Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 161 БК РФ). Взяв за основу нарушения[1], выявленные при проверке бюджетной сметы, приведем нюансы составления и ведения такой сметы, которые нужно учитывать другим казенным учреждениям, чтобы избежать нареканий со стороны контрольного органа.
Напомним, согласно п. 1, 2 ст. 221 БК РФ бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином.
В частности, Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений установлены Приказом Минфина России от 14.02.2018 № 26н (далее – Общие требования). Порядок составления и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений утвержден Приказом Минфина России от 20.06.2018 № 141н (далее – Порядок № 141н). Действие данного порядка распространяется на федеральные казенные учреждения, на их обособленные (структурные) подразделения без прав юридического лица, осуществляющие полномочия по ведению бюджетного учета, а также в соответствии с п. 11 ст. 161 БК РФ на федеральные органы государственной власти (федеральные государственные органы), органы управления государственным внебюджетным фондом РФ как на получателей бюджетных средств.
В силу п. 2 ст. 15.15.7 КоАП РФ нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб.
Обоснования (расчеты) показателей сметы
Согласно п. 38 Порядка № 141н обоснования (расчеты) плановых сметных показателей формируются (изменяются) учреждением:
– при составлении проекта сметы;
– при составлении сметы;
– при изменении показателей сметы;
– при изменении значений показателей обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, не влияющих на показатели сметы.
Обоснования (расчеты) плановых сметных показателей являются неотъемлемой частью сметы (п. 8 Общих требований).
Обоснования (расчеты) плановых сметных показателей формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов и дифференцируются в зависимости от видов расходов классификации расходов бюджетов с детализацией до кодов элементов (подгрупп и элементов) видов расходов, отдельных целевых статей (направлений расходов) классификации расходов бюджетов, главных распорядителей бюджетных средств и (или) аналитических показателей.
Обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, формируются обособленно (п. 39 Порядка № 141н).
При проведении проверки контрольный орган признает ошибкой и нарушением порядка составления и ведения бюджетной сметы:
– отсутствие обоснований к смете;
– формирование обоснований на суммы, не соответствующие показателям сметы.
Детализация показателей сметы
Статьей 221 БК РФ, п. 3 Порядка № 141н и п. 7 Общих требований установлено, что показатели сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ с детализацией по кодам элементов (подгрупп и элементов) видов расходов в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, а также в разрезе кодов аналитических показателей.
По решению главного распорядителя бюджетных средств показатели сметы формируются с дополнительной детализацией по кодам статей (подстатей) групп (статей) КОСГУ.
Отсутствие детализации показателей сметы по кодам КОСГУ при установлении такой обязанности главным распорядителем бюджетных средств признается уполномоченными проверяющими нарушением.
Согласно п. 2 ст. 221 БК РФ утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения.
При этом п. 6 Общих требований и п. 2 Порядка № 141н предусмотрено, что составлением сметы является установление объема и распределения направлений расходов бюджета на срок действия закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) на основании доведенных до учреждения лимитов бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения, включая бюджетные обязательства по предоставлению бюджетных инвестиций и субсидий юридическим лицам (в том числе субсидии бюджетным и автономным учреждениям), субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов.
В силу п. 20 Порядка № 141н показатели сметы должны соответствовать доведенным до учреждения лимитам бюджетных обязательств и бюджетным ассигнованиям на исполнение публичных нормативных обязательств.
Несоответствие указанных в смете значений лимитам бюджетных обязательств может быть классифицировано контрольным органом как нарушение порядка ведения бюджетной сметы.
В соответствии с п. 29 Порядка № 141н изменение показателей сметы осуществляется по следующим основаниям:
1) изменение доведенных до учреждения лимитов бюджетных обязательств;
2) изменение распределения лимитов бюджетных обязательств по кодам классификации расходов бюджета, не требующее изменения показателей бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств и распределения лимитов бюджетных обязательств на финансовое обеспечение мероприятий по информатизации, а также по расходам на осуществление бюджетных инвестиций и предоставление субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям, федеральным государственным унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности РФ и на предоставление юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, субсидий или бюджетных инвестиций, предусмотренных п. 8 ст. 78, пп. 3 п. 1 ст. 78.3, абз. 3 п. 1 ст. 80 БК РФ, а также на осуществление (софинансирование) капитальных вложений;
3) изменение распределения лимитов бюджетных обязательств по кодам классификации расходов бюджета, не требующее изменения показателей бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, но требующее изменения распределения лимитов бюджетных обязательств на финансовое обеспечение мероприятий по информатизации и по расходам на осуществление (софинансирование) капитальных вложений;
4) изменение распределения лимитов бюджетных обязательств между направлениями, предусмотренными п. 8 Порядка № 141н, а именно:
– по расходам, осуществляемым в целях обеспечения функций учреждения в соответствии со ст. 70 БК РФ;
– по расходам на предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, субсидий бюджетным и автономным учреждениям, иным некоммерческим организациям, межбюджетных трансфертов, субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, субсидий государственным корпорациям, компаниям, публично-правовым компаниям, на осуществление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права, на обслуживание государственного долга, на исполнение государственных гарантий, судебных актов в соответствии со ст. 242.2 БК РФ, а также по расходам, источником финансового обеспечения которых являются резервные фонды, созданные
согласно БК РФ;
– по расходам на закупки товаров, работ, услуг, которые осуществляются учреждением в пользу третьих лиц;
– по расходам, источником финансового обеспечения которых являются доходы, полученные от приносящей доход деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы или содержания в дисциплинарной воинской части, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства РФ об обязательном привлечении осужденных к труду, в том числе остатки средств федерального бюджета на начало текущего финансового года, образовавшиеся в связи с неиспользованием указанных доходов в отчетном финансовом году;
5) изменение информации, связанной с переданными полномочиями;
6) изменение планируемых расходов за счет лимитов бюджетных обязательств на дополнительное финансирование;
7) изменение распределения бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств.
Если при возникновении указанных оснований в смету не внесены изменения, это может быть классифицировано проверяющими как нарушение.
Согласно п. 19 Порядка № 141н составление показателей сметы и внесение изменений в смету осуществляются по формам, приведенным в приложениях 1 и 2 к названному порядку, соответственно.
Рекомендуемые образцы формы бюджетной сметы и формы изменения показателей бюджетной сметы для казенных учреждений других уровней бюджета приведены в приложениях 1 и 2 к Общим требованиям соответственно.
Формирование, утверждение и ведение сметы, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну, осуществляются федеральным казенным учреждением в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного в установленном законодательством РФ порядке действовать от имени федерального казенного учреждения, с использованием информационной системы «Электронный бюджет» (п. 1 Общих требований).
При составлении и ведении бюджетной сметы на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов федеральному казенному учреждению следовало руководствоваться положениями Приказа Минфина России от 17.06.2021 № 87н «Об утверждении форм обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, применяемых при составлении и ведении бюджетных смет федеральных казенных учреждений».
В свою очередь, главный распорядитель бюджетных средств, определяя порядок составления, ведения и утверждения бюджетной сметы для подведомственных ему казенных учреждений, также устанавливает форму сметы, формы обоснований (расчетов) ее показателей в соответствии с Порядком № 141н и Общими требованиями.
Составление и утверждение сметы казенным учреждением не по форме, установленной главным распорядителем бюджетных средств, трактуются проверяющими как нарушение.
[1] Постановления Ольского районного суда Магаданской области от 18.11.2021 по делу № 5-521/2021, от 13.12.2021 по делу № 5-525/2021.
Один раз в месяц мы делаем подборку статей, рекомендаций, новостей по актуальным темам и совершенно бесплатно рассылаем ее нашим подписчикам.
Оставьте, пожалуйста, свой адрес, если Вы хотите получать интересную профессиональную информацию.