Письмо ФНС России от 16.07.2020 № БС-4-21/11511@
Согласно абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки по налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3% в отношении отдельных видов земельных участков, в частности, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности).
В отношении прочих земельных участков предельная налоговая ставка по налогу установлена в размере 1,5% (пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ).
Налоговый кодекс не содержит исчерпывающий перечень документов (сведений), подтверждающих использование земельного участка в предпринимательской деятельности, представление которых в налоговые органы влечет безусловное применение ставки 1,5%.
К таким документам (сведениям), рассматриваемым налоговым органом, в частности, могут относиться сведения, представленные органами, осуществляющими государственный земельный надзор, муниципальный земельный контроль, материалы проверок правоохранительных органов, полученные в соответствии с законодательством, сведения, содержащиеся в налоговой или бухгалтерской (финансовой) отчетности, сведения, представленные в порядке межведомственного информационного взаимодействия и т. п.
По вопросу о правовых последствиях неиспользования по целевому назначению земельного участка в постановлении Президиума ВАС РФ от 18.06.2013 № 71/13 по делу № А67-4294/2012 отмечалось, что согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами.
Пунктом 2 ст. 85 ЗК РФ предусмотрено, что для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.
Частью 2 ст. 37 ГрК РФ определено, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов (ч. 2 ст. 37 ГрК РФ):
– основные виды разрешенного использования;
– условно разрешенные виды использования;
– вспомогательные виды разрешенного использования,
– допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства допускается на основании разрешения (ч. 6 ст. 37 ГрК РФ), выдаваемого в порядке, предусмотренном ст. 39 этого кодекса.
Приведенные правовые нормы обязывают использовать по целевому назначению весь земельный участок. При этом отсутствуют исключения в виде возможности использования части земельного участка не по целевому назначению (не в соответствии с разрешенным использованием).
С учетом изложенного, по мнению ФНС России, если налоговая ставка установлена в соответствии с абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ в размере 0,3% в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, не используемых в предпринимательской деятельности, то выявление факта использования в предпринимательской деятельности всего или части земельного участка исключает соблюдение условий применения указанной налоговой ставки.
Один раз в месяц мы делаем подборку статей, рекомендаций, новостей по актуальным темам и совершенно бесплатно рассылаем ее нашим подписчикам.
Оставьте, пожалуйста, свой адрес, если Вы хотите получать интересную профессиональную информацию.