Вернуться к списку журналов

Нефинансовые активы: какие новшества в документальном оформлении?

Автор: Мишанина М., редактор журнала

Нефинансовые активы: какие новшества в документальном оформлении?

Минфин своим Приказом № 194 внес поправки в Приказ № 52н, устанавливающий порядок применения организациями госсектора форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета. Новшества касаются документального оформления операций с нефинансовыми активами. Ознакомимся с ними в статье.

Вначале расскажем о незначительных поправках, которые были внесены в формы первичных документов и регистров учета. Это замена слов «материально ответственное лицо(а)» на слова «ответственное(ые) лицо(а)» в формах:

  • акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835);
  • инвентарной карточки нефинансовых активов (ф. 0504031);
  • инвентарной карточки группового учета нефинансовых активов (ф. 0504032);
  • инвентарного списка нефинансовых активов (ф. 0504034);
  • оборотной ведомости по нефинансовым активам (ф. 0504035);
  • карточки количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041);
  • инвентаризационной описи (сличительной ведомости) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087) (далее – инвентаризационная опись (ф. 0504087));
  • ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092) (далее – ведомость расхождений (ф. 0504092)).

Ответственными лицами могут быть как лица, ответственные за сохранность имущества, так и лица с полной материальной ответственностью.

Значительная часть изменений, предусмотренных Приказом № 194н, коснулась последних двух документов. Поменялись не только формы инвентаризационной описи (ф. 0504087) и ведомости расхождений (ф. 0504092), но и порядок их заполнения.

Инвентаризационная опись (ф. 0504087).

Инвентаризационная опись (ф. 0504087), как и прежде, составляется для отражения результатов проведенной в учреждении инвентаризации объектов нефинансовых активов с указанием:

– места проведения инвентаризации;

– ответственных лиц;

– приказа (распоряжения) о проведении инвентаризации (с отражением номера и даты приказа);

– даты начала и окончания инвентаризации.

Эта информация размещается в заголовочной части описи на странице 1. Там же ответственным лицом заполняется поле «РАСПИСКА», где подтверждается, что к началу проведения инвентаризации все документы, относящиеся к приходу или расходу активов, сданы в бухгалтерию и никаких неоприходованных или списанных в расход активов не имеется.

По содержанию инвентаризационная опись (ф. 0504087) стала более объемной, в ней появились новые графы и дополнительная страница 4. На этой странице теперь указывается информация о согласии ответственного лица с результатами проверки, об объяснении им причин расхождений (при наличии), а также приводятся заключение комиссии по результатам инвентаризации и соответствующие подписи. Напомним, что ранее данные сведения отражались на странице 1.

На странице 2 инвентаризационной описи (ф. 0504087) в графе 3 сейчас следует проставлять номер (код) объекта учета (инвентарный или иной). Он отражается в соответствии с прилагаемой к объекту нефинансовых активов документацией. Для инвентарных объектов учета указывается инвентарный номер, для иных – номер (код), позволяющий однозначно идентифицировать объект учета (серия, партия, заводской номер или иная информация).

В графе 5 отражается цена (оценочная стоимость) объекта инвентаризации. В порядке заполнения этой графы уточняется, что если проводится инвентаризация материальных ценностей, предназначенных для реализации, то указывается цена продукции, товара, при выявлении излишков – оценочная стоимость объекта.

Напомним, что оценочная стоимость нефинансовых активов определяется на основании п. 25 Инструкции № 157н[1]. Ею признается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи названных активов на дату принятия их к учету.

Еще одно новшество – появление на странице 2 инвентаризационной описи граф 8 «Статус объекта учета» и 9 «Целевая функция актива».

Статус объекта учета – это состояние объекта имущества на дату инвентаризации исходя из оценки его технического состояния и (или) степени вовлеченности в хозяйственный оборот. Например, статусы объектов нефинансовых активов, отражаемые в графе 8 описи, могут быть следующие:

Основные средства

Материальные запасы

Объекты незавершенного строительства

В эксплуатации

В запасе (для использования)

Строительство (приобретение) ведется

Требуется ремонт

В запасе (на хранении)

Объект законсервирован

Находится на консервации

Ненадлежащего качества

Строительство объекта приостановлено без консервации

Не соответствует требованиям эксплуатации

Поврежден

Передается в собственность иному публично-правовому образованию

Не введен в эксплуатацию

Истек срок хранения

 

Целевая функция актива, которая указывается в графе 9 описи, – это возможные способы вовлечения объектов инвентаризации в хозяйственный оборот, использования в целях получения экономической выгоды (извлечения полезного потенциала) либо при отсутствии возможности – способы выбытия объекта. Например, целевые функции нефинансовых активов могут быть следующие:

Основные средства

Материальные запасы

Объекты незавершенного строительства

Введение в эксплуатацию

Использовать

Завершение строительства (реконструкции, технического перевооружения)

Ремонт

Продолжить хранение

Консервация объекта

Консервация объекта

Списание

Приватизация (продажа) объекта

Дооснащение (дооборудование)

Ремонт

Передача объекта другим субъектам хозяйственной деятельности

Списание

Утилизация

 

Способ указания в соответствующих графах статуса объекта учета, целевой функции актива, например по наименованию и (или) коду, устанавливается субъектом учета при формировании своей учетной политики.

На странице 3 инвентаризационной описи (ф. 0504087) появились графы для указания номера (кода) счета бухгалтерского учета, это графа 10, а также для отражения информации об объектах, в отношении которых комиссией учреждения установлено их несоответствие условиям признания активов в целях ведения бухгалтерского учета, – графы 17, 18.

В графе 17 указывается количество объектов, которые не соответствуют критериям признания активов в целях ведения бухгалтерского учета, а в графе 18 – сумма, которая определяется путем умножения показателя графы 17 на результат деления показателя графы 12 на показатель графы 11.

В графе 19 «Примечание» приводится информация, не нашедшая отражения в предыдущих графах, например:

– при выявлении недостач проставляется количество объектов учета, выбывших в пределах норм естественной убыли;

– при изменении статуса и (или) целевой функции объекта учета с предыдущей инвентаризации отражаются причины (основания) таких изменений.

Отметим, что новые графы (в частности, 8, 9, 17, 18) добавлены в инвентаризационную опись (ф. 0504087) с целью соответствия этого документа положениям федеральных стандартов – Концептуальные основы[2], Основные средства[3] и Обесценение активов[4], которые применяются с 2018 года. Ими определено отражать на балансе активы, соответствующие требованиям, главное из которых – извлечение полезного потенциала от актива или получение от него будущих экономических выгод в процессе достижения целей деятельности (выполняемых функций, полномочий) учреждения.

Согласно федеральным стандартам учет отдельных объектов нефинансовых активов осуществляется по справедливой стоимости – в оценке, соответствующей цене, по которой может быть произведен переход права собственности на актив между независимыми сторонами сделки, осведомленными о предмете сделки и желающими ее совершить. Если актив учитывается на балансе по стоимости, превышающей его справедливую стоимость, то в учете отражается убыток от обесценения. А выявление признаков обесценения актива осуществляется в рамках инвентаризации, проводимой в целях обеспечения достоверности данных годовой отчетности, путем анализа наличия любых признаков, указывающих на возможное обесценение актива.

Ведомость расхождений (ф. 0504092).

Согласно обновленным положениям Приказа № 52н ведомость расхождений (ф. 0504092) следует составлять на основании инвентаризационных описей (ф. 0504087) в целях обобщения информации об установленных в ходе инвентаризации отклонениях с данными бухгалтерского учета. Показатели, отражаемые в ведомости и описях, практически идентичны. В форме также предусмотрены графы для приведения информации об объектах учета, по которым установлено их несоответствие условиям признания актива в целях ведения бухгалтерского учета. Помимо этого, новшеством считается появление в ведомости отметки бухгалтерии о принятии данных к учету.

Рассмотрим, как формируются показатели в соответствующих графах ведомости расхождений (ф. 0504092):

Графы

Порядок заполнения

Идентичные показатели описи (ф. 0504087)

Графа 1

Порядковый номер

-

Графа 2

Наименование объекта нефинансового актива

Графа 2

Графа 3

Номер (код) объекта учета (инвентарный или иной)

Графа 3

Графа 4

Единица измерения

Графа 4

Графа 5

Номер (код) счета бухгалтерского учета

Графа 10

Графа 6

Балансовая стоимость (сумма) на единицу объекта учета

Графа 12/графа 11

Графа 7

Цена (оценочная стоимость) объекта инвентаризации

Графа 5

Графа 8

Количество объектов, по которым выявлена недостача по данным бухгалтерского учета

Графа 13

Графа 9

Сумма недостачи = графа 8 х графа 6

Графа 14

Графа 10

Количество объектов, по которым выявлено несоответствие в пределах норм естественной убыли по данным бухгалтерского учета и фактического наличия

-

 

Графа 11

Сумма объектов, по которым выявлено несоответствие в пределах норм естественной убыли = графа 10 х графа 6

-

Графа 12

Количество объектов, превышающее данные бухгалтерского учета

Графа 15

Графа 13

Сумма излишков = графа 12 х графа 7

Графа 16

Графа 14

Количество объектов, которые не соответствуют критериям признания активов в целях ведения бухгалтерского учета

Графа 17

Графа 15

Сумма объектов, по которым установлено их несоответствие условиям признания актива = графа 14 х графа 6

Графа 18


* * *

В основном поправки, определенные Приказом № 194н, затронули формы инвентаризационной описи (ф. 0504087) и ведомости расхождений (ф. 0504092). По большей части они направлены на соответствие этих регистров учета положениям федеральных стандартов, разработанных для организаций госсектора: Концептуальные основы, Основные средства и Обесценение активов. Отметим, что руководствоваться ими следует с 2018 года.

Применять указанные формы на практике учреждения должны по мере их организационно-технической готовности, но не позднее 1 января 2018 года.

 



[1] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного само­управления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[2]Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н.

[3] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н.

[4] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Обесценение активов», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 259н.

 

Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение, №1, 2018 год

Специальные предложения Аюдар Инфо