Все новости

О заключении договоров на оказание услуг по обращению с ТКО собственниками нежилых помещений

28 Апреля 2023

ТСН обратилось в ВС РФ с административным исковым заявлением о признании недействующим абз. 3 п. 148(1) Правил предоставления коммунальных услуг, ссылаясь на то, что оспариваемое положение нормативного правового акта противоречит п. 4.4 ч. 2 ст. 44, п. 12 ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ, нарушает право на самостоятельное решение вопросов по совместному управлению имуществом, поскольку безальтернативно предписывает собственникам нежилых помещений непосредственное заключение договоров по обращению с ТКО, в то время как решение указанного вопроса отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений в МКД.

Согласно оспариваемой норме, собственник нежилого помещения в МКД в целях обеспечения обращения с ТКО заключает договор на оказание услуг по обращению с такими отходами непосредственно с региональным оператором по обращению с ТКО. Указанный договор заключается в порядке и в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством РФ и законодательством в области обращения с отходами производства и потребления.

КС РФ заострил внимание на том, что оспариваемая административным истцом норма имеет отсылочный характер к гражданскому законодательству и законодательству в области обращения с отходами производства и потребления.

В частности, как определено п. 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления.

Из пункта 2 указанных правил следует, что потребителем является собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.

По мнению высшего арбитра, из анализа законоположений в их системном единстве следует, что абз. 3 п. 148(1) Правил предоставления коммунальных услуг не исключает возможность заключения собственниками нежилых помещений в МКД договоров на оказание услуг по обращению с ТКО через уполномоченных ими лиц, в частности ТСН, а следовательно, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Источник: Решение Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 14.03.2023 № АКПИ23-25.