Вернуться к списку журналов

Внутренний муниципальный финансовый контроль

Автор: Бычков Станислав Сергеевич, государственный советник РФ 3‐го класса

Разъясните полномочия органов внутреннего муниципального финансового контроля, методы проведения контрольных мероприятий в отношении муниципальных бюджетных и автономных учреждений.


В силу норм п. 1 ст. 269.2 БК РФ к полномочиям органов внутреннего муниципального финансового контроля относится контроль:

– за соблюдением бюджетного законодательства  РФ и  иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения,

– за  полнотой и  достоверностью отчетности о  реализации муниципальных программ, в том числе отчетности об исполнении муниципальных заданий.

Перечень объектов государственного (муниципального) финансового контроля установлен ст. 266.1 БК РФ, в которой сказано, что  объектами внутреннего финансового контроля являются в том числе муниципальные бюджетные и автономные учреждения, которые могут быть включены в  план осуществления финансового контроля.

При  осуществлении полномочий по  внутреннему муниципальному контролю органами финансового контроля:

– проводятся проверки, ревизии и обследования;

– объектам контроля направляются акты, заключения, представления и  (или) предписания;

– органам и  должностным лицам, уполномоченным в соответствии с БК РФ, иными актами бюджетного законодательства  РФ принимать решения о  применении предусмотренных БК  РФ мер принуждения, направляются уведомления о  применении бюджетных мер принуждения;

– осуществляется производство по делам об  административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об  административных правонарушениях.

Из  статьи  267.1 БК  РФ следует, что  методами осуществления государственного (муниципального) финансового контроля являются проверка, ревизия, обследование, санкционирование операций, особенности проведения и  оформления которых приведем в таблице: 

Метод контроля

Содержание контрольных мероприятий

Проверка

Контрольные действия по документальному и фактическому изучению:

  • законности отдельных финансовых и хозяйственных операций;
  • достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности учреждения за определенный период

Ревизия

Комплексная проверка деятельности учреждения, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению:

  • законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций;
  • достоверности и правильности отражения финансовых и хозяйственных операций в бюджетной (бухгалтерской) отчетности

Обследование

Анализ и оценка состояния определенной сферы деятельности учреждения

Санкционирование

Совершение разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) на соответствие указанной в них информации требованиям БК РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения

Согласно ст.  267.1 БК  РФ проверки делятся:

– на  камеральные, проводимые по  месту нахождения органа государственного (муниципального) финансового контроля на основании бюджетной (бухгалтерской) отчетности и иных документов, представленных по его запросу;

– на  выездные, которые проводятся по  месту нахождения объекта контроля.

В ходе них в том числе определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной (бухгалтерской) отчетности и первичных документов;

– на встречные проверки. Они проводятся в рамках выездных и (или) камеральных проверок в  целях установления и  (или) подтверждения фактов, связанных с  деятельностью объекта контроля.

В силу ст. 269.2 БК РФ порядок осуществления полномочий органами внутреннего финансового контроля:

– определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальными правовыми актами местных администраций, а  также стандартами осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля;

– должен содержать в  том числе права и  обязанности должностных лиц органов внутреннего финансового контроля, права и обязанности объектов контроля (их должностных лиц), в  частности по  организационно-техническому обеспечению осуществляемых должностными лицами органов внутреннего муниципального контроля проверок, ревизий и обследований.

 


Какие документы оформляются по  результатам контрольных мероприятий?



При  осуществлении своих полномочий органы внутреннего финансового контроля направляют объектам контроля акты, заключения, представления и  (или) предписания. Результаты проверки, ревизии оформляются актом. Результаты обследования оформляются заключением.

Представлением является документ, который должен содержать информацию о выявленных в учреждениях нарушениях, в частности:

– бюджетного законодательства  РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

– условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов.

Представление также содержит требования о принятии мер по устранению причин и  условий таких нарушений или  требования о  возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для  рассмотрения в  установленные в  названном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан. Под предписанием понимается документ органа внутреннего муниципального контроля, содержащий обязательные для  исполнения в обозначенный в предписании срок требования об  устранении нарушений и (или) требования о  возмещении причиненного ущерба РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию.



Разъясните, какая ответственность предусмотрена для муниципальных бюджетных и автономных учреждений за нецелевое использование средств субсидии на  выполнение муниципального задания.



Согласно положениям ст. 15.14 КоАП РФ под  нецелевым использованием бюджетных средств понимается использование бюджетных средств, выразившееся в  том числе в  направлении средств, полученных из  бюджета бюджетной системы  РФ, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не  содержит уголовно наказуемого деяния. Условия предоставления бюджетному и  (или) автономному учреждению субсидии на  выполнение государственного (муниципального) задания  на  основании ст. 78.1 БК РФ устанавливаются соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией или  уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, в соответствии с которыми условия, включая цели предоставления субсидии, а также порядок ее предоставления, могут устанавливаться соглашением о  предоставлении указанной субсидии.

В Письме Минфина РФ от 27.07.2018 №02‑09‑06/53197 сказано, что использование бюджетным и (или) автономным учреждением средств субсидии на выполнение муниципального задания не в соответствии с условиями и целями ее предоставления, установленными соглашением, может повлечь наступление ответственности для учреждения, определенной:

  • 9 соглашением о предоставлении субсидии;
  • 9 положениями ст. 15.14 КоАП РФ.
Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере, №1, 2019 год

Специальные предложения Аюдар Инфо