Все новости

Обзор новостей для организаций сферы ЖКХ

2016-06-08

Размещение информации в ГИС ЖКХ: не оштрафуют до 01.01.2017.

02.06.2016 был опубликован и вступил в силу Федеральный закон от 02.06.2016 № 175-ФЗ, подразумевающий актуализацию перечня коммунальных услуг (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, из которой исключено упоминание о коммунальных услугах на ОДН в связи с переносом даты изменения структуры платы с 01.04.2016 на 01.01.2017). Также документ содержит массу норм, регулирующих порядок предоставления финансирования из Фонда содействия реформированию ЖКХ на проведение капитального ремонта МКД. Но (и это главное!) законом отодвигается срок, с которого наступает административная ответственность за ненадлежащее размещение информации в ГИС ЖКХ.

Напомним, с 01.08.2015 на УК, имеющие лицензии, возложена обязанность размещать в ГИС ЖКХ информацию, предусмотренную ч. 2 ст. 198 ЖК РФ, о перечне МКД, находящихся в управлении. Состав сведений конкретизирован в Приказе Минкомсвязи РФ № 368, Минстроя РФ № 691/пр от 29.09.2015. Все иные сведения УК должны размещать в ГИС ЖКХ не позднее 01.07.2016 или ранее, если на территории субъекта РФ было подписано соглашение об опытной эксплуатации ГИС ЖКХ, оно вступило в силу и прошло 4 месяца с этого момента.

Одновременно с 01.05.2015 действуют новые нормы КоАП РФ:

– ст. 13.19.1 КоАП РФ, на основании которой к ответственности за ненадлежащее размещение информации в ГИС привлекают чиновников;
– ст. 13.19.2 КоАП РФ, на основании которой к ответственности привлекают иных поставщиков информации (в том числе и УК).

Анализ данных норм в их взаимосвязи свидетельствует о том, что к ответственности по ст. 13.19.2 КоАП РФ УК привлекают:

– с 01.08.2015 за ненадлежащее размещение информации, предусмотренной ч. 2 ст. 198 ЖК РФ;
– с 01.07.2016 (или ранее, если было заключено соглашение об опытной эксплуатации ГИС) за ненадлежащее размещение любой другой информации.

Благодаря поправкам, сформулированным в Федеральном законе от 02.06.2016 № 175-ФЗ (см. его ст. 3):

– до 01.01.2017 к ответственности по ст. 13.19.2 КоАП РФ привлекают только должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, должностных лиц государственных внебюджетных фондов, должностных лиц органов государственного жилищного надзора, должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов;
– до 01.01.2017 положения ст. 13.19.2 КоАП РФ применяются только в отношении лицензиатов и ненадлежащего размещения информации, предусмотренной ст. 198 ЖК РФ.

Таким образом, с точки зрения негативных последствий для УК за неразмещение информации в ГИС дата 01.07.2016 была заменена на 01.01.2017.

Еще один важный момент. Независимо от момента вступления в силу требований о размещении информации в ГИС ЖКХ в полном объеме положения ч. 2.2 ст. 155 ЖК РФ будут применяться только с 2017 года. Напомним, что в данной норме говорится о праве потребителей вносить плату позднее в случае нарушения сроков размещения платежных документов и информации о размере платы в ГИС ЖКХ в установленный срок.

___________________________________________________________________________________________________

 

Порядок размещения поставщиками информации в ГИС ЖКХ.

Также 02.06.2016 был официально опубликован  Приказ Минкомсвязи РФ № 74, Минстроя РФ № 114/пр от 29.02.2016 «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства». В нем раскрыт детальный состав информации, которую должны размещать в ГИС управляющие МКД и остальные поставщики информации.

Совместный приказ вступит в силу 01.07.2016. В соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ обязанность размещать информацию возникает у УК также с 01.07.2016 (в том числе в «пилотных» регионах, поскольку ранее не был установлен порядок размещения информации), а административная ответственность за нарушение порядка и сроков размещения информации будет применяться с 01.01.2017. Одновременно в самом приказе (п. 3) указано: первичное размещение информации, предусмотренной Составом информации, осуществляется поставщиками информации не позднее 01.01.2017. Выходит, что на занесение всех необходимых данных на сайт dom.gosuslugi.ru у управляющих МКД остается полгода.

УК, ТСЖ, ЖК адресован раздел 10 Состава информации, утвержденный приказом. Также следует внимательно прочитать примечания к нему, кроме того, текст самого приказа. К примеру, в нем указано: поставщики должны использовать сведения, содержащиеся в ГИС и поступившие из федеральных государственных информационных систем, путем выбора соответствующих позиций. Если в ГИС необходимая информация отсутствует, поставщики должны размещать ее сами.

___________________________________________________________________________________________________

 

Имущество, общее для нескольких МКД.

Постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 № 480 (вступит в силу 01.07.2016) в Правила содержания общего имущества (утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491) добавлен новый раздел 1.1 «Требования, в соответствии с которыми определяется перечень имущества, которое предназначено для совместного использования собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах».

Интересно, что новые положения не содержат закрытый перечень такого имущества, а лишь называют пример. Если конкретнее, то к совместно используемому имуществу собственниками помещений в МКД, которые приняли решение о создании «многодомового» ТСЖ (п. 1 ч. 2 ст. 136 ЖК РФ), может быть отнесено имущество, в отношении которого принято решение о пользовании общим имуществом иными лицами (п. 3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ), а именно:

– земельный участок, на котором расположен МКД и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства (видимо, здесь подразумевается участок, сформированный под несколькими МКД) (пп. «е» п. 2 Правил содержания общего имущества);
– иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства МК, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен МКД (вероятнее всего, речь идет о подобных объектах, предназначенных для обслуживания сразу нескольких МКД) (пп. «ж» п. 2 Правил содержания общего имущества);
– общее имущество, совместное использование которого допускается проектной документацией, в соответствии с которой осуществлено строительство, реконструкция, капитальный ремонт таких домов, или технической документацией на такие дома;
– общее имущество, обеспечение работоспособности которого в одном МКД из числа таких домов достигается при условии подключения (технологического присоединения) к общему имуществу в другом МКД из числа таких домов (для инженерных систем, оборудования, устройств) (банальный пример – транзитные трубопроводы).

Напомним, что в силу ст. 5.1 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» ТСЖ, созданное в двух и более МКД, в случае его несоответствия требованиям, установленным п. 1 ч. 2 ст. 136 ЖК РФ, должно быть реорганизовано до 01.07.2016, если собственниками помещений в МКД не выбран иной способ управления такими домами.

___________________________________________________________________________________________________

 

Основы ценообразования в области обращения с ТКО.

Постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 № 484 утверждены Основы ценообразования в области обращения с ТКО и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО, которые устанавливают принципы и методы регулирования таких тарифов как:

– единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО;
– тариф на обработку ТКО;
– тариф на обезвреживание ТКО;
– тариф на захоронение ТКО.

При изучении нормативного документа обратил на себя внимание один момент: согласно п. 33 Основ ценообразования в области обращения с ТКО в случае применения метода экономически обоснованных расходов сбытовые расходы регионального оператора в виде расходов по сомнительным долгам ограничены 2% необходимой валовой выручки, установленной для регионального оператора на предыдущий период регулирования. Тогда как для других организаций (не имеющих статуса регионального оператора) в необходимой валовой выручке учитываются все суммы списанных безнадежных долгов и резервов по сомнительным долгам при условии их документального подтверждения.

___________________________________________________________________________________________________

 

Порядок оплаты потребителями коммунальных ресурсов.

Постановлением Правительства РФ от 23.05.2016 № 452 (вступило в силу 03.06.2016) внесены изменения в нормативные акты по вопросам совершенствования порядка оплаты потребителями коммунальных ресурсов.

Так, положения Порядка расчетов за природный газ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.04.2000 № 294, приведены в соответствие Правилам заключения договоров ресурсоснабжения (см. Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 № 124), согласно которым управляющие МКД (УК, ТСЖ, ЖСК) в общем случае оплачивают коммунальные ресурсы до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором не предусмотрен более поздний срок. Соответствующее правило появилось в Порядке расчетов за природный газ (п. 7). Но в нем есть оговорка: «если предварительная оплата коммунальных услуг не установлена в договоре управления».

Также в Порядке расчетов за природный газ конкретизированы особенности оплаты газа государственными (муниципальными) учреждениями, казенными предприятиями (в расчетном месяце оплачивается лишь 30% объема потребления за данный месяц (до 18-го числа), остальное – до 10-го числа следующего месяца), тогда как остальные потребители оплачивают большую часть газа (85% планового объема) до окончания расчетного месяца.

Аналогичный порядок оплаты (до 18-го числа расчетного месяца – 30% планового объема и остальное – до 10-го числа следующего месяца) установлен в отношении тепловой энергии и теплоносителя для бюджетных, казенных и автономных учреждений, казенных предприятий (см. новый п. 34(1) Правил организации теплоснабжения в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808).

___________________________________________________________________________________________________

 

Платежи собственников за ЖКУ в учете УК на УСНО.

Данный вопрос остается насущным уже длительное время, в информационное поле постоянно попадают новые документы. На этот раз – Письмо Минфина РФ от 10.05.2016 № 03-11-11/26632. В нем даны стандартные разъяснения. В общем случае суммы платежей собственников жилья за жилищно-коммунальные услуги, поступающие на счет организации, должны учитываться в составе доходов УК. В случае применения УСНО с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, платежи на оплату коммунальных услуг (например, плата за свет, горячую и холодную воду, вывоз мусора и т. п.) одновременно с отражением их в доходной части УК принимаются к вычету в составе расходов, так как они перечисляются соответствующим организациям, оказывающим эти услуги (пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

В случае если предпринимательская деятельность УК, исходя из договорных обязательств, является посреднической деятельностью по поручению собственников помещений в МКД по закупке коммунальных услуг, то доходом указанной организации будет являться комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение (пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Обращает на себя внимание формулировка «поступающие на счет организации». Нередко на практике компании полагают: если деньги не поступают на счет УК, то они и не признаются ее налогооблагаемыми доходами. Это возможно, если прием платежей ведет платежный агент, привлеченный УК по договору, и по поручению УК он перечисляет денежные средства на счета РСО и подрядчиков, тогда как на счет УК попадают платежи, причитающиеся за услуги, оказанные собственными силами УК.

Однако ключевым является не порядок прохождения денежных средств, а существо договорных отношений. Свежий пример – постановления АС УО от 20.05.2016 № Ф09-4291/16 и Ф09-3972/16. В первом случае УК не удалось доказать, что доходы преждевременно признавать на основании отчетов агента, ведь в бухучете проводки составлялись именно по данным отчетов платежного агента. Во втором случае суд признал, что ИП (выступающий в качестве УК) являлся самостоятельным субъектом, исполнителем коммунальных услуг, не осуществлял посреднической деятельности.

___________________________________________________________________________________________________

 

УК должна управлять домом до реализации нового способа управления даже по истечении срока действия договора.

Если собственники помещений не выбрали и не реализовали новый способ управления (либо к управлению домом не приступила компания, выбранная на открытом конкурсе ОМСУ), прежняя УК не вправе прекратить управлять домом, даже если договор управления был в надлежащем порядке прекращен в связи с истечением срока действия. Такой вывод органа ГЖН был поддержан арбитрами при рассмотрении дела № А03-18027/2015 (см. Постановление АС ЗСО от 31.05.2016 № Ф04-1459/2016). Он базируется на положениях ст. 200 ЖК РФ, закрепляющих непрерывность осуществления деятельности по управлению, обслуживанию МКД и оказанию (предоставлению) коммунальных услуг и направленных на соблюдение прав граждан (потребителей), обеспечение безопасности эксплуатации домов.