Вернуться к списку журналов

Нарушения, связанные с отчетностью, в свете новшеств статьи 15.15.6 КоАП РФ

Автор: Никитин В, аудитор КГ «Аюдар»

Новая редакция ст. 15.15.6 КоАП РФ, которая ранее касалась ответственности за нарушения, связанные с бюджетной отчетностью, претерпела ряд существенных изменений:

  • добавили ответственность за несвоевременное представление и непредставление бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также за искажение показателей бюджетной и бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • предусмотрели разную ответственность в зависимости от серьезности искажения показателей отчетности;
  • включили отдельную ответственность за повторные нарушения в бюджетной отчетности;
  • указали основания, когда ответственность не применяется либо когда лицо освобождается от ответственности.

Рассмотрим данные нововведения.

Статья 15.15.6 КоАП РФ обновлена с 09.06.2019 благодаря новшествам Федерального закона от 29.05.2019 № 113‑ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

В пункте 1 Примечаний к данной статье указан круг лиц, на которых она распространяется. Это должностные лица:

  • государственных (муниципальных) учреждений;
  • государственных органов и органов местного самоуправления;
  • иных организаций, осуществляющих бюджетные полномочия по ведению бюджетного учета и (или) составлению бюджетной отчетности.

 

Нарушения, касающиеся бухгалтерской (финансовой) отчетности.

 

В пояснительной записке к проекту федерального закона № 455237‑7 сказано, что в старой редакции ст. 15.15.6 КоАП РФ была предусмотрена административная ответственность за непредставление, несвоевременное представление и недостоверность бюджетной отчетности (формируется в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н). При этом КоАП РФ не была установлена административная ответственность за нарушение порядка составления (формирования) и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности бюджетными и автономными учреждениями (формируется в соответствии с Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н).

В связи с этим в ст. 15.15.6 КоАП РФ включили ответственность за непредставление, несвоевременное представление и искажение показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Отметим, что в части искажения показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности ранее применялась ст. 15.11 «Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности» КоАП РФ. Теперь же эта статья не применяется в тех случаях, которые прямо предусмотрены ст. 15.15.6 КоАП РФ.

 

Несвоевременное представление,непредставление отчетности.

 

Новая редакция ч. 1 ст. 15.15.6 КоАП РФ предусматривает ответственность за непредставление и несвоевременное представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности в виде наложения штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб. За повторное совершение данного нарушения в бюджетной отчетности применяется та же ответственность. Старая редакция этой статьи не касалась несвоевременной подачи бухгалтерской (финансовой) отчетности.

 

Искажение показателей отчетности.

 

Прежняя редакция ст. 15.15.6 КоАП РФ содержала ответственность за представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности в виде штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб. для должностных лиц. В новой редакции расширены случаи ее применения.

Во-первых, она стала распространяться на случаи искажения показателей не только бюджетной, но и бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Во-вторых, в пояснительной записке к проекту федерального закона № 455237‑7 сказано, что предусмотрена классификация нарушений порядка составления (формирования) и представления бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности в зависимости от существенности искажения показателей в процентном и (или) денежном выражении.

Статья 15.15.6 КоАП РФ выделяет три группы искажения показателей бюджетной и бухгалтерской (финансовой) отчетности: незначительное, значительное и грубое нарушения. При этом грубое нарушение касается не только требований к отчетности, но и требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету.

Тяжесть административной ответственности поставлена в зависимость от серьезности нарушения. Кроме того, предусмотрена специальная ответственность за соответствующие повторные нарушения в бюджетной отчетности.

В-третьих, ст. 15.15.6 КоАП РФ установлены четкие критерии признания искажения отчетности незначительным, значительным, а также грубым нарушением.

Вышеуказанные новшества данной статьи приведены в таблице.

Признак

Незначительное нарушение

Значительное нарушение

Грубое нарушение

Характеристика нарушения (ч. 2, 3, 4)

  1. Незначительное искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  2. Нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, не повлекшее искажение показателей этой отчетности

Значительное искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности

Грубое нарушение:

– требований к ведению бюджетного (бухгалтерского) учета (в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности);

– порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности

Размер штрафа для должностных лиц (ч. 2, 3, 4)

От 1 000 до 5 000 руб. (или предупреждение)

От 5 000 до 15 000 руб.

От 15 000 до 30 000 руб.

Размер штрафа для должностных лиц за повторное нарушение (ч. 5, 6, 7)

От 5 000 до 15 000 руб.

От 15 000 до 30 000 руб.

От 30 000 до 50 000 руб.

Критерии отнесения нарушения к той или иной группе

Искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) финансовом результате (п. 2, 3, 4 Примечаний)

Не более чем на 1 % и на сумму от 100 001 до 1 000 000 руб.

Не более чем на 1 % и на сумму более 1 000 000 руб.

 –

От 1 до 10 % и на сумму не более 100 000 руб.

От 1 до 10 % и на сумму от 100 001 до 1 000 000 руб.

От 1 до 10 % и на сумму более 1 000 000 руб.

 –

 –

Более чем на 10 %

Занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов (п. 2, 3, 4 Примечаний)

На сумму не более 100 000 руб. (включительно)

На сумму от 100 001 до 1 000 000 руб.

На сумму более 1 000 000 руб.

Иные критерии

 –

 –

Искажение показателя бюджетной отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению показателя результата исполнения бюджета (пп. 2 п. 4 Примечаний)

 

 

 

Включение в бюджетную или бухгалтерскую (финансовую) отчетность показателей, характеризующих объекты бухгалтерского учета, не подтвержденных соответствующими регистрами бухгалтерского учета и (или) первичными учетными документами (пп. 4 п. 4 Примечаний)

 

 

 

Регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета (пп. 5 п. 4 Примечаний)

 

 

 

Ведение счетов бюджетного (бухгалтерского) учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета (пп. 6 п. 4 Примечаний)

 

 

 

Отсутствие в течение сроков хранения каких‑либо из следующих документов (пп. 7 п. 4 Примечаний):

– первичных учетных документов;

– регистров бухгалтерского учета;

– бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности;

– аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (если проведение аудита было обязательным)

Таким образом, для правильной квалификации искажения показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении (значительное, незначительное или грубое нарушение), нужно определить величину:

  • искажения информации об активах, обязательствах, финансовом результате в отчетности (в процентном и стоимостном выражении);
  • занижения суммы налогов, сборов и страховых взносов.

Из данной таблицы следует, что нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, не повлекшее искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, согласно ст. 15.15.6 КоАП РФ не относится к незначительным нарушениям и не предусматривает административную ответственность.

Отметим, что грубым нарушением признается в том числе отсутствие первичных учетных документов и (или) регистров бухгалтерского учета и т. п. То есть показатели бюджетной и бухгалтерской (финансовой) отчетности могут не содержать искажений, но отсутствие первичных документов будет грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету. При этом ст. 15.15.6 КоАП РФ не содержит разъяснений о том, какое именно количество отсутствующих первичных учетных документов признается грубым нарушением.

 

Нарушения, касающиеся сведений (документов)

для проектов бюджетов бюджетной системы РФ.

 

В старой редакции ст. 15.15.6 КоАП РФ предусматривалась ответственность за формирование и представление сведений (документов) с нарушением установленных требований либо представление заведомо недостоверных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, в виде наложения на должностных лиц штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб. В новой редакции КоАП РФ соответствующие нарушения перенесли в ст. 15.15.7.

 

Основания для освобождения должностного лица от ответственности.

 

Новая редакция ст. 15.15.6 КоАП РФ предусматривает случаи, когда:

  • должностное лицо не признается виновным в совершении правонарушения по данной статье и, соответственно, административная ответственность к нему не применяется;
  • должностное лицо, допустившее правонарушение, освобождается от административной ответственности. 

Неприменение ответственности. Пункт 5 Примечаний к ст. 15.15.6 КоАП РФ снимает ответственность за искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности с лица, на которое возложено ведение бюджетного (бухгалтерского) учета, а также с лица, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, если искажение допущено в результате хотя бы одного из двух обстоятельств:

  • несоответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни;
  • непередача либо несвоевременная передача первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета.

 

Освобождение должностного лица от административной ответственности. В части 6 ст. 15.15.6 КоАП РФ перечислены действия, которые должны быть совершены для освобождения виновного лица от административной ответственности. В пояснительной записке к проекту федерального закона № 455237‑7 указано, что это предусмотрено для гармонизации процедур, связанных
с освобождением от административной ответственности за нарушение порядка составления бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности и ее представления организациями государственного сектора, аналогично ст. 15.11 КоАП РФ.

Виновное должностное лицо освобождается от ответственности, закрепленной в ст. 15.15.6 КоАП РФ, в следующих случаях:

1) при представлении уточненной налоговой декларации (расчета) и уплате на ее (его) основании суммы налога (сбора, страховых взносов), не уплаченной вследствие нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также при уплате соответствующих пеней с соблюдением условий, пре-
дусмотренных ст. 81 НК РФ. Пункт 4 этой статьи устанавливает уплату пеней до представления уточненной налоговой декларации, расчета по страховым взносам;

2) при представлении бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащей уточненные (исправленные) показатели:

  • до принятия бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности финансовым органом, главным распорядителем бюджетных средств, органом, осуществляющим в отношении государственного (муниципального) учреждения функции и полномочия учредителя, либо иным лицом, ответственным за формирование консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • после принятия бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектом консолидированной отчетности, но до момента обнаружения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, ошибок в бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • после проведения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проверки бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, по результатам которой не были обнаружены исправленные ошибки в бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Например, если искажение бюджетной отчетности привело к занижению суммы налога, по нашему мнению, для освобождения от ответственности, предусмотренной ст. 15.15.6 КоАП РФ, необходимо будет подать уточненную бюджетную отчетность, а также уплатить налог и пени.

 

Вывод.

 

Учреждениям нужно внимательно ознакомиться с новой редакцией ст. 15.15.6 КоАП РФ и принять необходимые меры, чтобы у проверяющих органов не было оснований для признания фактов искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также грубого нарушения требований к ведению бюджетного (бухгалтерского) учета или составлению (формированию) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение, №8, 2019 год

Специальные предложения Аюдар Инфо