Вернуться к списку журналов

Оформление электронного больничного: комментарий к информации ФСС РФ.

От редакции:

Материал о поправках Федерального закона от 01.05.2017 № 86‑ФЗ представлен в журнале «Оплата труда: акты и комментарии для бухгалтера», № 6, 2017 (о выдаче с 1 июля 2017 года листков нетрудоспособности в форме электронного документа).

 

С 1 июля 2017 года медицинские организации оформляют листы нетрудоспособности как в бумажной форме, так и в электронном виде.

Повсеместному внедрению такого порядка предшествовал эксперимент по выдаче электронных больничных, проходивший в 2015 – 2016 годах в Астраханской, Белгородской, Самарской, Тамбовской областях, Хабаровском крае, а также в Крыму и Татарстане.

Итак, с согласия сотрудника врач медицинской организации оформит больничный лист:

  • либо в печатном виде;
  • либо в электронном виде. Данные электронного больничного заносятся в специальную базу ФСС, которая доступна работодателям.

Обязательными реквизитами электронного листка нетрудоспособности (ЭЛН) являются:

  • Ф. И. О., ИНН, СНИЛС сотрудника, название организации-работодателя, сведения о среднем заработке для исчисления пособия, подпись врача;
  • подписи председателя врачебной комиссии и главного врача медицинской организации – для листков нетрудоспособности, выданных более чем на 15 дней.

Принять решение о получении электронного больничного работник может только в том случае, если и работодатель, и медицинская организация участвуют в системе электронного обмена больничными.

 

Обратите внимание:

Законодательство не содержит обязательного требования к работодателям открывать личный электронный кабинет страхователя и подключаться к электронному обмену листками нетрудоспособности.

 

Для работы с электронными больничными работодателю необходимо зарегистрироваться в личном кабинете (www.cabinets.fss.ru). В этот личный кабинет будут поступать уведомления об электронных листках нетрудоспособности, здесь же можно оформить раздел больничного «Заполняется работодателем».

Перечислим основные функции электронного кабинета страхователя:

  • получение данных ЭЛН, закрытого медицинской организацией;
  • просмотр ЭЛН и вывод их на печать;
  • ввод сведений страхователя в существующие ЭЛН;
  • экспорт данных ЭЛН в xml-файлы с возможностью последующей загрузки этого файла в ПО страхователя для создания и подписания реестров для отправки в ФСС;
  • поиск и просмотр поданных в ФСС реестров листков нетрудоспособности;
  • просмотр журнала обмена данными между работодателем и ФСС (с возможностью сохранения запросов и полученных ответов в xml-файлы);
  • просмотр и выгрузка в xml-файл (для дальнейшей обработки в ПО работодателя) списка ошибок при проверке реестра и пособий;
  • формирование обращений в ФСС (при прямых выплатах пособий);
  • поиск (по Ф. И. О., СНИЛС, статусу пособия) и просмотр пособий, выплаченных ФСС в рамках прямых выплат;
  • просмотр извещений, сформированных сотрудником ФСС при работе с реестром и пособиями (пока в стадии разработки);
  • подача заявки для записи на прием в территориальное отделение ФСС (при необходимости консультирования в части прямых выплат, осуществляемых фондом).

 

В целом схема взаимодействия работника – застрахованного лица, работодателя и медицинской организации при оформлении электронного больничного выглядит следующим образом:

 

электронный больничный

 

К сведению:

На сайте www.cabinets.fss.ru приведены инструкции пользователей как для застрахованных лиц, так и для работодателей – страхователей и медицинских организаций.

 

Отметим, что в переходе на ЭЛН есть ряд преимуществ:

  • во‑первых, сводятся к минимуму недочеты в оформлении, связанные с требованием к цвету чернил, размеру букв и полей, расположением знаков;
  • во‑вторых, отсутствует возможность представления работником поддельного больничного;
  • в‑третьих, исключается риск потери листков нетрудоспособности. 

 

 

Е. Л. Джабазян , эксперт журнала

«Оплата труда: акты и комментарии для бухгалтера» № 8 август, 2017 год.

 

Специальные предложения Аюдар Инфо