Вернуться к списку журналов

Новый порядок оформления путевого листа

Автор: Тишин А.П., эксперт журнала

С 1 марта 2019 года действует новый порядок оформления путевых листов. О  том, какие изменения внес Минтранс и чем грозит некорректное оформление путевых листов, – в предложенном материале.

 

Что изменилось в путевом листе?

 

Приказом от 21.12.2018 №467 Минтранс внес изменения в Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов (далее – Порядок заполнения). Условно все новшества можно разделить на технические и значимые.

 

Технические правки

Начнем с технических изменений. Внесены уточнения в обязательные реквизиты путевого листа, а именно в сведения о транспортном средстве (п. 6 Порядка заполнения):

  • если ранее указывались показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо), то теперь в путевом листе нужно проставлять показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки данного транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены (рабочего дня) водителя транспортного средства (далее – парковка);
  • указываются дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с парковки и его заезда на парковку. Также термин «постоянная стоянка» заменен на «парковку» по всему тексту Порядка заполнения. Теперь даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с парковки и его заезде на парковку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их подписями с указанием фамилий и инициалов, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя (п. 13 Порядка заполнения). Ранее данные записи можно было заверить штампами или подписями уполномоченных лиц. Теперь штампы упразднили.

Не нужны больше штампы и для заверения даты и времени проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя – сегодня осталась только подпись медицинского работника (с указанием фамилии и инициалов), проводившего соответствующий осмотр (п. 16 Порядка заполнения).

 

Регулярность оформления путевого листа

Пожалуй, самое важное изменение, которое внес Минтранс, касается регулярности оформления путевого листа. До внесенных поправок путевой лист оформлялся на один день или срок, не превышающий одного месяца. Теперь путевой лист нужно оформлять (п. 10 Порядка заполнения):

  • до начала выполнения рейса, если длительность рейса водителя транспортного средства превышает продолжительность смены (рабочего дня);
  • до начала первого рейса, если в течение смены (рабочего дня) водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов.

 


Новый порядок оформления путевых листов действует с 1 марта 2019 года.

 

Представители Минфина считали, что профессиональные перевозчики должны выписывать путевые листы ежедневно (Постановление Госкомстата России от 28.11.1997 №78), а нетранспортные компании могут разработать форму путевого листа самостоятельно и оформить его на несколько дней, неделю или любой другой срок, не превышающий одного месяца (Письмо Минфина России от 30.11.2012 №03‑03‑07/51).

Но Минтранс придерживался иного мнения по данному вопросу, которое было приведено в его Письме от 28.09.2018 №03‑01/21740‑ИС. Ведомство следует такой логике в своих рассуждениях.

Федеральным законом от 10.12.1995 №196‑ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон №196‑ФЗ) установлена обязанность проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств как одно из требований обеспечения безопасности дорожного движения. Согласно п. 7 ст. 23 Федерального закона №196‑ФЗ обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 21.11.2011 №323‑ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №323‑ФЗ).

Согласно п. 3 ст. 23 Федерального закона №196‑ФЗ обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.

Приказом Минздрава России от 15.12.2014 №835н утвержден Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, в соответствии с которым предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.

В соответствии с п. 4 ст. 20 Федерального закона №196‑ФЗ установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном Минтрансом.

Отметим, что Приказом Минтранса России от 08.08.2018 №296 утвержден Порядок организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, который вступил в силу с 21 декабря 2018 года (за исключением отдельных положений, которые начали действовать с 1 января 2019 года). Порядок организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств устанавливает требования к организации и проведению предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств с целью исключения выпуска на линию технически неисправных транспортных средств. Данный порядок обязателен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд).

Предрейсовый контроль технического состояния транспорт‑ ных средств проводится до начала рейса, если в течение одной смены (рабочего дня) выполняется только один рейс или длительность рейса превышает продолжительность смены (рабочего дня) водителя транспортного средства.

Предсменный контроль технического состояния транспортных средств проводится до начала смены, если в течение смены (рабочего дня) водитель транспортного средства совершает более одного рейса. Предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств осуществляется до выезда транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены водителя транспортного средства.

 


На основании приведенных норм представители Минтранса сделали вывод, что путевой лист должен оформляться в том числе организацией, эксплуатирующей транспортные средства, каждый раз до выезда транспортного средства в рейс с места его постоянной стоянки с проставлением в путевом листе отметок о проведенном предрейсовом медицинском осмотре водителя и предрейсовом контроле технического состояния транспортного средства.


 

Одновременно представители ведомства напомнили, что согласно ст. 3 Федерального закона №196‑ФЗ одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Приведенная позиция представителей Минтранса нашла свое отражение в рассматриваемых поправках, внесенных в порядок оформления путевого листа.

Отметим также, что теперь сведения о транспортном средстве включают в том числе дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства (если обязательность его проведения предусмотрена законодательством РФ). При этом дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставляются контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов. Соответствующие дополнения внесены в пп. 5 п. 6 и п. 16.1 Порядка заполнения.

 

Кто проверяет оформление путевого листа?

 

Путевой лист является документом, важность которого трудно переоценить. Например, бухгалтерии он нужен в следующих случаях:

  • для целей бухгалтерского учета – для подтверждения и отражения в учете факта хозяйственной операции;
  • для целей налогового учета – для списания в расходы ГСМ и заработной платы водителей;
  • для начисления заработной платы водителю – для получения данных о фактически отработанном времени и другие показатели. Водитель транспортного средства без путевого листа в принципе не может работать.

Соответственно, и проверить правильность оформления путевого листа могут различные контролирующие структуры, в том числе налоговые органы, ГИБДД, трудовая инспекция, Ространснадзор. Остановимся подробнее на проверках Ространснадзора.

 

Полномочия Ространснадзора по проверке правильности оформления путевого листа

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору), в том числе в сфере автомобильного транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности в этой сфере (Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 №398).

Ространснадзор находится в ведении Минтранса. Ространснадзор с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право, в частности, проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность. Сроки и последовательность административных процедур и административных действий при проверках определены Административным регламентом Ространснадзора. Согласно указанному документу проверяющие вправе при проведении проверки в том числе запрашивать и получать от руководителя и работников субъекта проверки все необходимые для достижения целей проверки документы (информацию), а также требовать письменные или устные пояснения от руководителя и работников субъекта проверки по вопросам, возникающим в ходе проверки.

 

О нарушении порядка оформления путевого листа

В разрезе рассматриваемого вопроса о проверках Ространснадзора интересно дело, которое было предметом изучения четырех судебных инстанций, включая Верховный суд, но результат для хозяйствующего субъекта в итоге отрицательный (Постановление ВСРФ от 13.09.2018 №31‑АД18-14).

Суть спора заключалась в следующем. Организация (банк) постановлением главного государственного инспектора территориального отдела Ространснадзора признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного п. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000руб. за то, что в обществе отсутствует контроль за организацией проведения предрейсового медицинского осмотра водителей транспортных средств, а также за организацией проведения контроля технического состояния транспортных средств.

Не согласившись с наложением административного штрафа, организация оспорила его в судебном порядке. Истец считал, что в данном случае отсутствует состав административного правонарушения, поскольку ошибки в оформлении путевых листов его не образуют, фактически же данный контроль осуществлялся.

Согласно акту проверки территориальным органом Ространснадзора была проведена плановая выездная проверка, по результатам которой установлено, что руководством предприятия не осуществляется контроль по выполнению требований по оформлению результатов проведения предрейсового медицинского осмотра водителей транспортных средств медработником, а именно в путевых листах отсутствует:

  • фактическое время проведения предрейсового медицинского осмотра водителей транспортных средств;
  • расшифровка с указанием фамилии, имени, отчества подписи медицинского работника.

Об отсутствии контроля организации за проведением контроля технического состояния транспортных средств свидетельствовали следующие факты. В путевых листах:

  • не указывалось место проведения контроля технического состояния транспортного средства;
  • показания одометра не заверялись штампами или подписью лица, ответственного за выпуск, с указанием инициалов и фамилии, даты, времени;
  • не отражались результаты проведения предрейсового технического осмотра транспортного средства с указанием времени, даты проведения осмотра.

Все судебные инстанции признали факт нарушения норм действующего законодательства в рассматриваемом случае доказанным. Оснований для отмены постановления либо для замены назначенного наказания предупреждением не имелось.

В высшей судебной инстанции, оспаривая решения предыдущих судов, представитель организации доказывал необоснованность привлечения ее к административной ответственности за совершение вмененных административных правонарушений тем, что юридическое лицо не является субъектом административных правонарушений, поскольку не осуществляет перевозки пассажиров, грузов и багажа автомобильным транспортом и городским наземным транспортом, а эксплуатирует транспортные средства для собственных нужд. Но ВС РФ признал приведенный довод несостоятельным, указав следующее. В соответствии с п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2018 №26 на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки на основании договоров перевозки грузов, пассажиров и багажа, а также перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозка для собственных нужд), распространяются обязанности, предусмотренные для лиц, эксплуатирующих транспортные средства (см., например, ст. 20 Федерального закона №196‑ФЗ).

Таким образом, несмотря на то, что организация осуществляла перевозки для собственных нужд, она обязана соблюдать требования законодательства, предусмотренные для лиц, эксплуатирующих транспортные средства, в том числе касающиеся оформления путевых листов.

* * *

Новый порядок оформления путевых листов действует с 1 марта 2019 года. Теперь путевой лист нужно оформлять до начала выполнения рейса, если длительность рейса водителя транспортного средства превышает продолжительность смены (рабочего дня), или до начала первого рейса, если в течение смены (рабочего дня) водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов.

Некорректное оформление путевых листов грозит целым рядом проблем как с налоговыми органами, которые в том числе могут отказать в признании расходов на ГСМ, так и с другими проверяющими, например из Ространснадзора, которые вправе привлечь хозяйствующий субъект к административной ответственности.

Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения, №4, 2019 год

Специальные предложения Аюдар Инфо