Все новости

Обзор актуальных новостей для бухгалтеров организаций ЖКХ

2016-03-14

Форма ежеквартального отчета регионального оператора

 

Приказом Минстроя РФ от 30.12.2015 № 965/пр, зарегистрированным в Минюсте РФ 03.03.2016 (начнет действовать 20.03.2016), утверждена форма отчета регионального оператора и сроки его размещения. Так, согласно ч. 1 ст. 183 ЖК РФ региональный оператор ведет учет средств, поступивших на его счета в виде взносов собственников, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора (имеется в виду «котловой» метод). Отчет по утвержденной форме – это результат учета средств фонда в разрезе МКД и собственников помещений, компаниям – владельцам спецсчетов можно взять на заметку эти таблицы, чтобы организовать учет средств фонда капитального ремонта.

Итак, Минстрой установил срок – отчет должен быть размещен на официальном сайте регионального оператора не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Учитывая дату вступления документа в силу, следует полагать, что отчеты за I квартал 2016 года должны появиться в Интернете до 20 апреля.

Непосредственно с формами отчета можно ознакомиться в тексте приказа. Мы обратим внимание лишь на то, что на сайте регионального оператора будет доступна информация о начисленных и оплаченных взносах каждого собственника помещения в МКД.

_________________________________________________________________________________________________

 

Судебный приказ по требованиям о взыскании платы за ЖКУ с 01.06.2016

 

Федеральным законом от 02.03.2016 № 45-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», который вступит в силу 01.06.2016, пересмотрены среди прочего положения о судебном приказе.

Прежде всего, ограничена сумма задолженности, подлежащей взысканию по судебному приказу, – максимум 500 000 руб. (ранее лимита не было).

Кроме того, в ст. 122 ГПК РФ, в которой приведен перечень требований, по которым может быть вынесен судебный приказ, добавлены два пункта:

  • заявлено требование о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также услуг телефонной связи;
  • заявлено требование о взыскании обязательных платежей и взносов с членов товарищества собственников жилья или строительного кооператива.

Это важный момент, так как теперь причиной отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа не может быть отсутствие письменного договора управления, договора между ТСЖ и его членом.

__________________________________________________________________________________________________

 

Страхование лифтов и других опасных объектов в МКД

 

Федеральным законом от 09.03.2016 № 56-ФЗ внесены поправки в Федеральный закон от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (далее – Закон № 225-ФЗ), вступающие в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования (09.03.2016), то есть 06.09.2016, за исключением отдельных положений.

Для компаний, работающих в сфере обслуживания МКД, важными являются поправки, согласно которым именно УК, ТСЖ, а также подрядная организация в случае непосредственного управления домом обязаны заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда потерпевшим в результате аварии на опасном объекте (см. дополнение к ч. 1 ст. 4 Закона № 225-ФЗ).

 

Опасный объект

Лицо, обязанное на условиях и в порядке, которые установлены Законом № 225-ФЗ, исполнить обязанность по страхованию в отношении страхования риска наступления гражданской ответственности владельцев опасных объектов в МКД за причинение вреда потерпевшему в результате аварии на таких объектах

Лифты, подъемные платформы для инвалидов, эскалаторы (п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона № 255-ФЗ)

Лицо, осуществляющее управление МКД в соответствии с требованиями ЖК РФ, а в случае непосредственного управления МКД собственниками помещений в таком доме – организация, выполняющая работы по техническому обслуживанию, капитальному ремонту и модернизации указанных опасных объектов на основании договора, заключенного с собственниками помещений в таком доме.

Опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством РФ о промышленной безопасности опасных производственных объектов, например, котельные (п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона № 255-ФЗ)

Организация, эксплуатирующая опасный объект

 ___________________________________________________________________________________________________

 

Вычет НДС при отсутствии раздельного учета: правило 5%

 

В Письме от 05.02.2016 № 03‑07‑14/5857 Финансисты напомнили, что в соответствии с п. 4 ст. 170 НК РФ налогоплательщики обязаны вести раздельный учет сумм НДС по приобретенным товарам, работам, услугам, имущественным правам в случае их использования для осуществления операций, подлежащих налогообложению и освобождаемых от налогообложения (в том числе не признаваемых объектом налогообложения – см. Постановление Президиума ВАС РФ от 05.06.2011 № 1407/11).

Не вести раздельный учет и применять вычет по указанным приобретениям можно в тех налоговых периодах, в которых доля совокупных расходов (как прямых, так и общехозяйственных) на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав. В этом случае все суммы налога (в том числе в отношении тех покупок, которые подлежат отнесению к числу прямых расходов), предъявленные налогоплательщикам продавцами используемых в производстве товаров (работ, услуг), имущественных прав в указанном налоговом периоде, налогоплательщики вправе предъявлять к вычету в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 172 НК РФ.

 _____________________________________________________________________________________________________

 

Вычет НДС без отказа от льготы

 

Ситуация, рассмотренная финансистами в Письме от 10.12.2015 № 03‑07‑14/72142, еще недавно была актуальной для многих управляющих компаний: по неведению или заблуждению они не представляли в налоговую инспекцию отказ от применения налоговых льгот, предусмотренных пп. 29, 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, при этом начисляли НДС и применяли вычеты без учета освобождения от налогообложения. Инспекторы на местах признавали неправомерным применение вычетов НДС в таких случаях. Судебная практика по данному вопросу складывалась в основном в пользу налогоплательщиков. Летом 2014 года ВАС сформулировал такой принцип: при применении пп. 2 п. 5 ст. 173 НК РФ во взаимосвязи с другими положениями гл. 21 необходимо учитывать, что налогоплательщик, выставивший покупателю счет-фактуру с выделением суммы налога при реализации товаров, работ, услуг, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, имеет право применить и налоговые вычеты по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для осуществления указанных операций (п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33). В комментируемом разъяснении представитель Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина сообщил, что налогоплательщик вправе руководствоваться правовой позицией ВАС.

Интересно, что и после опубликования постановления Пленума ВАС не все судьи решали налоговые споры в пользу УК. Однако сейчас принимаются судебные акты и в пользу компаний (постановления АС СЗО от 11.12.2015 по делу № А56-62174/2014, от 27.10.2015 по делу № А56-62418/2014).

 _____________________________________________________________________________________________________

 

Подарочный сертификат: НДФЛ

 

Письмо Минфина РФ от 30.12.2015 № 03‑04‑07/77606 актуально для УК, которые проводят розыгрыши призов для своих клиентов в целях повышения платежной дисциплины и в качестве призов выдают подарочные сертификаты на покупку товаров, услуг третьего лица. Важный момент: сертификат не имеет номинала, а предоставляет право на приобретение определенного товара. Организация оплачивает фактическую стоимость товара его продавцу после предъявления победителем акции подарочного сертификата. В этом случае датой получения дохода, облагаемого НДФЛ, является день оплаты организацией, выдавшей сертификат, товара при предъявлении налогоплательщиком сертификата. Организация – источник дохода не имеет возможности удержать налог, поэтому обязана уведомить налоговый орган и самого налогоплательщика об этом в течение месяца со дня окончания налогового периода. Гражданин сам исчисляет и декларирует налог.

Размер дохода, подлежащего налогообложению, определяется стоимостью полученного товара, а налоговая ставка равна 35%, поскольку в письме Минфина сказано о рекламной акции. В то же время акции, стимулирующие платежную дисциплину, не являются рекламными, поэтому доход победителей подлежит налогообложению по общей ставке 13%.

 _____________________________________________________________________________________________________

 

Уплата штрафа работодателем: НДФЛ

 

Административные штрафы за нарушения в сфере управления МКД налагаются не только на УК, но и на их должностных лиц. Нередко компания берет на себя бремя уплаты штрафа. В Письме от 20.01.2016 № 03‑04‑05/1660 Минфин напомнил, что в этом случае у сотрудника возникает налогооблагаемый доход (экономическая выгода).

_____________________________________________________________________________________________________

 

Расход топлива на производство тепловой энергии

 

Налоговый кодекс не предусматривает нормирование материальных расходов на приобретение топлива, воды, энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку всех видов энергии (пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ). Обоснованность расходов в целях налогообложения также подтверждается налогоплательщиком самостоятельно. Нормативы расхода топлива на производство тепловой энергии, установленные Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», не используются в целях применения гл. 25 НК РФ. В Письме Минфина РФ от 15.01.2016 № 03‑03‑06/1/821 отмечено, что исходя из особенностей собственного производственного цикла налогоплательщики могут определять нормативы каждого конкретного вида сырья и материалов, используемых в производстве. Данные нормативы могут быть установлены, в частности, технологическими картами, сметами технологического процесса или иными аналогичными документами, являющимися внутренними документами, которые разрабатываются специалистами организации, контролирующими технологический процесс, и утверждаются уполномоченными лицами организации.

 _____________________________________________________________________________________________________

 

Исправление первичных учетных документов

 

В Письме от 22.01.2016 № 07‑01‑09/2235 представители финансового ведомства напомнили, что законодательством о бухгалтерском учете не предусмотрена замена ранее принятого к бухгалтерскому учету первичного учетного документа новым документом в случае обнаружения ошибок в первичном учетном документе. Однако законом установлены требования к оформлению исправления (исправление должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц). Организация вправе самостоятельно разработать способы внесения исправлений в первичные учетные документы. При этом можно ориентироваться на нормативные акты, регулирующие аналогичные вопросы, например, на порядок исправления счетов-фактур (в частности, путем составления нового документа с правильными реквизитами с отметкой о том, что это исправленный документ, и указанием номера и даты исправления).

 _____________________________________________________________________________________________________

 

Расчеты за отопление исходя из норматива потребления

 

В Письме Минстроя РФ от 23.11.2015 № 38988‑ОГ/04 прокомментирована следующая ситуация. Если в доме отсутствует ОПУ тепловой энергии, плата за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается исходя из норматива потребления. В силу п. 18 приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, этот показатель определяется исходя из количества тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период МКД, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, а также продолжительности отопительного периода. Продолжительность отопительного периода определяется как количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде.

Вывод чиновников: размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из установленного норматива и не пре­дусматривает возможность расчета исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням.

Одно из следствий данного принципа: РСО не вправе требовать с управляющего МКД дополнительной оплаты тепловой энергии в случае продления отопительного сезона свыше продолжительности, с учетом которой был установлен норматив потребления (см. постановления АС ЗСО от 29.04.2015 № Ф04-6868/2014, АС УО от 28.04.2015 № Ф09-2041/15). Верно и обратное утверждение: если продолжительность отопительного сезона меньше, оплатить все равно придется суммарный объем тепловой энергии, который был учтен при установлении норматива потребления. Те же правила действуют при расчете платы за отопление для населения.

 _____________________________________________________________________________________________________

 

ТСЖ (ЖСК) на УСНО: применение пониженных тарифов страховых взносов

 

Независимо от того, как именно ТСЖ (ЖСК) определяет налоговую базу при применении УСНО, оно учитывает платежи собственников помещений в МКД на содержание, ремонт общего имущества, оплату коммунальных услуг в качестве доходов по основному виду деятельности в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в ПФ РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Это значит, что если такие доходы составляют более 70% в общем объеме доходов, то ТСЖ (ЖСК) имеет право применять пониженные тарифы страховых взносов (20%). Именно такую величину взносов следует учитывать при составлении сметы доходов и расходов на будущие периоды. Такие выводы сделаны в Письме Минтруда РФ от 18.12.2015 № 17-4/В-619.

 _____________________________________________________________________________________________________

 

Страховые взносы на выплаты председателю правления ТСЖ

 

В Письме Минтруда РФ от 22.12.2015 № 17-4/ООГ-1815 фактически продублировано разъяснение, ранее данное в Письме от 30.03.2015 № 17-4/ООГ-408. На основе сопоставления положений ТК и ЖК РФ чиновники заключили: деятельность председателя правления ТСЖ можно отнести к трудовой, значит, выплаты в его адрес облагаются страховыми взносами. Ранее мы изучали судебную практику по этому вопросу и пришли к выводу, что не начислять страховые взносы на вознаграждение председателя правления ТСЖ весьма рискованно.

 _____________________________________________________________________________________________________

 

Расчеты за электроснабжение с учетом социальной нормы

 

Постановлением Правительства РФ от 29.02.2016 № 151 скорректированы положения Постановления Правительства РФ от 22.07.2013 № 614, согласно которому предполагалось повсеместное введение социальной нормы потребления электроэнергии с 01.07.2016.

В настоящее время установлено, что по решению региональных властей социальная норма может вообще не устанавливаться и не применяться в отношении населения. Если решение о ее введении не принято к 1 марта, то оно может быть принято не ранее 1 января 2017 года.

 _____________________________________________________________________________________________________

 

Взнос на капремонт – расход при УСНО

 

В очередном разъяснении (Письмо от 15.02.2016 № 03-11-06/2/8075) представители Минфина признают, что суммы уплаченных организацией обязательных взносов на капитальный ремонт общего имущества МКД учитываются в расходах при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО. Однако назвать вид расходов затруднительно. Если в свежем письме чиновники цитируют положения НК РФ о материальных расходах, то ранее (Письмо от 26.10.2015 № 03-11-11/61451) относили взносы к расходам на ремонт основных средств. А прежде – к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (см. Письмо от 07.05.2015 № 03-03-06/1/26483, адресованное плательщикам налога на прибыль).

 _____________________________________________________________________________________________________

 

Минтруд: УК должна начислять страховые взносы на выплаты председателю совета МКД

 

В Письме Минтруда РФ № 17-4/В-639, датированном 24.12.2015, но ставшим доступным широкому кругу пользователей только сейчас, сделан невыгодный для УК вывод. Так, по мнению чиновников:

  • УК является плательщиком страховых взносов с сумм начисляемого ежемесячного вознаграждения, производимого им в пользу председателя совета МКД;
  • источником уплаты страховых взносов в рассматриваемой ситуации являются денежные средства собственников помещений в МКД, которые на основании решения общего собрания производят уплату в пользу управляющей организации сумм, предназначенных на выплату вознаграждения председателю совета МКД.

Представители министерства опирались на такие доводы:

  • ежемесячная выплата вознаграждения председателю совета МКД связана с выполнением им управленческих функций и отношения между председателем совета и собственниками помещений регулируются нормами гражданского законодательства;
  • решение общего собрания собственников помещений обязывает УК, на счет которой поступают денежные средства от собственников помещений, производить выплату вознаграждения.

Такое заключение сделано несмотря на отсутствие трудовых и гражданско-правовых отношений между УК и председателем совета МКД. На практике возможно избежать уплаты страховых взносов при соответствующем оформлении договорных отношений. Об этом мы рассказывали в новости «Страховые взносы с выплат председателю совета МКД».

 _____________________________________________________________________________________________________

 

Сведения о лицензиях на управление МКД попадут в ЕГРЮЛ

 

В Письме ФНС РФ от 19.02.2016 № ГД-4-14/2731@ сообщается, что в настоящее время органы госжилнадзора субъектов РФ не представляют в регистрирующий орган сведения о лицензиях на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД в форме электронного документа. Хотя в соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» такие сведения должны быть переданы не позднее пяти рабочих дней с момента принятия соответствующего решения.

Налоговики делают акцент на актуальности проблемы и просят в кратчайший срок обеспечить преставление необходимых сведений.

 _____________________________________________________________________________________________________

 

Можно ли взыскать с собственника пристроя к МКД плату за жилищные услуги?

 

Взыскать платежи на содержание и ремонт общего имущества в МКД не удастся с собственника встроенно-пристроенного помещения, если он докажет, что данное помещение представляет самостоятельный объект, при этом никакого значения не имеет единый почтовый адрес помещения и дома. Пример – в Определении ВС РФ от 20.02.2016 № 305-ЭС15-19877, в котором приведены следующие доказательства позиции собственника пристроя:

  • пристрой построен по отдельному от жилого дома проекту;
  • помещения имеют обособленные входы-выходы во внутренние помещения, не имеют какой-либо конструктивной связи с жилыми помещениями МКД, не связаны с ними ни функционально, ни технологически;
  • помещения имеют собственные несущие стены, на которые опираются плиты перекрытия, собственную крышу, отдельные от дома системы отопления, водопровода, канализации, энергоснабжения, вентиляции (автономность коммуникаций подтверждена в том числе строительно-технической экспертизой);
  • с момента приемки в эксплуатацию в отношении пристроя заключены самостоятельные договоры с РСО, а также с обслуживающими организациями.

 _____________________________________________________________________________________________________

 

Об изменении региональных программ капитального ремонта

 

Приказом Минстроя РФ от 29.10.2015 № 774/пр (документ не опубликован официально) утверждены Методические рекомендации по принятию субъектом РФ решений о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в МКД. В этом документе чиновники сформулировали наиболее, на их взгляд, целесообразные подходы к порядку изменений региональных программ, описали варианты, когда такие изменения возможны (основания переноса сроков, изменения перечня работ), дали советы, как организовать работу по приему и рассмотрению обращений с просьбами изменить программу и т. д. Например, если фонд капремонта формируется на счете регионального оператора, логично отказать в переносе ремонта на более ранний срок и (или) расширении перечня работ в случае, когда размер фактических поступлений взносов менее 50% от размера представленных к оплате счетов.

 _____________________________________________________________________________________________________

 

УК на УСНО: «коммуналку» – в выручку!

 

Очередной налоговый спор разрешен в пользу налоговиков: суды признали, что УК, применяющая УСНО, обязана включать поступающую на его счет от потребителей плату за коммунальные услуги в налогооблагаемые доходы (см. Определение ВС РФ от 18.02.2016 по делу № 307-КГ15-19440, Постановление АС СЗО от 15.10.2015 № Ф07-6556/2015 по делу № А05-1053/2015):

  • УК выступает в качестве самостоятельного субъекта как по отношению к РСО, так и по отношению к собственникам и нанимателям помещений;
  • договоры с РСО не содержат условий об агентском вознаграждении;
  • начисление и сбор коммунальных платежей УК осуществляет самостоятельно;
  • денежные средства, поступающие на расчетный счет от потребителей в виде платы за жилищно-коммунальные услуги, в адрес РСО в тот же день не перечисляются.

_____________________________________________________________________________________________________

 

Снижение размера платы за неоказанную услугу по предписанию проверяющих

 

Постановлением АС УО от 02.02.2016 № Ф09-10591/15 признано законным предписание органа муниципального жилищного контроля о том, что УК должна снизить размер платы за содержание общего имущества в связи с неоказанием услуги. Дело в том, что ОПУ тепловой энергии вовремя не прошел поверку, однако УК взимала в полном объеме плату за содержание жилого помещения по «муниципальному тарифу», в который заложена плата за обслуживание и ремонт данного ОПУ в размере 0,73 руб. / кв. м. Арбитры признали, что факт неоказания услуги подтвержден материалами дела, поэтому нет необходимости в составлении акта нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ, о котором сказано в п. 15 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491.