Вернуться к списку журналов

О нарушениях представления персонифицированной отчетности

Автор: Мухин С.Р., эксперт журнала

В соответствии с требованиями ст. 15 Федерального Закона от 01.04.1996 №27‑ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам ПФР сведения о застрахованных лицах, определенные данным законом. Рассмотрим вопросы, касающиеся несоблюдения положений названной статьи и привлечения учреждения к ответственности, установленной Законом №27‑ФЗ.

 

За какие нарушения могут привлечь страхователя к ответственности

в отношении ведения персонифицированного учета?

 

Как следует из ст. 11 Закона №27‑ФЗ, страхователи представляют сведения индивидуального персонифицированного учета в территориальные органы ПФР по месту их регистрации:

1) ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, – сведения о каждом работающем у них застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с налоговым законодательством РФ начисляются страховые взносы) (по форме СЗВ-СТАЖ, утвержденной Постановлением Правления ПФР от 06.12.2018 №507п);

2) не позднее 20 дней со дня окончания квартала – сведения, предусмотренные ч. 4 ст. 9 Федерального Закона от 30.04.2008 №56‑ФЗ;

3) не позднее 15‑го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, – сведения о каждом работающем у них застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг) (по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 №83п).

В свою очередь, территориальные органы ПФР осуществляют контроль за правильностью представления страхователями сведений персонифицированного учета, в том числе проверяют достоверность представляемых сведений назначения (перерасчета) сумм обязательного страхового обеспечения работников, имеющих льготы в связи с особыми условиями труда (ст. 16 Закона №27‑ФЗ, ст. 13 Федерального Закона от 15.12.2001 №167‑ФЗ).

 

Напомним, что согласно ст. 3 Закона №27‑ФЗ одной из целей индивидуального (персонифицированного) учета является обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер пенсии при ее назначении.

 

За несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах, а также за непредставление, представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяется штраф в размере 500руб. за каждое такое лицо. За несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных Законом №27‑ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 1000руб. (ст. 17 Закона №27‑ФЗ).

Кроме того, к должностным лицам учреждения за несвоевременное представление сведений, а также их непредставление, подачу в неполном объеме или искаженном виде либо отказ от их представления применяется штраф в размере от 300 до 500руб. (ст. 15.33.2 КоАП РФ).

При привлечении к ответственности страхователей ПФР использует формы документов, которые утверждены Постановлением Правления ПФР от 23.11.2016 №1058п. Формат, порядок и условия их направления страхователям в электронном виде утверждены Постановлением Правления ПФР от 11.01.2018 №3п.

 

Какие обстоятельства могут смягчить вину учреждения

в случае нарушения срока представления отчетности?

 

Отметим, что прямого указания на наличие смягчающих обстоятельств при привлечении к ответственности, установленной ст. 17 Закона №27‑ФЗ за нарушение сроков сдачи отчетности, названная статья не содержит.

Для ответа на поставленный вопрос обратимся к арбитражной практике и выясним, какие решения принимают арбитры при рассмотрении споров в суде.

Так, в Постановлении АС МО от 10.07.2017 №Ф05-8826/2017 по делу №А41-2051/2017 суд первой инстанции привлек страхователя к ответственности за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М в отношении 64 застрахованных лиц в виде штрафа в размере 32000руб.

Однако, исходя из принципа справедливости и соразмерности наказания последствиям допущенного нарушения, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, и снизил размер подлежащего взысканию штрафа до 3200руб.

В Постановлении АС СЗО от 03.12.2018 №Ф07-15064/2018 по делу №А26-3625/2018 суд посчитал начисленную организации сумму штрафа значительной и, приняв во внимание незначительный период пропуска срока предоставления сведений о застрахованных лицах, технический сбой в программе, посредством которой были направлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета, снизил размер штрафных санкций.

Аналогичное решение о снижении штрафа (с 1040000руб. до 10000руб.) за несвоевременное представление персонифицированной отчетности было рассмотрено в Постановлении АС СЗО от 10.08.2017 №Ф07-7994/2017 по делу №А44-204/2017. Суд принял в качестве смягчающих обстоятельств:

  • нарушение срока представления отчетности в первый раз;
  • отсутствие умысла и негативных последствий;
  • незначительный период просрочки (один день).

Из изложенного следует вывод, что полностью избежать штрафа учреждению не удастся, но его размер может быть снижен, если срок просрочки подачи отчетности незначительный.

Дополнительно к вышесказанному отметим, что лицо, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, вправе в течение трех месяцев со дня, когда оно узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, обжаловать это решение в вышестоящем органе ПФР. Данная норма закреплена в ст. 17 Закона №27‑ФЗ. Если решение вышестоящего органа ПФР не удовлетворяет страхователя, он вправе обратиться в суд (ст. 18 Закона №27‑ФЗ).

 

Привлекут ли учреждение к ответственности, если в персонифицированной отчетности
будут обнаружены ошибки?

 

Для ответа на поставленный вопрос обратимся к материалам арбитражной практики и действующему законодательству. Особенно показательным является Постановление АС СЗО от 09.01.2019 №Ф07-16245/2018 по делу №А56-13937/2018. В нем отмечено следующее.

Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.

Согласно правовому подходу, сформулированному в определениях ВС РФ от 02.07.2018 №303‑КГ18-99 по делу №А73-910/2017, от 05.09.2018 №303‑КГ18-5702 по делу №А04-5748/2017, от 05.09.2018 №303‑КГ18-5700 по делу №А04-5751/2017, самостоятельное выявление страхователем ошибки до ее обнаружения Пенсионным фондом и представление в ПФР дополнительных сведений за этот же период позволит снизить размер штрафа, если срок просрочки подачи отчетности незначительный.

Вместе с тем имеющимися в рассматриваемом деле доказательствами подтверждается, что дополнительные сведения представлены больницей на основании уведомления управления ПФР об устранении выявленных ошибок (несоответствий) в представленных страхователем сведениях индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с п. 37 Инструкции №766н, утвержденной Приказом Минтруда РФ от 21.12.2016 №766н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у ПФР, а также несоответствия их формам и форматам, установленным фондом, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий:

  • или лично под расписку;
  • или по почте заказным письмом;
  • или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Пунктом 39 Инструкции №766н предусмотрено, что в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

Однако материалами дела подтверждается, что уведомление фонда о наличии ошибок в представленных сведениях было получено учреждением 10.07.2017, тогда как дополнительные сведения представлены им лишь 02.09.2017, то есть по истечении срока, установленного п. 39 Инструкции №766н.

Таким образом, в рассматриваемом случае отсутствует факт самостоятельного выявления учреждением ошибок в представленной отчетности, в связи с чем организация привлечена к ответственности и на нее наложены штрафные санкции.

В другом судебном решении была рассмотрена противоположная ситуация (см. Постановление АС ДВО от 10.04.2017 №Ф03-924/2017 по делу №А16-1601/2016). Арбитры указали, что вина страхователя во вмененном нарушении отсутствует, поскольку он самостоятельно обнаружил ошибку в представленных сведениях и устранил ее посредством направления дополняющей формы до момента выявления ошибки органом Пенсионного фонда.

В судебных решениях арбитры отмечают: самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом, учреждение реализует свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорные периоды, откорректировав их путем представления в ПФР дополнительных сведений, что допускает не применять к организации финансовые санкции, предусмотренные ст. 17 Закона №27‑ФЗ (см. постановления АС СЗО от 31.08.2018 №Ф07-8944/2018 по делу №А56-73120/2017, от 27.09.2018 №Ф07-2019/2018 по делу №А56-58312/2017).

Приведенный правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.

Таким образом, при соблюдении организацией указанного порядка штрафные санкции не могут быть к ней применены.

Дополнительно к вышесказанному добавим, что учреждение может самостоятельно проверить заполненные сведения, воспользовавшись разд. VI Порядка №507п, утвержденного Приказом Минтруда РФ от 21.12.2016 №766н.

Так, согласно п. 6.7.1 Порядка №507п значение, указанное в графе «Количество застрахованных лиц, на которых представлены сведения, чел.» формы ОДВ-1, должно соответствовать количеству застрахованных лиц, в отношении которых представлены сведения по формам:

  • по форме СЗВ-СТАЖ – количеству застрахованных лиц, отраженных в таблице 3 формы;
  • по форме СЗВ-ИСХ – количеству форм СЗВ-ИСХ, входящих в пакет;
  • по форме СЗВ-КОРР – количеству форм СЗВ-КОРР, входящих в пакет.
Значения, проставленные в разделах формы ОДВ-1, должны равняться суммам значений соответствующих показателей по застрахованным лицам или соответствовать показателям, указанным в формах (п. 6.7.2 Порядка №507п):
  • для форм СЗВ-СТАЖ, СЗВ-КОРР, СЗВ-ИСХ – данные по страхователю должны соответствовать аналогичным данным по формам, входящим в пакет;
  • для формы СЗВ-СТАЖ – при наличии значений в графах 9, 10, 12 таблицы 3 формы СЗВ-СТАЖ обязательно заполнение разд. 5 формы ОДВ-1;
  • для формы СЗВ-ИСХ – значения, указанные в столбцах «Начислено страховых взносов, руб. коп.» и «Уплачено страховых взносов, руб. коп.», должны соответствовать сумме значений аналогичных показателей каждой формы СЗВ-ИСХ, входящей в пакет. В случае если значения различаются, пакет документов, состоящий из форм ОДВ-1 и СЗВ-ИСХ, считается ошибочным и не подлежит приему в ПФР.

 

* * *

 

Кратко сформулируем основные выводы:

1. Учреждение должно соблюдать сроки представления персонифицированной отчетности, установленные Законом №27‑ФЗ.

2. За несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах к страхователям применяется штраф в размере 500руб. за каждое такое лицо. В случае несоблюдения порядка представления отчетности в электронной форме применяются финансовые санкции в размере 1000руб.

3. Как показывает судебная практика, избежать штрафа учреждению не удастся, но его размер может быть снижен, если срок просрочки подачи отчетности незначительный.

4. В случае обнаружения ошибок в представленной отчетности и при своевременном их исправлении до их обнаружения Пенсионным фондом штрафные санкции к страхователю не применяются. 

Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений, №2, 2019 год

Специальные предложения Аюдар Инфо