, п. 10 Инструкции № 33н[2] при формировании и (или) представлении отчетности средствами ПУиО ГИИС «Электронный бюджет», все формы отчетности, содержащиеся в справочнике «Комплекты отчетности» на соответствующий отчетный период, не имеющие числовых значений показателей и не содержащие пояснения, формируются и представляются с указанием статуса «показатели отсутствуют». В текстовой части пояснительной записки (ф. 0503160), пояснительной записки к балансу учреждения (ф. 0503760) следует указать перечень представленных форм в произвольном виде (например, в составе отчетности представлена справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125), иные формы не представляются ввиду отсутствия показателей). В случае отсутствия у главных администраторов (администраторов) средств федерального бюджета (далее – ГРБС) подведомственных бюджетных, автономных учреждений представление комплекта отчетности по Инструкции № 33н со статусом «показатели отсутствуют» не требуется.
По результатам проведенных работниками Федерального казначейства контрольных мероприятий не по всем ГРБС отчетность была принята. В отношении ряда ГРБС были направлены письма о непринятии отчетности в связи с необходимостью уточнения отдельных ее показателей.
Федеральным казначейством названы следующие нарушения бюджетная отчетность, допускаемые субъектом отчетности при заполнении отчетных форм.
Отсутствие сверки взаимосвязанных показателей перед составлением справки (ф. 0503125). Как отмечает Федеральное казначейство, фактически сверка показателей в отношении некоторых субъектов отчетности была завершена после истечения срока составления и представления годовых отчетных форм.
Несоблюдение требования по проведению инвентаризации перед составлением годовой отчетности. Непроведение инвентаризации и отражение ее результатов перед составлением годовых отчетных форм – ошибка многих субъектов отчетности. Это нарушение часто отмечается в актах проверок финансово-хозяйственной деятельности учреждений. Требование о проведении инвентаризации перед составлением годовых отчетных форм предусмотрено ст. 11 Закона о бухгалтерском учете[3], п. 9 Инструкции № 33н, п. 7 Инструкции № 191н, п. 82 ФСБУ «Концептуальные основы»[4].
Системные недостатки в части учета объектов недвижимого имущества. Как отмечает Федеральное казначейство, субъект отчетности нередко отражает объекты недвижимости на счете 0 101 00 000, в отношении которых регистрация обязательна, без документов, подтверждающих такую регистрацию. Напомним: положениями п. 36 Инструкции № 157н[5] установлено, что принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации, осуществляются на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку.
Одновременно встречается и противоположное нарушение: когда объект, отвечающий всем признакам основного средства и при наличии на него документов, подтверждающих его регистрацию, не отражается субъектом учета на счете 0 101 00 000, а продолжает отражаться на счете 0 106 00 000.
Здесь же в отношении учета объектов основных средств отметим, что в соответствии с п. 23 Инструкции № 157н объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной (фактической) стоимости, которой признается сумма фактических вложений в их приобретение, сооружение или изготовление (создание), с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и (или) подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ). При этом балансовой стоимостью объектов нефинансовых активов является их первоначальная стоимость с учетом ее изменений, предусмотренных согласно п. 27 и 28 Инструкции № 157н. Руководствуясь положениями ФСБУ «Основные средства»[6] и Методическими указаниями по применению переходных положений ФСБУ «Основные средства» при первом применении (Письмо Минфина РФ от 30.11.2017 № 02-07-07/79257), укажем, что порядок отражения в бухгалтерском учете материальных ценностей, признаваемых основными средствами, находящихся у субъекта учета во владении (пользовании) на праве оперативного управления и соответствующих критериям активов, применяемый до 2018 года (до перехода на применение ФСБУ «Основные средства»), не изменяется.
Обязательные общие требования к бухгалтерскому учету организациями государственного сектора (автономными учреждениями) объектов недвижимого имущества, признанных в составе основных средств до 01.01.2018, не предусматривают отражения учреждениями в бухгалтерском учете указанных объектов по их актуализированной кадастровой стоимости (Письмо Минфина РФ от 24.04.2018 № 02-07-10/27705).
Отражение земельных участков по неактуальной кадастровой стоимости. Согласно ст. 65 ЗК РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных федеральными законами. В силу ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности. Напомним, что в соответствии с Инструкцией № 157н бухгалтерский учет земельных участков ведется на счетах:
Положениями Закона о бухгалтерском учете установлено, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит отражению в бухгалтерском учете. Отсутствие в регистрационных документах информации о стоимости земельного участка не дает субъекту учета право не отражать событие по поступлению указанного нефинансового актива в бухгалтерском учете.
Системные ошибки в части учета дебиторской задолженности. Федеральное казначейство отмечает, что нередко субъекты отчетности лишь частично отражают информацию о наличии у них на отчетную дату дебиторской задолженности, о просроченной задолженности, а также некорректно отражают дебиторскую задолженность на счетах бухгалтерского (бюджетного) учета. Например, при проведении претензионной работы по взысканию средств в бюджет показатели по счету 0 206 00 000 должны быть перенесены на счет 0 209 30 000, а субъект отчетности этого не делает и продолжает отражать такую дебиторскую задолженность на счете 0 206 00 000. Стоит заметить, что вопросу отражения в отчетных формах показателей дебиторской, кредиторской задолженности уделяется достаточно много внимания. Регулярно выходят письма Минфина и Федерального казначейства, разъясняющие особенности отражения в отчетных формах сумм задолженности, например, Письмо Минфина РФ № 02-06-07/49174, Федерального казначейства № 07-04-05/02-14766 от 13.07.2018. Для правильного отражения в отчетных формах сумм дебиторской и кредиторской задолженности рекомендуем обратиться к письмам Минфина.
Системные недостатки в части отражения показателей на забалансовых счетах. Как установлено п. 332 Инструкции № 157н, на забалансовых счетах учреждением учитываются:
Перечень забалансовых счетов иособенности их применения установлен Инструкцией № 157н. При этом учреждения вправе вводить дополнительные забалансовые счета для сбора информации в целях обеспечения управленческого учета, а также для обеспечения внутреннего контроля за сохранностью имущества, выданного в пользование. Показатели по учету имущества и обязательств, отраженных по забалансовым счетам, отражаются в справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах. Федеральным казначейством среди нарушений в части ведения такого учета были отмечены неотражение субъектами учета объектов имущества на забалансовых счетах 01, 20, 25, неотражение лицензий и иных неисключительных прав на забалансовом счете01.
Системные ошибки при заполнении форм и таблиц пояснительных записок (ф. 0503160, 0503760). Федеральным казначейством отмечено, что при приеме годовой отчетности за 2017 год были зафиксированы ошибки в 80% форм. На страницах нашего журнала мы неоднократно отмечали некоторую небрежность, проявляемую субъектами учета при заполнении пояснительной записки (ф. 0503160, 0503760). Очень часто составляемая форма не отвечает требованиям инструкций № 191н, 33н. Таблицы, включаемые в пояснительную записку, либо лишь частично заполнены субъектом учета, либо не заполнены вовсе. Иногда вместо заполнения таблиц информация отражается в текстовой части пояснительной записки, что также не отвечает требованиям инструкций № 191н, 33н.
Среди общих недостатков, выявленных при заполнении таблиц и форм пояснительной записки (ф. 0503160, 0503760) Федеральное казначейство отметило следующие:
Наиболее часто встречаются ошибки в следующих таблицах формы.
При формировании сведений (ф. 0503190) субъектами отчетности зачастую ошибочно указываются:
Кроме того, Федеральным казначейством отдельно были отмечены недостатки заполнения текстовой части пояснительной записки (ф. 0503160 и 0503760), среди которых названы:
В рамках статьи были рассмотрены отдельные системные ошибки при составлении форм бухгалтерской (бюджетной) отчетности субъектами учета по итогам 2017 года.
[1] Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н.
[2] Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.
[3] Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
[4] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н.
[5] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.
[6] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н.
Один раз в месяц мы делаем подборку статей, рекомендаций, новостей по актуальным темам и совершенно бесплатно рассылаем ее нашим подписчикам.
Оставьте, пожалуйста, свой адрес, если Вы хотите получать интересную профессиональную информацию.