Вернуться к списку журналов

Ошибки при составлении и ведении бюджетной сметы

Автор: Романова Л., эксперт журнала

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 161 БК РФ). Взяв за основу нарушения[1], выявленные при проверке бюджетной сметы, приведем нюансы составления и ведения такой сметы, которые нужно учитывать другим казенным учреждениям, чтобы избежать нареканий со стороны контрольного органа.

 

Напомним, согласно п. 1, 2 ст. 221 БК РФ бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином.

В частности, Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений установлены Приказом Минфина России от 14.02.2018 № 26н (далее – Общие требования). Порядок составления и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений утвержден Приказом Минфина России от 20.06.2018 № 141н (далее – Порядок № 141н). Действие данного порядка распространяется на федеральные казенные учреждения, на их обособленные (структурные) подразделения без прав юридического лица, осуществляющие полномочия по ведению бюджетного учета, а также в соответствии с п. 11 ст. 161 БК РФ на федеральные органы государственной власти (федеральные государственные органы), органы управления государственным внебюджетным фондом РФ как на получателей бюджетных средств.

 

В силу п. 2 ст. 15.15.7 КоАП РФ нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб.

Обоснования (расчеты) показателей сметы

Согласно п. 38 Порядка № 141н обоснования (расчеты) плановых сметных показателей формируются (изменяются) учреждением:

– при составлении проекта сметы;

– при составлении сметы;

– при изменении показателей сметы;

– при изменении значений показателей обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, не влияющих на показатели сметы.

 

Обоснования (расчеты) плановых сметных показателей являются неотъемлемой частью сметы (п. 8 Общих требований).

 

Обоснования (расчеты) плановых сметных показателей формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов и дифференцируются в зависимости от видов расходов классификации расходов бюджетов с детализацией до кодов элементов (подгрупп и элементов) видов расходов, отдельных целевых статей (направлений расходов) классификации расходов бюджетов, главных распорядителей бюджетных средств и (или) аналитических показателей.

Обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, формируются обособленно (п. 39 Порядка № 141н).

 

При проведении проверки контрольный орган признает ошибкой и нарушением порядка составления и ведения бюджетной сметы:

– отсутствие обоснований к смете;

– формирование обоснований на суммы, не соответствующие показателям сметы.

Детализация показателей сметы

Статьей 221 БК РФ, п. 3 Порядка № 141н и п. 7 Общих требований установлено, что показатели сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ с детализацией по кодам элементов (подгрупп и элементов) видов расходов в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, а также в разрезе кодов аналитических показателей.

По решению главного распорядителя бюджетных средств показатели сметы формируются с дополнительной детализацией по кодам статей (подстатей) групп (статей) КОСГУ.

 

Отсутствие детализации показателей сметы по кодам КОСГУ при установлении такой обязанности главным распорядителем бюджетных средств признается уполномоченными проверяющими нарушением.

 

Соответствие показателей сметы ЛБО

 

Согласно п. 2 ст. 221 БК РФ утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения.

При этом п. 6 Общих требований и п. 2 Порядка № 141н пре­дусмотрено, что составлением сметы является установление объема и распределения направлений расходов бюджета на срок действия закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) на основании доведенных до учреждения лимитов бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения, включая бюджетные обязательства по предоставлению бюджетных инвестиций и субсидий юридическим лицам (в том числе субсидии бюджетным и автономным учреждениям), субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов.

В силу п. 20 Порядка № 141н показатели сметы должны соответствовать доведенным до учреждения лимитам бюджетных обязательств и бюджетным ассигнованиям на исполнение публичных нормативных обязательств.

 

Несоответствие указанных в смете значений лимитам бюджетных обязательств может быть классифицировано контрольным органом как нарушение порядка ведения бюджетной сметы.

 

Корректировка сметы

 

В соответствии с п. 29 Порядка № 141н изменение показателей сметы осуществляется по следующим основаниям:

1) изменение доведенных до учреждения лимитов бюджетных обязательств;

2) изменение распределения лимитов бюджетных обязательств по кодам классификации расходов бюджета, не требующее изменения показателей бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств и распределения лимитов бюджетных обязательств на финансовое обеспечение мероприятий по информатизации, а также по расходам на осуществление бюджетных инвестиций и предоставление субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям, федеральным государственным унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности РФ и на предоставление юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, субсидий или бюджетных инвестиций, предусмотренных п. 8 ст. 78, пп. 3 п. 1 ст. 78.3, абз. 3 п. 1 ст. 80 БК РФ, а также на осуществление (софинансирование) капитальных вложений;

3) изменение распределения лимитов бюджетных обязательств по кодам классификации расходов бюджета, не требующее изменения показателей бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, но требующее изменения распределения лимитов бюджетных обязательств на финансовое обеспечение мероприятий по информатизации и по расходам на осуществление (софинансирование) капитальных вложений;

4) изменение распределения лимитов бюджетных обязательств между направлениями, предусмотренными п. 8 Порядка № 141н, а именно:

– по расходам, осуществляемым в целях обеспечения функций учреждения в соответствии со ст. 70 БК РФ;

– по расходам на предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, субсидий бюджетным и автономным учреждениям, иным некоммерческим организациям, межбюджетных трансфертов, субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, субсидий государственным корпорациям, компаниям, публично-правовым компаниям, на осуществление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права, на обслуживание государственного долга, на исполнение государственных гарантий, судебных актов в соответствии со ст. 242.2 БК РФ, а также по расходам, источником финансового обеспечения которых являются резервные фонды, созданные
согласно БК РФ;

– по расходам на закупки товаров, работ, услуг, которые осуществляются учреждением в пользу третьих лиц;

– по расходам, источником финансового обеспечения которых являются доходы, полученные от приносящей доход деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы или содержания в дисциплинарной воинской части, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства РФ об обязательном привлечении осужденных к труду, в том числе остатки средств федерального бюджета на начало текущего финансового года, образовавшиеся в связи с неиспользованием указанных доходов в отчетном финансовом году;

5) изменение информации, связанной с переданными полномочиями;

6) изменение планируемых расходов за счет лимитов бюджетных обязательств на дополнительное финансирование;

7) изменение распределения бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств.

 

Если при возникновении указанных оснований в смету не внесены изменения, это может быть классифицировано проверяющими как нарушение.

 

Форма сметы

 

Согласно п. 19 Порядка № 141н составление показателей сметы и внесение изменений в смету осуществляются по формам, приведенным в приложениях 1 и 2 к названному порядку, соответственно.

Рекомендуемые образцы формы бюджетной сметы и формы изменения показателей бюджетной сметы для казенных учреждений других уровней бюджета приведены в приложениях 1 и 2 к Общим требованиям соответственно.

 

Формирование, утверждение и ведение сметы, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну, осуществляются федеральным казенным учреждением в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного в установленном законодательством РФ порядке действовать от имени федерального казенного учреждения, с использованием информационной системы «Электронный бюджет» (п. 1 Общих требований).

 

При составлении и ведении бюджетной сметы на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов федеральному казенному учреждению следовало руководствоваться положениями Приказа Минфина России от 17.06.2021 № 87н «Об утверждении форм обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, применяемых при составлении и ведении бюджетных смет федеральных казенных учреждений».

В свою очередь, главный распорядитель бюджетных средств, определяя порядок составления, ведения и утверждения бюджетной сметы для подведомственных ему казенных учреждений, также устанавливает форму сметы, формы обоснований (расчетов) ее показателей в соответствии с Порядком № 141н и Общими требованиями.

 

Составление и утверждение сметы казенным учреждением не по форме, установленной главным распорядителем бюджетных средств, трактуются проверяющими как нарушение.

 

[1] Постановления Ольского районного суда Магаданской области от 18.11.2021 по делу № 5-521/2021, от 13.12.2021 по делу № 5-525/2021.

 

Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение, №4, 2022 год

Специальные предложения Аюдар Инфо