Вернуться к списку журналов

Объединение ПФР и ФСС: изменения в сфере страховых взносов

Автор: Новикова С. Г., эксперт журнала

С 2023 года Пенсионный фонд и Фонд социального страхования будут объедены в Единый фонд. Кроме того, существенно изменится порядок исчисления страховых взносов и порядок представления отчетности по ним. Решению этих вопросов посвящены три законопроекта, которые Госдума рассматривает в настоящее время[1].

О том, какие изменения вскоре ожидают страхователей, расскажем в данном материале.

 

О слиянии двух фондов

 

В целях оптимизации структуры Пенсионного фонда и Фонда социального страхования, централизации установления пенсий и иных социальных выплат, осуществления на федеральном уровне персонифицированного учета, оптимизации процессов административно-хозяйственной деятельности, в том числе централизации бухгалтерского учета, а также сокращения существующих издержек законопроект № 127389-8 предусматривает создание на базе указанных фондов Фонда пенсионного и социального страхования (Единого фонда), который объединит в себе их функции.

Создание Единого фонда позволит в том числе:

– централизовать на федеральном уровне услуги, предоставляемые государственными внебюджетными фондами;

– организовать единые офисы клиентского обслуживания на базе существующей территориальной сети ПФР и ФСС и оптимизировать их количество и структуру[2];

– обеспечить централизацию обеспечивающих функций в части государственных закупок, бюджетного учета и отчетности, кадрового учета.

 

Изменения в сфере страховых взносов

 

Объединение фондов, разумеется, затронет и сферу, связанную с исчислением и уплатой страховых взносов и представлением отчетности по ним. Решению этих вопросов посвящен другой документ – законопроект № 127004-8, целью которого является создание универсальной системы нормативного правового регулирования правил исчисления и уплаты страховых взносов, предусматривающих установление единого круга застрахованных лиц и единой предельной и облагаемой базы во все государственные внебюджетные фонды. В частности, планируется:

1) привести терминологию положений НК РФ в соответствие функциональным правам и обязанностям Единого фонда и страхователей;

2) установить единую базу исчисления страховых взносов и ввести единый тариф по ним;

3) закрепить новые льготные тарифы для отдельных страхователей;

4) скорректировать перечень необлагаемых выплат;

5) изменить сроки уплаты взносов;

6) изменить срок сдачи формы РСВ и персонифицированной отчетности.

Далее расскажем об этих новшествах подробнее.

 

Тарифы страховых взносов и предельное значение базы

 

В текущем, 2022, году большинство страхователей применяет следующие тарифы по страховым взносам (п. 2 ст. 425 НК РФ):

– взносы в ПФР – 22% с суммы выплат, не превышающих предельную базу в размере 1 565 000 руб. с начала года, включая 10% от суммы превышения;

– взносы в ФСС – 2,9% с суммы выплат, не превышающих предельную базу 1 032 000 руб. с начала года. С суммы превышения взносы не платятся;

– взносы в ФОМС – 5,1% независимо от суммы выплат.

С 2023 года будет введена общая предельная величина базы для исчисления страховых взносов в Единый фонд (этому вопросу посвящен новый п. 5.1 ст. 421 НК РФ). Она будет равна предельной базе по взносам в ПФР на 2022 год (1 565 000 руб.), умноженной на коэффициент индексации. Его установят с учетом роста средней зарплаты в РФ. В дальнейшем такую индексацию станут проводить ежегодно.

Также из нового п. 3 ст. 425 НК РФ следует, что будет установлен единый тариф по взносам, начисляемым в Единый фонд: с выплат в границах предельной базы взносы будут начисляться с применением ставки 30%, свыше этой базы – с применением ставки 15,1%.

Взносы страхователи будут исчислять единой суммой (п. 6 ст. 431 НК РФ). Распределять платежи станет Федеральное казначейство.

 

Льготные тарифы по страховым взносам

 

Предположительно с 2023 года будут установлены три категории страхователей, имеющих право на применение пониженных тарифов.

Категория 1: субъекты МСП и участники проекта «Сколково». Для них планируют ввести следующие тарифы: с выплат в пределах МРОТ, установленного федеральным законом на начало расчетного периода, – 0%, свыше МРОТ – 15%. Страхователи должны будут ежемесячно определять базу в отношении каждого застрахованного лица (п. 2.4 ст. 427 НК РФ).

Категория 2: благотворительные организации, некоммерческие организации, находящиеся на УСНО, занимающиеся социальным обслуживанием граждан, IT-организации и некоторые другие страхователи. Для них планируется установить тариф в границах единой предельной базы – 7,6%, сверх этой базы – 0% (п. 2.2 ст. 427 НК РФ). Следует добавить, что к данной категории отнесены также страхователи, которые производят выплаты и иные вознаграждения в пользу обучающихся в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения за деятельность, осуществляемую в студенческих отрядах (включенных в федеральный или региональный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой) по трудовым или гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, – в отношении указанных выплат и вознаграждений (пп. 20 п. 1 ст. 427 НК РФ). Такие страхователи при исчислении взносов также будут применять пониженные тарифы, предусмотренные п. 2.2 ст. 427 НК РФ.

Категория 3: работодатели, выплачивающие зарплату членам экипажей судов. Для них будет установлена тариф 0% (п. 2.3 ст. 427 НК РФ).

 

Необлагаемые выплаты при исчислении страховых взносов

 

Из перечня освобожденных от взносов выплат, который приведен в ст. 422 НК РФ, исключат выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам с временно пребывающими в РФ иностранцами и лицами без гражданства, которых не признают застрахованными.

В связи с этим пп. 15 п. 1 названной статьи с 2023 года утратит силу. Работодатели будут обязаны начислять взносы с выплат этим лицам, осуществляемых по трудовым и гражданско-правовым договорам. Кроме того, работодателям придется начислять взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством для выплат, производимых по договорам гражданско-правового характера российским гражданам, поскольку норма, закрепленная в пп. 2 п. 3 ст. 422 НК РФ, также утратит силу. Вероятно, это нововведение прекратит споры с проверяющими о переквалификации таких договоров в трудовые (см., например, постановления АС ДВО от 11.09.2020 № Ф03-3529/2020 по делу № А51-23858/2019, АС ВСО от 08.07.2021 № Ф02-3691/2021 по делу № А33-36428/2018, АС ВВО от 05.04.2021 № Ф01-851/2021 по делу № А43-11502/2020).

 

Сроки уплаты страховых взносов

 

В 2022 году страховые взносы перечисляются в бюджет отдельными платежами за соответствующий месяц не позднее 15-го числа следующего календарного месяца (п. 3 ст. 431 НК РФ).

С 2023 года крайний срок уплаты страховых взносов сдвигается на 10 дней, то есть на 25-е число. При этом все взносы, включая уплачиваемые в ФОМС, будут осуществляться единым платежом (новая редакция п. 6 ст. 431 НК РФ).

 

Отчетность по страховым взносам

 

В настоящее время страхователи обязаны сдавать ежеквартальный расчет по страховым взносам (форма РСВ) не позднее 30-го числа месяца, следующего за I кварталом, полугодием, 9 месяцами и годом (п. 7 ст. 431 НК РФ). Кроме того, дополнительно они сдают персонифицированную отчетность, для которой установлены отдельные сроки (ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»):

– по форме СЗВ-М – ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем (п. 2.2);

– по форме СЗВ-СТАЖ – по общему правилу – не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (для отдельных случаев установлены иные сроки) (п. 2).

С 2023 года п. 7 ст. 431 НК РФ будет изложен в новой редакции. Страхователи должны будут подавать в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения ее обособленных подразделений, которым открыты счета в банках и которые начисляют и производят выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц:

– форму РСВ – не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом;

– персонифицированные сведения о физических лицах, включающие их персональные данные и сведения о суммах выплат и иных вознаграждений в их пользу за предшествующий календарный месяц, – не позднее 25-го числа каждого месяца, следующего за истекшим.

В случае если в представляемой форме РСВ сведения по каждому физическому лицу о сумме выплат и иных вознаграждений, базе для исчисления страховых взносов, сумме страховых взносов содержат ошибки, а также если в представляемом плательщиком расчете суммы одноименных показателей по всем физическим лицам не соответствуют этим же показателям в целом по плательщику страховых взносов и (или) в расчете указаны недостоверные персональные данные, идентифицирующие застрахованных физических лиц, такой расчет считается непредставленным. Об этом плательщик будет уведомлен путем направления соответствующего уведомления не позднее дня, следующего за днем получения формы РСВ в электронном виде (в течение 10 дней, следующих за днем получения расчета на бумажном носителе). Страхователь в течение 5 дней (10 дней с даты направления уведомления на бумажном носителе) обязан представить форму РСВ, в которой устранены такие несоответствия. В данном случае датой представления расчета считается дата подачи расчета, признанного первоначально непредставленным.

 

Персонифицированная отчетность

 

При ведении персонифицированного учета страхователи должны будут представлять единую форму сведений. В частности, в новой редакции п. 2 ст. 8 Закона № 27-ФЗ[3] (изменения вносятся законопроектом № 126990-8) сказано, что страхователь обязан представлять в органы Единого фонда в составе единой формы сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, за исключением сведений, предусмотренных п. 8 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы, и сумме начисленных страховых взносов (такие сведения представляются в налоговые органы в форме РСВ). В единую форму будут включены также сведения о начисленных страховых взносах по травматизму.

По сути, единая форма объединит формы СЗВ-СТАЖ, СЗВ-ТД и 4-ФСС, которые страхователям не нужно будет подавать отдельно. Это следует из новой редакции ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ.

Единую форму сведений и порядок ее заполнения должны утвердить до конца 2022 года (п. 3 ст. 15 законопроекта № 126990-8).

 

[1] Законопроекты были приняты Госдумой в третьем чтении 5 июля 2022 года, однако на момент подготовки материала еще не были одобрены Советом Федерации и не подписаны Президентом РФ.

[2] Создаваемые клиентские офисы должны обеспечить личный прием граждан и страхователей в целях регистрации документов, представленных на бумажных носителях, и внесения сведений в информационные системы, консультирования и обучения граждан использованию электронных каналов получения услуг (регистрация в личном кабинете, установка мобильного приложения и др.).

[3] Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение, №8, 2022 год

Специальные предложения Аюдар Инфо