Вернуться к списку журналов

НДС-последствия при утрате права на применение УСНО в период выполнения работ по государственному (муниципальному) контракту

Автор: Кошкина Т.Ю., редактор журнала

Заключенный «упрощенцем» с государственным (муниципальным) заказчиком контракт на выполнение работ по строительству (реконструкции) не предусматривал уплату НДС. В сметной документации налог также не был выделен. Обязательства по контракту подрядчик исполнял на протяжении длительного времени, и во всех оформляемых для заказчика документах НДС не указывался.

В периоде завершения выполнения работ организация утратила право на применение УСНО (в связи с превышением установленного гл. 26.2 НК РФ лимита доходов) и стала налогоплательщиком в соответствии с общей системой налогообложения.

Обязан ли заказчик увеличить цену контракта на сумму НДС? Если нет, то как рассчитать НДС – выделить сумму налога из твердой цены контракта по расчетной ставке или начислить сверх стоимости работ? Как определить сумму доходов в целях налогообложения прибыли?

 

Руководство к действию.

 

На данный момент правоприменительная практика выработала однозначные ответы на все поставленные вопросы.

Утрата подрядчиком (исполнителем) права на применение УСНО и наличие у него обязанности уплатить НДС в бюджет не являются основанием для изменения цены контракта, которая была установлена без учета данного налога. Поэтому даже если подрядчик обратиться в суд с таким требованием, то арбитры откажут во взыскании суммы НДС с государственного (муниципального) заказчика.

Размер подлежащего начислению НДС определяется путем выделения суммы налога из твердой цены контракта по расчетной ставке:

  • 18/118 (если работы приняты заказчиком до 01.01.2019);
  • 20/120 (если работы реализуются позднее).

В целях налогообложения прибыли выручка от реализации работ по контракту уменьшается на сумму НДС, начисленного указанным способом.

 

Пример

ООО «Подрядчик» выполняло работы на основании муниципального контракта, цена которого определялась без учета НДС.

Согласно подписанному в августе 2019 года акту сдачи-приемки стоимость принятых заказчиком работ равна 7 200 000 руб. (НДС не выделен).

В III квартале 2019 года ООО «Подрядчик» утратило право на применение УСНО.

 

Размер начисленного НДС составит 1 200 000 руб. (7 200 000 руб. х 20/120).

Величина доходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли, равна 6 000 000 руб. (7 200 000 ‑ 1 200 000).

 

Основа для выводов.

 

В Определении ВС РФ от 16.04.2019 № 302‑КГ18-22744 Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ указала на незаконность доначисления подрядной организации НДС и налога на прибыль в связи с утратой права на применение УСНО в IV квартале 2014 года.

Позиция коллегии основана на следующем:

  • установленная контрактом цена работ является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения. Такой подход к регулированию вопроса об установлении цены по государственным (муниципальным) контрактам закреплен в п. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок;
  • отсутствие в сметной документации упоминания об НДС и тот факт, что суммы налога не указывались в актах о приемке выполненных в IV квартале 2014 года работ и справках о стоимости этих работ, являются следствием того, что при заключении государственного контракта общество не рассматривало себя в качестве плательщика НДС и основания формирования договорной цены с учетом налога отсутствовали, а не свидетельством согласия сторон договора на возможность увеличения договорной цены в случае возникновения необходимости предъявления налога;
  • утрата организацией права на применение УСНО в период выполнения работ по государственному контракту могла служить основанием не для увеличения договорной цены в результате налогообложения, а для того, чтобы определить права и обязанности подрядчика как плательщика НДС способом, согласующимся с действительно сложившимися экономическими условиями деятельности налогоплательщика – в рамках установленной государственным контрактом твердой цены, что возможно путем применения расчетной налоговой ставки 18/118;
  • этот подход к определению суммы налога не противоречит п. 1 ст. 154 НК РФ, а, напротив, позволяет гарантировать соблюдение требований данной нормы путем установления стоимости работ (без включения в нее суммы налога) и добавляемой к этой стоимости суммы налога, которые в совокупности будут соответствовать реально сформированной договорной цене;
  • действия налогового органа ведут к начислению НДС без возможности его предъявления к оплате покупателю, что не согласуется с природой этого налога и противоречит п. 1 ст. 168 НК РФ. 
Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение, №6, 2019 год

Специальные предложения Аюдар Инфо