Вернуться к списку журналов

Об обложении «коронавирусной» субсидии НДФЛ и страховыми взносами

Автор: Манохова С.В., эксперт журнала

В ноябре 2021 года организация получила субсидию за нерабочие дни. В этой организации трудятся работники – внешние совместители и лица, работающие по гражданско-правовым договорам. Распространяются ли «коронавирусные» льготы по НДФЛ и страховым взносам на этих работников, а также на сотрудников, уволившихся в ноябре 2021 года до даты получения субсидии?

 

О социальной льготе

 

Постановлением Правительства РФ от 07.09.2021 № 1513 были утверждены Правила предоставления из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее – Правила). Указанные субсидии предоставлялись в целях:

– частичной компенсации затрат, связанных с осуществлением организациями деятельности в 2021 году на территории муниципального образования, в отношении которого было принято решение о введении на территории субъекта РФ ограничительных мероприятий (карантина);

– частичной компенсации затрат, связанных с осуществлением организациями деятельности в условиях нерабочих дней, установленных Указом Президента РФ от 20.10.2021 № 595, а также с проведением в 2021 году мероприятий по адаптации к требованиям о посещении предприятий в отдельных сферах экономики при условии наличия QR-кодов и (или) к иным ограничениям деятельности, направленным на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции.

 

О налоговой льготе

 

Федеральным законом от 29.11.2021 № 382‑ФЗ ст. 217 НК РФ дополнена новым п. 89, а п. 1 ст. 422 НК РФ – новым пп. 17. В соответствии с ними освобождаются от обложения НДФЛ и страховыми взносами доходы в виде оплаты труда работников в размере, не превышающем 12 792 руб., выплаченные работодателями, получившими субсидии из федерального бюджета, предоставляемые субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции в целях частичной компенсации их затрат, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях нерабочих дней в октябре и ноябре 2021 года, а также с проведением в 2021 году мероприятий по адаптации к требованиям о посещении предприятий в отдельных сферах экономики при условии наличия QR-кодов и (или) к иным ограничениям деятельности, направленным на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции.

Согласно абз. 1 п. 5 Правил размер субсидии за нерабочие дни определяется как произведение величины минимального размера оплаты труда по состоянию на 1 января 2021 года (12 792 руб.) и количества работников получателя субсидии в июне 2021 года, определяемого на основании данных разд. 3 расчета по страховым взносам.

Напомним, разд. 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах» расчета по страховым взносам заполняется в отношении всех застрахованных лиц, в том числе в пользу которых в отчетном периоде начислены выплаты в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

То есть в этом разделе РСВ указываются в том числе работники-совместители и лица, работающие по договорам ГПХ. Исходя из сказанного, делаем вывод, что льготы по НДФЛ и страховым взносам распространяются и на них.

Теперь, что касается ситуации, когда численность работников на дату получения субсидии за нерабочие дни отличается от численности сотрудников, приведенной в РСВ за июнь 2021 года, в соответствии с которым налоговым органом был произведен расчет размера субсидии. Разъяснения по этому поводу даны в Письме ФНС России от 21.01.2022 № БС-4-11/592@ (указанная позиция согласована с Минфином (Письмо от 19.01.2022 № 03‑04‑07/2554)).

Налоговики разъяснили, что выплаты работникам, не превышающие 12 792 руб. на одного работника, произведенные работодателями в месяце получения субсидии за нерабочие дни или в следующем за ним календарном месяце, независимо от количества работников на момент начисления этих выплат и от суммы полученной субсидии за нерабочие дни, освобождаются от обложения НДФЛ и страховыми взносами.

По мнению автора, исходя из данных формулировок, можно сделать вывод: если в месяце получения субсидии были уволены работники (в том числе до даты получения субсидии), выплаты в размере 12 792 руб. в их пользу также освобождаются от обложения НДФЛ и страховыми взносами. То есть, если при выплате работнику расчета в связи с увольнением с него был удержан НДФЛ, а впоследствии в этом же месяце из федерального бюджета была получена субсидия, налог считается излишне удержанным.

По общим правилам, если организация излишне удержала налог с сотрудника, который в организации больше не работает, она все равно должна вернуть ему налог. Прекращение трудовых отношений в данном случае значения не имеет.

Мы полагаем, что организации следует уведомить бывшего работника об излишнем удержании, получить от него заявление на возврат и перечислить эту сумму НДФЛ (п. 1 ст. 231 НК РФ).

 

 

От редакции

Официальной позиции чиновников по данному вопросу пока нет.

 

* * *

 

Выплаты в пользу работников-совместителей, а также лиц, работающих по гражданско-правовым договорам, осуществленные работодателями, получившими «коронавирусную» субсидию из федерального бюджета, освобождаются от обложения НДФЛ и страховыми взносами в размере 12 792 руб. на основании п. 89 ст. 217 и пп. 17 п. 1 ст. 422 НК РФ.

По нашему мнению, указанные положения НК РФ распространяются также на выплаты, осуществленные в связи с увольнением работников в месяце получения субсидии (в том числе до даты ее получения).
Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение, №3, 2022 год

Специальные предложения Аюдар Инфо